Всем хорошего дня!
Данная статья является продолжением обзора трехвагонных электросекций образца 1929 года.
Предыдущая часть - "Первые в РСФСР".
Как уже было рассмотрено в предыдущей статье, запуск первых электросекций серий Св (с оборудованием Виккерс) и чуть позже - Сд (с оборудованием завода Динамо) произвело фурор и повысило как коммерческие скорости, так и качество перевозок пассажиров на линии Москва-Мытищи и чуть позже - Мытищи-Пушкино и Мытищи-Щелково.
Факт из прошлого. В то время активно практиковали расцепление секций на промежуточных станциях. Из Москвы электричка уходила в 6тивагонной составности. А в Мытищах ее расцепляли на две части. Первые три вагона шли до Пушкино, а вторые три - до Щелково. Этот факт вспоминает режиссер и любитель железных дорог Лев Рагозин в своем рассказе "Электрички моего детства":
«...Граждане пассажиры!
С шестого пути отправляется пригородный электропоезд. Передние три вагона следуют до станции Щелково, задние три вагона — до Пушкино.
Повторяю...»
Но у нас речь пойдет об опытных электросекциях Св и Сд.
Инженерная мысль в любое время отличается пытливостью и поиском новых решений. Так происходит сейчас, так и было в 1930х годах. Не всегда эти решения оказывались удачными, но были и технические прорывы.
Электросекции с расположением оборудования внутри салона.
Для защиты подвагонной аппаратуры от забивания снегом в зимний период и, как следствие, предотвращения выхода ее из строя от воды, было предложено перенести ее внутрь салона моторного вагона. Для этого у 4х электросекций Св №024-027 был перенесен тамбур со стороны кабины машиниста в моторном вагоне и часть вагона была отдана под аппаратную часть. Соответственно, была уменьшена вместимость салона.
Данный опыт себя не оправдал и оборудование было перенесено назад на штатные места. В дальнейшем электросекции в такой компоновке не строились. Со временем была усилена влагозащита у подвагонных ящиков.
Опытная электросекция Сд-165 на напряжение 3000 вольт.
Электросекции серий Св и Сд выпускались на напряжение 1500 вольт, на котором велась электрификация с 1929 года. В конце 1920х годов не было технологических возможностей делать надежным работу оборудования на 3 кВ. Но такая возможность появилась в середине 1930х по мере совершенствования технологий. Поэтому уже в 1934 году было принято решение о развитии электрификации железных дорог напряжением 3 кВ. Для этого в 1935 году промышленности было поставлено задание о разработке двух новых типов серий электросекций, которые условно обозначались СОШ (Скоростная, Обтекаемая, Широкая) и СОУ (Скоростная, Обтекаемая, Узкая). Но в силу различных причин и проблем ни одна из этих серий не увидела свет.
Взамен этого в 1937 году была выпущена обычная секция Сд №165, но оборудованная опытной аппаратурой и предназначенная для эксплуатации при напряжении в сети 3 кВ. На это напряжение был электрифицирован участок Загорск (ныне Сергиев Посад) - Александров Северных дорог.
Секция была выпущена в двухвагонном, а не в классическом трехвагонном варианте, так как тяговые электродвигатели (ТЭДы) проектировались для планируемой секции меньшей массы.
Так же секция имела отличие от обычных Св и Сд - это отсутствие переходных площадок со стороны "морд" электросекции.
До войны секция испытывалась на Северных дорогах.
К сожалению именно эту секцию война не обошла стороной. В результате прямого попадания авиабомбы был уничтожен моторный вагон Сд-165. Уцелели только тележки и подвагонное оборудование.
В 1944 году, когда фашистских захватчиков гнали назад в Германию с территории СССР, уцелевший прицепной вагон и остатки моторного вагона №165 были отправлены в Тбилиси. Там моторный вагон был восстановлен. Для этого Тбилисский завод использовал кузов более старого вагона Св-010.
Получилась уникальная ситуация - восстановленный в более старом кузове моторный вагон имел клепанную конструкцию, а уцелевший прицепной вагон - сварную, как полагается вагону более позднего выпуска.
Электросекция осталась работать на Закавказской дороге и работала на маршруте Тбилиси-Боржоми.
К сожалению автор не нашел информации, в какие цвета была окрашена эта электросекция на Закавказской жд. Если кто-то владеет данной информацией - буду благодарен!
Сд-165 была первой из всех электросекций С всех типов, в которую были врезаны подножки для входа с низких платформ! До этого переоборудования все выпущенные на 1944 год секции Св и Сд имели выход только на высокие платформы. Все дальнейшие переоборудования, а так же выпуск секций Ср3 - Н делались по типу и с учетом опыта переоборудования именно Сд-165.
На фото можно заметить еще один нюанс. Эта электросекция была оборудована буферами. и крюком со стороны "морды". До этого буфера были только на Св-001 и в дальнейшем их снимали. Как правило на электросекциях оставляли только один буферный стакан для того, чтобы машинист мог залезть и протереть лобовое окно.
Наличие длинных перегонов и малое количество остановок позволили дополнить двухвагонную секцию Сд-165 третьим прицепным вагоном. Но секция была дополнена нестандартным вариантом.
Так как моторный и "родной" прицепной вагон не имели переходного межвагонного суфле со стороны кабины машиниста, то третий вагон было возможно вцепить только между уже имеющимися двумя.
Поэтому электросекция получилась нестандартной компоновки: Моторный + Прицепной + Прицепной.
Так же это единственный известный автору пример, когда именно моторный вагон не имел сквозного прохода в трехвагонной секции.
На основе электросекций Св и Сд еще были созданы электросекции РС с рекуперативным торможением. О них будет отдельный рассказ чуть позже.
По традиции - пара слов о модели.
Модель Сд-165 находится только в самом начале своего создания. Нарезаны на лазерной резке боковины и различные детали. В дальнейшем планируется создание двухвагонной электросекции в послевоенном окрасе Закавказской дороги.
Спасибо за прочтение!
Предыдущая статья про секции Св и Сд.