3,9K подписчиков

Красиво заполнить пространство. Художница Jane Peterson

937 прочитали
Картины Джейн Петерсон нельзя охарактеризовать однозначно. Они сочетают в себе несколько прославленных стилей и художественных направлений конца 19-го и начала 20-го веков.

Картины Джейн Петерсон нельзя охарактеризовать однозначно. Они сочетают в себе несколько прославленных стилей и художественных направлений конца 19-го и начала 20-го веков.

На первый взгляд некоторые ее работы могут показаться и вовсе традиционными — Петерсон написала множество натюрмортов с цветами.

Мальвы. Масло, серебряная фольга, холст. Источник: https://gpgallery.com/gallery/artist/peterson/
Мальвы. Масло, серебряная фольга, холст. Источник: https://gpgallery.com/gallery/artist/peterson/
Но, по словам искусствоведа Элизабет Болленберг: «Петерсон была авантюристкой, женщиной, жившей на рубеже веков, которая закончила колледж, самостоятельно путешествовала по Европе, знала Гертруду Стайн, частенько проводила время в компании Матисса и Пикассо».
Лодки в гавани. Глостер. Масло, холст. Источник: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/american-art/jane-peterson-boats-in-harbor-gloucester
Лодки в гавани. Глостер. Масло, холст. Источник: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/american-art/jane-peterson-boats-in-harbor-gloucester
Зеленое платье. Масло, холст. Источник: https://alongtimealone.tumblr.com/post/172756597454/jane-peterson-the-green-dress-add-artwork
Зеленое платье. Масло, холст. Источник: https://alongtimealone.tumblr.com/post/172756597454/jane-peterson-the-green-dress-add-artwork

История ее жизни похожа на старый романтичный черно-белый фильм: девушка из небогатой семьи становится известной художницей, путешествующей по миру.

Затем, будучи уже в возрасте 50 лет, она выходит замуж за богатого пожилого юриста, оставив позади каналы Венеции и базары Стамбула. Жизнь ее ограничится домом на Пятой авеню, студией, натюрмортами.

Однажды Петерсон произнесла в интервью: «из любой точки мира я всегда хочу вернуться в Нью-Йорк».
Гортензии. Масло, холст. Источник: https://huariqueje.tumblr.com/post/137416916531/hydrangeas-jane-peterson-1965-american
Гортензии. Масло, холст. Источник: https://huariqueje.tumblr.com/post/137416916531/hydrangeas-jane-peterson-1965-american

Но были и другие места, близкие ее сердцу. Среди них Глостер и Ипсвич в штате Массачусетс, а также художественная колония на мысе Энн.

Некоторые из лучших картин Петерсон написала в Глостере, красочных, наполненных солнечным светом. Художница была в восторге от городка и дрожащих бликов света на побережье.

Лодки. Глостер. Масло, картон. Источник: https://www.markmurray.com/jane-peterson-paintings-for-sale
Лодки. Глостер. Масло, картон. Источник: https://www.markmurray.com/jane-peterson-paintings-for-sale
Сцена на пляже. Глостер. Гуашь, бумага. Источник: https://www.hirschlandadler.com/galleries-inventory/jane-peterson-1876-19652
Сцена на пляже. Глостер. Гуашь, бумага. Источник: https://www.hirschlandadler.com/galleries-inventory/jane-peterson-1876-19652
На пирсе. Эдгартаун. Масло, холст. Источник: https://www.caldwellgallery.com/artists/jane-peterson/sold-archive?view=slider
На пирсе. Эдгартаун. Масло, холст. Источник: https://www.caldwellgallery.com/artists/jane-peterson/sold-archive?view=slider

Вот как все начиналось. Дженни Кристин Петерсон родилась в Элджине, штат Иллинойс, в 1876 году. Она была вторым ребенком в многодетной семье норвежца Юлиуса Джона и шведки Кэтрин Олсон Петерсонов. Глава семейства работал ювелиром в часовой компании Elgin.

Дженни училась в государственной школе Элджина, преподаватели рано заметили ее художественные склонности и талант. Но отец сомневался в дальнейшем успехе дочери, которая твердо решила заниматься живописью. Денег в семье было мало, да и женщинам в то время было очень непросто сделать себе имя в художественных кругах.

Автопортрет. Гуашь, акварель. Источник: https://je-nny.livejournal.com/6369067.html
Автопортрет. Гуашь, акварель. Источник: https://je-nny.livejournal.com/6369067.html

Ей помогла мать. Она дала Дженни взаймы 300 долларов на билет на поезд, обучение и первоначальные расходы, что было значительной для семьи суммой.

Весенний пейзаж. Масло, холст. Источник: https://gpgallery.com/gallery/artist/peterson/
Весенний пейзаж. Масло, холст. Источник: https://gpgallery.com/gallery/artist/peterson/
Ирисы и ромашки. Масло, холст. Источник: https://www.questroyalfineart.com/peterson-a-still-life-with-irises-daisies-and-aster/
Ирисы и ромашки. Масло, холст. Источник: https://www.questroyalfineart.com/peterson-a-still-life-with-irises-daisies-and-aster/

Дженни проехала сорок миль до Художественного института Чикаго. Там она успешно сдала так называемый «экзамен на художественные способности».

