Alphaville - Strange Attractor. Альбом с недооценёнными шедеврами.

255 full reads

Всем привет! Вы на "Музыкальном лайнере времени"! Ну что, после неоднозначного релиза нового сингла от Secret Service возвращаемся к той самой линейке исполнителей, которых я определил для разбора на лайнере. Вообще на месте Alphaville сейчас должны были быть Roxette. Но в какой-то момент меня в комментариях попросили разобрать что-нибудь от Alphaville и указали на то, что их альбом Strange Attractor - отличная вещь. Я решил последовать этому предложению, так что с обзором Roxette придётся повременить. Но немного. Уже после этой статьи я к ним вернусь. А сейчас Alphaville. Приятного прочтения!

Только выделяя жирным шрифтом ключевые слова в открывающем абзаце, я разглядел, что на обложке изображены люди.
Только выделяя жирным шрифтом ключевые слова в открывающем абзаце, я разглядел, что на обложке изображены люди.

Напоминаю вам о том, что вы можете подписаться на мой Telegram-канал. Там тоже выходят различные вещи, связанные с музыкой - перезаливы моих старых статей и всякого рода музыкальные новости. Присоединяйтесь, будет интересно.

Итак, поскольку Alphaville удостоился побывать на лайнере только один раз (дело было прошлым летом, когда я выпустил не совсем удачную статью, где сравнивал Alphaville и A-ha), то обзор начну с краткой характеристики этой группы. Ключевым человеком здесь является Мариан Голд. Настоящее имя этого человека Хартвиг Ширбаум, и он родился 26 мая 1954 года в Херфорде. Alphaville появились на свет в 1982 году. В начале 80-х Голд познакомился с Бернхардом Ллойдом, а позже к ним присоединился Франк Мертенс. Втроём они и образовали группу, которую изначально назвали Forever Young, но которая затем была переименована в Alphaville.

Дебютный альбом коллектива Forever Young вышел в 1984 году и обеспечил группе всемирную славу благодаря одноимённому хиту, а также легендарной Big In Japan. Следующий альбом Afternoons In Utopia был очень успешным, группа продала около полумиллиона экземпляров. Коллектив, к слову, больший упор сделал именно на студийную работу. Однако во время записи следующего альбома Breathtaking Blue между участниками коллектива начались активные споры. В результате после релиза альбома в 1989 году группа (в которой, к слову, уже не было Фрэнка Мертенса, на место которого пришёл Рики Эколет) на время приостановила творческую деятельность. В 1992 году вышел первый сборник хитов.

В 1994 году происходит возвращение Alphaville и выпуск их нового студийного альбома Prostitute, который совместил в себе элементы разных жанров, однако диск не был коммерчески успешен. Как бы то ни было, спустя 3 года выходит ещё один альбом - Salvation, на котором группа вернулась к истокам в лице синтипоп-мелодий. Это привело к небольшому успеху (74 место в немецком чарте), однако в это время группу покинул Рики Эколет. Следующий диск Catching Rays On Giant вышел только в 2010 году, и к тому моменту из оригинального состава остался только Мариан Голд, ведь Бернхард Ллойд покинул группу. Альбом достиг 9 позиции в немецком чарте. И вот спустя 7 лет молчания вышел последний на данный момент студийный альбом Strange Attractor. Его мы и разбираем сегодня.

Alphaville - Strange Attractor. Альбом с недооценёнными шедеврами.

Коммерчески Strange Attractor оказался диском среднего уровня - в немецком чарте он занял 39 место. Было ещё 94 место в Швейцарии. Название диска переводится как "Странный аттрактор". Тут вполне возможно имеется отсылка к Великому аттрактору - таинственному объекту в глубинах Вселенной, где расположено огромное сверхскопление галактик, из-за чего там формируется огромное притяжение, которое влияет на Млечный путь и другие галактики. Потому то альбом и назван таким образом, он словно бы должен притягивать всеобщее внимание. Оригинальный вариант, учитывая, что в альбоме нет композиции Strange Attractor.

Кстати, понятие "странный аттрактор" действительно существует в науке, он обозначает притягивающее множество неустойчивых траекторий в фазовом пространстве диссипативной динамической системы. Проще сказать, в нём неустойчивый режим функционирования. Знаю, звучит это всё чересчур заумно, так что вдаваться в эти физико-математические подробности мы не будем.

