Картины Джейн Петерсон нельзя охарактеризовать однозначно. Они сочетают в себе несколько прославленных стилей и художественных направлений конца 19-го и начала 20-го веков.
На первый взгляд некоторые ее работы могут показаться и вовсе традиционными — Петерсон написала множество натюрмортов с цветами.
Но, по словам искусствоведа Элизабет Болленберг: «Петерсон была авантюристкой, женщиной, жившей на рубеже веков, которая закончила колледж, самостоятельно путешествовала по Европе, знала Гертруду Стайн, частенько проводила время в компании Матисса и Пикассо».
История ее жизни похожа на старый романтичный черно-белый фильм: девушка из небогатой семьи становится известной художницей, путешествующей по миру.
Затем, будучи уже в возрасте 50 лет, она выходит замуж за богатого пожилого юриста, оставив позади каналы Венеции и базары Стамбула. Жизнь ее ограничится домом на Пятой авеню, студией, натюрмортами.
Однажды Петерсон произнесла в интервью: «из любой точки мира я всегда хочу вернуться в Нью-Йорк».
Но были и другие места, близкие ее сердцу. Среди них Глостер и Ипсвич в штате Массачусетс, а также художественная колония на мысе Энн.
Некоторые из лучших картин Петерсон написала в Глостере, красочных, наполненных солнечным светом. Художница была в восторге от городка и дрожащих бликов света на побережье.
Вот как все начиналось. Дженни Кристин Петерсон родилась в Элджине, штат Иллинойс, в 1876 году. Она была вторым ребенком в многодетной семье норвежца Юлиуса Джона и шведки Кэтрин Олсон Петерсонов. Глава семейства работал ювелиром в часовой компании Elgin.
Дженни училась в государственной школе Элджина, преподаватели рано заметили ее художественные склонности и талант. Но отец сомневался в дальнейшем успехе дочери, которая твердо решила заниматься живописью. Денег в семье было мало, да и женщинам в то время было очень непросто сделать себе имя в художественных кругах.
Ей помогла мать. Она дала Дженни взаймы 300 долларов на билет на поезд, обучение и первоначальные расходы, что было значительной для семьи суммой.
Дженни проехала сорок миль до Художественного института Чикаго. Там она успешно сдала так называемый «экзамен на художественные способности».
В 1895 году Дженни Петерсон приняли в престижный Институт Пратта в Нью-Йорке. Институт Пратта был основан партнером Джона Д. Рокфеллера Чарльзом Праттом для «обучения молодежи творческих способностей быть ответственными за свое место в обществе».
Это вполне подходило Дженни – она хотела живописью зарабатывать на жизнь. Одним из ее преподавателей стал известный художник Артур Уэсли Доу. В те годы Доу уже опубликовал свой труд под названием «Композиция», где собрал воедино свою философию и методы преподавания.
Суть этой философии кратко была изложена Джорджией О'Киф, которой Доу преподавал в Педагогическом колледже Колумбийского университета: «У этого человека была одна доминирующая идея: красиво заполнить пространство...».
Солнечные, яркие желтые и оранжевые цветы в « Летнем букете » сами похожи на счастье, которое художница испытывала, создавая натюрморты. Цинниям отдано центральное место. В работе «Цветочная живопись» она пишет: «Я особенно люблю циннии, и они любят меня. Я выращивала их, жила с ними, играла с ними, изучала их симпатии и антипатии и была рада видеть, как быстро они реагируют на любовь и внимание».
Для Дженни Петерсон лекции Доу стали откровением.
«Моя большая и всепоглощающая страсть — любовь к прекрасному. Красивые вещи доставляют мне удовольствие. Поскольку изобразительное искусство — это применение принципа эстетики или красоты, живопись особенно привлекала меня как отдушина». (Из интервью Джейн Петерсон журналу The Garden Magazine в 1922 году).
В 1901 году художница поступает в Лигу студентов-художников в Нью-Йорке. Одним из ее преподавателей там был художник Генри Б. Снелл. С ним и его семьей у нее завязывается дружба на долгие годы. В это же время она начинает преподавать живопись в различных государственных школах, чтобы заработать на жизнь.