В 1895 году Дженни Петерсон приняли в престижный Институт Пратта в Нью-Йорке. Институт Пратта был основан партнером Джона Д. Рокфеллера Чарльзом Праттом для «обучения молодежи творческих способностей быть ответственными за свое место в обществе».

Это вполне подходило Дженни – она хотела живописью зарабатывать на жизнь. Одним из ее преподавателей стал известный художник Артур Уэсли Доу. В те годы Доу уже опубликовал свой труд под названием «Композиция», где собрал воедино свою философию и методы преподавания.

Суть этой философии кратко была изложена Джорджией О'Киф, которой Доу преподавал в Педагогическом колледже Колумбийского университета: «У этого человека была одна доминирующая идея: красиво заполнить пространство...».
Летний букет. Масло, холст. Источник: https://www.etoretro.ru/pic226531.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
Летний букет. Масло, холст. Источник: https://www.etoretro.ru/pic226531.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
Солнечные, яркие желтые и оранжевые цветы в « Летнем букете » сами похожи на счастье, которое художница испытывала, создавая натюрморты. Цинниям отдано центральное место. В работе «Цветочная живопись» она пишет: «Я особенно люблю циннии, и они любят меня. Я выращивала их, жила с ними, играла с ними, изучала их симпатии и антипатии и была рада видеть, как быстро они реагируют на любовь и внимание».

Для Дженни Петерсон лекции Доу стали откровением.

«Моя большая и всепоглощающая страсть — любовь к прекрасному. Красивые вещи доставляют мне удовольствие. Поскольку изобразительное искусство — это применение принципа эстетики или красоты, живопись особенно привлекала меня как отдушина». (Из интервью Джейн Петерсон журналу The Garden Magazine в 1922 году).
Орхидея сорта Cattleya. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider
Орхидея сорта Cattleya. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider
Весенний букет. Масло, холст. Источник: https://www.pafa.org/museum/collection/item/spring-bouquet
Весенний букет. Масло, холст. Источник: https://www.pafa.org/museum/collection/item/spring-bouquet

В 1901 году художница поступает в Лигу студентов-художников в Нью-Йорке. Одним из ее преподавателей там был художник Генри Б. Снелл. С ним и его семьей у нее завязывается дружба на долгие годы. В это же время она начинает преподавать живопись в различных государственных школах, чтобы заработать на жизнь.

Летом 1907 года Петерсон уехала в Европу со Снеллом и его женой Флоренс, тоже художницей. Они побывали в Корнуолле, Франции, Голландии, северной Италии и Венеции.

Люксембургский сад, Париж. Масло, картон. Источник: https://www.markmurray.com/jane-peterson-luxembourg-gardens-paris
Люксембургский сад, Париж. Масло, картон. Источник: https://www.markmurray.com/jane-peterson-luxembourg-gardens-paris
Люксембургский сад. Масло, холст. Источник: https://arthur.io/art/jane-peterson/luxembourg-gardens?crtr=1
Люксембургский сад. Масло, холст. Источник: https://arthur.io/art/jane-peterson/luxembourg-gardens?crtr=1
Венеция на рассвете. Масло, картон. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#4
Венеция на рассвете. Масло, картон. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#4
Венеция. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#5
Венеция. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#5
Цветущее рожковое дерево, остров Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция. 1914. Масло, холст. Источник: http://www.allinsongallery.com/peterson/index.html
Цветущее рожковое дерево, остров Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция. 1914. Масло, холст. Источник: http://www.allinsongallery.com/peterson/index.html

На Венецианской биеннале Петерсон очаровали картины в стиле ар-нуво художника Фрэнка Брэнгвина. Она решила уехать в Англию, чтобы учиться в его Лондонской школе искусств.

Ответ. Масло, холст. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699
Ответ. Масло, холст. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699

Весной 1908 года по совету Брэнгвина художница снова отправилась в Париж, чтобы учиться у одного из самых известных светских портретистов того времени Жака-Эмиля Бланша. В в Париже она познакомилась с Гертрудой Стайн, и иногда посещала ее салон.

Карусель. Париж. Масло, холст. Источник: https://jonathanboos.com/notable-sales/carousel-paris-jane-peterson/
Карусель. Париж. Масло, холст. Источник: https://jonathanboos.com/notable-sales/carousel-paris-jane-peterson/

В Париже состоялась первая ее персональная выставка в Société des Artistes Français. Позже, в том же 1909 году, она с успехом выставила свои работы в клубе St. Botolph в Бостоне.

Лодочная пристань. Уголь, гуашь. Источник: https://www.bonhams.com/auctions/20075/lot/70/
Лодочная пристань. Уголь, гуашь. Источник: https://www.bonhams.com/auctions/20075/lot/70/

Тогда же она сменила имя на Джейн.