Альбом начинается с композиции Giants. Это спокойная, размеренная композиция, которая как бы настраивает слушателя на восприятие основного материала альбома. Песня очень интересна с точки зрения смысла, в ней отсутствует привычная схема "куплет-припев". Разбирать смысл текста - одно удовольствие. Давайте возьмём вот такие строчки:

"Мы карнавальные маски, которые превосходят реальность. Так много желания, не дай ему умереть. Мы можем быть исполинами, хоть мы и малы, потому что никто не идеален, никто не идеален"

Первые слова про карнавальные маски могут намекать на то, что лица, от имени которых произносит свои реплики лирический герой, на самом деле не такие, какие они есть, у каждого из них есть своё потаённое дно. И оно весьма приличное, ведь дальше герой признается, что все они превосходят реальность. То есть им удалось выйти за пределы обыденных законов. Причём здесь это можно трактовать двояко. Первый вариант - выход за пределы законов физической реальности. Второй вариант - выход за пределы обыденной, серой жизни, в которой всё повторяется изо дня в день. Я всё же склоняюсь к этому варианту.

И он словно бы подтверждается следующими словами про множество желаний. Когда у нас есть желание, у нас есть причина двигаться вперёд, потому эти желания не должны умирать. Следующие строки про возможность быть исполинами - это своего рода намёк, что можно подняться значительно выше того уровня, на котором ты находишься сейчас, что можно стать больше. Последние строчки про неидеальность каждого из нас продолжают эту мысль. Никто не идеален, но мы можем стать идеальными.

Такие вот интересные строчки у этой песни. Звучание у неё очень интересное, рисующее нам необычайные образы. Как по мне, это отличное начало для такого альбома.

Следующая песня - это Marionettes With Halos, или "Марионетки с ореолами". Что это вообще такое? Слово halo вообще переводится ещё и как "нимб", а нимб - это почти то же самое, что и ореол. Это золотой диск, который изображается у всех святых, это признак святости. Т.е. у нас тут как бы получаются "Святые марионетки". Оригинальное название, надо сказать.

В отличие от предыдущей композиции эта песня - самый настоящий боевик. Синтезаторов тут предостаточно, есть немного электрогитары. Ритм качает, под него самое то танцевать. Голос Мариана Голда здесь уже ближе к своим истинным частотам (в Giants он был чрезвычайно низкий и глубокий). Интересный момент наступает в бридже, когда всё словно бы замирает. Что насчёт текстов, то тут всё очень интересно:

"Марионетки с нимбами продают свои права...Ты полон лжи, сутенерв Х-факторе, аплодисменты после финальных титров, когда упыри покидают театр".

Текст запутанный, но я его вижу как аллегорию на современных звёзд шоу-бизнеса. Не случайно тут у нас святые марионетки продают свои права (каким бы легендарным не был артист, он всегда марионетка продюсера), упоминаются аплодисменты после финальных титров. В тексте также упоминается имя Дика Роу. Это британский продюсер, который в своё время отказался подписывать контракт с The Beatles и лишил себя, таким образом, миллионной прибыли. С учётом того, что в Marionettes With Halos Дик упоминается как герой всяческих "рок-н-ролл евнухов", песня приобретает интереснейший смысл.

Следующая на очереди песня - это House Of Ghosts. Тоже неплохое название - "Дом призраков". Она начинается вдохновляющее, а Мариан Голд начинает петь именно тем голосом, каким он пел. Песня звучит добротно, мажорно, в стиле Alphaville. После неё начинается не менее красивая Around The Universe. На этот раз на первый план выходит гитара (причём акустическая, а не электронная). Это и придаёт песне красоты, которой можно наслаждаться вечно. Лирика здесь соответствующая:

"Помолись, помолись за меня. Когда же я снова вернусь? Сохрани молитву, сохрани её для меня. Когда же я снова вернусь, когда вернусь?...Когда я смогу справиться с любовью? Когда же я научусь? Я чувствую, что должен идти сам не знаю куда, сам не знаю куда".

Следующая песня имеет название, которое готово заставить улыбнуться всех поклонников Майкла Крету и жанра enigmatic. Песня называется Enigma. Да, именно так она и называется. Напоминаю, что слово это греческого происхождения и означает "загадка". Звучит, к слову, она соответствующе. Она расслабляет, позволяет помечтать. Марин Голд поёт необычайно красиво и мощно, здесь уже нет тех загадочных символов, как в двух первых песнях альбома. Здесь лирический герой словно бы страдает от разлуки с любимой:

"И хотя твои очертания светятся как миллион жарких солнечных дней, ничто не вернёт тебя, ничто не вернёт тебя, моя истинная любовь".