Летом 1907 года Петерсон уехала в Европу со Снеллом и его женой Флоренс, тоже художницей. Они побывали в Корнуолле, Франции, Голландии, северной Италии и Венеции.
На Венецианской биеннале Петерсон очаровали картины в стиле ар-нуво художника Фрэнка Брэнгвина. Она решила уехать в Англию, чтобы учиться в его Лондонской школе искусств.
Весной 1908 года по совету Брэнгвина художница снова отправилась в Париж, чтобы учиться у одного из самых известных светских портретистов того времени Жака-Эмиля Бланша. В в Париже она познакомилась с Гертрудой Стайн, и иногда посещала ее салон.
В Париже состоялась первая ее персональная выставка в Société des Artistes Français. Позже, в том же 1909 году, она с успехом выставила свои работы в клубе St. Botolph в Бостоне.
Тогда же она сменила имя на Джейн.
В Венеции Петерсон познакомилась с американским художником Фрэнсисом Хопкинсоном Смитом, который уловил некоторое сходство между ее стилем и стилем испанского импрессиониста Хоакина Сорольи-и-Бастиды. Смит познакомил двух художников, и Соролья согласился обучать Петерсон. Летом 1909 года Джейн Петерсон приехала в Мадрид.
Соролья выступал за работу на пленэре, с натуры, и, что особенно важно, быстро. Петерсон усвоила этот урок, а также начала использовать более яркую цветовую палитру. Из всех ее учителей и наставников Соролья оказал на нее самое глубокое влияние. Работы Петерсон стали более непосредственными, заиграли яркими красками.
Далее были поездки в Алжир, Тунис и Египет.
«Разве это не странно — вот я одна, еду в самый фанатичный город, не могу сказать ни слова о языке, на дешевой лодке в неизвестный порт, и я ничуть не боюсь!»
В 1916 году она сопровождала Луи К. Тиффани в экспедиции на северо-запад Канады и Аляску. Побывала она и в художественных колониях Новой Англии — Глостере, Ньюпорте, Провинстауне и Оганквите.
Флэпперы (хлопушки, вертихвостки) — прозвище молодых женщин «с новыми представлениями о том, как жить». Они перестали носить корсеты, стали пользоваться косметикой и коротко подстригли волосы, создав новый, современный образ.
Но в Европу она возвращалась почти каждое лето, за исключением времени Первой мировой войны.
Лето 1924 года Джейн Петерсон провела в Константинополе. В 1925 году состоялась выставка ее картин, написанных в Турции.
Тогда же она познакомилась в опере с богатым юристом Бернардом Филлипом. Он был на двадцать пять лет старше ее, но, тем не менее, сделал ей предложение. После свадьбы был куплен огромный дом на Пятой авеню, напротив Метрополитен-музея, на крыше которого располагалась студия художницы.
Главным условием брака было сохранение обычного распорядка дня Филиппа. Творчество художницы изменилось, прекратились путешествия, писала она преимущественно натюрморты, которые называла «цветочными портретами». Работала она в студии или загородном доме Роки Хилл в Ипсвиче.
Филипп умер в 1929 году, Он оставил жене пожизненную ренту, целевой фонд, а также дома на Пятой авеню и в Ипсвиче со всей мебелью и коллекциями.
Джейн Петерсон вернулась в Европу, но со временем почувствовала, что устала от путешествий.
Репортеру New York Sun она сказала, что «повидала большинство очаровательных закоулков между полюсами».
Публика же 1950-х -1960-х годов переключилась на «чистую абстракцию». Последние пять лет своей жизни Джейн Петерсон прожила у своей племянницы в Канзасе.
Ее имя постепенно исчезло из светских новостей, а после смерти в 1965 году имущество и картины (их было более полутора тысяч) распродали.
Прожила она почти 90 лет. Прожила жизнь по своим правилам.
Художница предпочитала работать маслом, акварелью, гуашью и углем, и часто комбинировала несколько техник вместе.
Обложка: Приманка бабочки (1914). Масло, холст.
Источник: https://ipswich.files.wordpress.com/2020/08/lure-of-the-butterfly-jane-peterson-1.jpg
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.