В Венеции Петерсон познакомилась с американским художником Фрэнсисом Хопкинсоном Смитом, который уловил некоторое сходство между ее стилем и стилем испанского импрессиониста Хоакина Сорольи-и-Бастиды. Смит познакомил двух художников, и Соролья согласился обучать Петерсон. Летом 1909 года Джейн Петерсон приехала в Мадрид.

Соролья выступал за работу на пленэре, с натуры, и, что особенно важно, быстро. Петерсон усвоила этот урок, а также начала использовать более яркую цветовую палитру. Из всех ее учителей и наставников Соролья оказал на нее самое глубокое влияние. Работы Петерсон стали более непосредственными, заиграли яркими красками.

Гейша. Масло, картон. Источник: https://www.bonhams.com/auctions/22332/lot/63/
Гейша. Масло, картон. Источник: https://www.bonhams.com/auctions/22332/lot/63/

Далее были поездки в Алжир, Тунис и Египет.

«Разве это не странно — вот я одна, еду в самый фанатичный город, не могу сказать ни слова о языке, на дешевой лодке в неизвестный порт, и я ничуть не боюсь!»
Сцена на базаре. Гуашь. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699
Сцена на базаре. Гуашь. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699

В 1916 году она сопровождала Луи К. Тиффани в экспедиции на северо-запад Канады и Аляску. Побывала она и в художественных колониях Новой Англии — Глостере, Ньюпорте, Провинстауне и Оганквите.

Флэппер. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#2
Флэппер. Масло, холст. Источник: https://www.debraforce.com/artists/jane-peterson/featured-works?view=slider#2
Флэпперы (хлопушки, вертихвостки) — прозвище молодых женщин «с новыми представлениями о том, как жить». Они перестали носить корсеты, стали пользоваться косметикой и коротко подстригли волосы, создав новый, современный образ.

Но в Европу она возвращалась почти каждое лето, за исключением времени Первой мировой войны.

Старая церковь в Гранаде. Масло, холст. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699
Старая церковь в Гранаде. Масло, холст. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699

Лето 1924 года Джейн Петерсон провела в Константинополе. В 1925 году состоялась выставка ее картин, написанных в Турции.

Дворец султанши в Константинополе. Масло, холст
Дворец султанши в Константинополе. Масло, холст
Летнее кафе. Константинополь. Масло, холст.
Летнее кафе. Константинополь. Масло, холст.

Тогда же она познакомилась в опере с богатым юристом Бернардом Филлипом. Он был на двадцать пять лет старше ее, но, тем не менее, сделал ей предложение. После свадьбы был куплен огромный дом на Пятой авеню, напротив Метрополитен-музея, на крыше которого располагалась студия художницы.

Главным условием брака было сохранение обычного распорядка дня Филиппа. Творчество художницы изменилось, прекратились путешествия, писала она преимущественно натюрморты, которые называла «цветочными портретами». Работала она в студии или загородном доме Роки Хилл в Ипсвиче.

Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699
Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353699
Источник: https://www.cavaliergalleries.com/exhibition/136/exhibition_works/6965
Источник: https://www.cavaliergalleries.com/exhibition/136/exhibition_works/6965

Филипп умер в 1929 году, Он оставил жене пожизненную ренту, целевой фонд, а также дома на Пятой авеню и в Ипсвиче со всей мебелью и коллекциями.

Джейн Петерсон вернулась в Европу, но со временем почувствовала, что устала от путешествий.

Репортеру New York Sun она сказала, что «повидала большинство очаровательных закоулков между полюсами».
Гавань в Глостере. Масло, холст. Источник: https://plurdledgabbleblotchits.tumblr.com/post/29901054795/chasingtailfeathers-jane-peterson-american
Гавань в Глостере. Масло, холст. Источник: https://plurdledgabbleblotchits.tumblr.com/post/29901054795/chasingtailfeathers-jane-peterson-american

Публика же 1950-х -1960-х годов переключилась на «чистую абстракцию». Последние пять лет своей жизни Джейн Петерсон прожила у своей племянницы в Канзасе.

Ее имя постепенно исчезло из светских новостей, а после смерти в 1965 году имущество и картины (их было более полутора тысяч) распродали.

Прожила она почти 90 лет. Прожила жизнь по своим правилам.

Джейн Петерсон делает набросок на пляже. Документы Джейн Петерсон, 1907–1981, Архив американского искусства, Смитсоновский институт. Источник: https://surovekgallery.com/jane-peterson/
Джейн Петерсон делает набросок на пляже. Документы Джейн Петерсон, 1907–1981, Архив американского искусства, Смитсоновский институт. Источник: https://surovekgallery.com/jane-peterson/

Художница предпочитала работать маслом, акварелью, гуашью и углем, и часто комбинировала несколько техник вместе.

Обложка: Приманка бабочки (1914). Масло, холст.
Источник: https://ipswich.files.wordpress.com/2020/08/lure-of-the-butterfly-jane-peterson-1.jpg

Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:

Os. Bend.

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.