В бридже на некоторое время возникает динамика, но затем всё возвращается в прежнюю колею, а красота только усиливается. Словом, шедевр да и только. Группа явно вошла во вкус при написании песен.

Следующая песня - это Mafia Island. Здесь композиции становятся поистине огромными. Enigma длилась 6 минут, Mafia Island длится 6 минут 22 секунды. К слову, потом пойдёт композиция длительностью 7 минут 49 секунд! И только после неё пойдут уже обычные 3-4-минутые песни. Итак, Mafia Island. Названия у песен прямо таки очень интересные, то у нас святые марионетки, то энигма, теперь у нас остров мафии. Начинается песня очень интересно. Вокал тут своеобразный, мне в нём слышны оттенки автотюна, которым так любят баловаться современные исполнители. Вся песня построена на основе современных технологий звукозаписи. Она звучит очень размеренно, элементы с гитарой особенно прекрасны. Финальная часть завораживает, всё заканчивается на звуках моря. Красота да и только.

Следующей идёт A Handful Of Darkness, или "Пригоршня тьмы". Это вообще что-то с чем-то, очень выделяющаяся и философская песня. Здесь большая длительность песни идёт ей на пользу, она позволяет максимально глубоко прочувствовать красоту песни. Чтобы её понять, лучше её лишний раз послушать:

Потом идёт песня Sexyland. Здесь говорить особо не о чем. Отличная драйвовая песня, под которую танцевать можно бесконечно. И Мариан Голд с его красивейшим голосом. После этой песни у нас идёт Rendezvoyeur, или "Место встречи". Это тоже драйвовая песня, которая хорошо продолжает энергетику Sexyland. Затем идёт песня Nevermore. Это вообще отрыв полный. Звучание куплетов напоминает звучание современных поп-хитов, в припеве же рок-элементы полностью доминируют. Текст тоже очень интересный:

"Я Никогда, скоро я пройду по переулкам твоих снов. Я Никогда, я злорадно потираю руки и строю планы".

Думаете, что Alphaville - это исключительно синтипоп? Как бы не так, рок в творчестве тоже имеется.

А вот идущая затем Fever! возвращает нас в традиции синтипоп-музыки, в которой синтезаторы доминируют. Крутой мотив, отличные аранжировки. Всё это создаёт приятное ощущение при прослушивании. Хотя не забываем про то, что сейчас много таких песен, так что тут не так много оригинальности, но песня по-любому отличная. Звучит на должном звучании.

Затем идёт Heartbreak City. Это тоже хорошая песня, но здесь она хороша немного в другом аспекте, у неё оригинальная аранжировка. По мне, она хорошо подходит для какой-нибудь вечерней дискотеки. Это при том, что начинается она без какой-либо вычурности в аранжировках. И заканчивается всё на песне Beyond The Laughing Sky. Здесь Голд вновь поёт в той же манере, в какой он поёт в открывающей Giants. Поначалу кажется, что Beyond The Laughing Sky будет звучать медленно и спокойно. Однако в какой-то момент внезапно появляется драйв, появляется энергетика. И в таком драйве песня и звучит до самых последних аккордов. Альбом завершается. Теперь предлагаю оценить его целиком:

Итоговый вердикт таков - это очень интересный альбом. Он начинается размеренно и медленно, но затем набирает обороты. Звучание у песен глубокое и местами даже философское. Хотя энергетики здесь тоже много. В общем и в целом диск заслуживает большего, чем 39 место в немецких чартах. Как минимум здесь в Топ-20 альбом мог заслуженно попасть. Причём не только в Германии. Но публика решила иначе.

Однако Alphaville не забыли о творчестве. В феврале этого года Мариан Голд анонсировал симфонический альбом Alphaville, который выйдет в последних месяцах 2022 года. Будем ждать и надеяться на хорошее звучание. На этом пока что мой рассказ окончен.

#музыка #обзоры музыкальных альбомов #синтипоп #alphaville #мариан голд #marian gold

А какого вы мнения об альбоме? Какие песни вам нравятся больше всего? Напишите об этом в комментариях! Не забывайте про мой Telegram-канал! Как обычно, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь публикацией с друзьями! До новых встреч!