2,7K subscribers

МАРИЯ ШНАЙДЕР. ТРАГЕДИЯ ПЛОХОЙ ДЕВЧОНКИ.

757 full reads

Мария Шнайдер
Мария Шнайдер

Фильм «Последнее Танго в Париже» вышел на экраны в 1972 году. И сразу же заслужил славу самого скандально-сексуального фильма Бернардо Бертолуччи. Главная мужская роль досталась звезде американского кино Марлону Брандо, а его партнершей была начинающая французская актриса, девятнадцатилетняя Мария Шнайдер.

Нью-Йорк, 14 октября 1972 года: премьера "Последнего танго в Париже". Зрители колеблются между шоком от красоты и эротики.

После премьеры, люди, проходившие мимо сидевшей в зале юной актрисы Марии Шнайдер смотрели на нее с сожалением и сочувствием, как бы говоря : «Ничего, ничего…» Фильм, который мог бы стать началом блестящей карьеры талантливой актрисы, стал ее болью и трагедией, навсегда изменив жизнь.

Мария Шнайдер на съемках фильма "Последнее Танго в Париже" с Марлоном Брандо и Бернардо Бертолуччи.
Мария Шнайдер на съемках фильма "Последнее Танго в Париже" с Марлоном Брандо и Бернардо Бертолуччи.

На самом деле она не была плохой девчонкой, когда появилась на съемочной площадке Танго. Мария-Элен Шнайдер -незаконнорожденная дочь великого французского актера Даниэля Желена и румынской модели Мари Кристин Шнайдер родилась 27 марта 1952 года в Париже. Отец, будучи женатым на известной актрисе Даниэль Делорм, не хотел признавать Марию. До 15 лет девочка жила вместе с матерью, которая работала библиотекарем в небольшом местечке на франко-германской границе. Мария любила рисовать, делать иллюстрации для детских книг, изучала латынь и греческий. А в 15 маленькая бунтарка сбежала из дома в Париж. Сначала она поселилась в доме своего дяди по материнской линии Мишеля Шнайдера в 7 округе Парижа. Она зарабатывала на жизнь продажей рисунков и иллюстраций к меню ресторанов. А так же рекламировала джинсы. Но больше всего Мария обожала кино, она была настоящим киноманом. Часто она появлялась и на съемочной площадке у своего отца Даниеля Желена.

  • Несмотря на то, что Даниель Желен не признавал свою дочь, именно он был первым, кто привел девушку в кино. В 1969 году на съемках фильма «Женщины» Мария познакомилась со знаменитой французской актрисой Брижит Бардо Узнав, что девочке негде жить, добрейшая душа Брижит Бардо предложила Марии переоборудованную комнату для прислуги в своем доме в Париже, и девушка прожила там два года. Брижит же привела Марию в знаменитое голливудское агентство «Уильяма Морриса» и познакомила ее со своим агентом, который был восхищен очарованием и фигурой юной француженки « Ты должна сниматься в кино с таким телосложением, как у тебя» - воскликнул он со своим югославским акцентом.

В 1970 году Мария Шнайдер, в то время известная как Мария Желен, дебютировала на экранах в фильме Роджера Каханы «Безумно» вместе с Аленом Делоном и Мирей Дарк. С этого фильма началась дружба Марии Шнайдер и Алена Делона.

Мария Шнайдер с Аленом Делоном.
Мария Шнайдер с Аленом Делоном.

“Никто не знает, но я снялась в шести фильмах до ”Последнего танго в Париже", - сказала Мария как -то в интервью.

В 1971 году она появилась в эпизоде фильма « Старая дева» с Анни Жирардо и Филиппом Нуаре.

Мария Шнайдер с Бернардо Бертолуччи
Мария Шнайдер с Бернардо Бертолуччи

31 летний Бернардо Бертолуччи изначально хотел снимать в своем новом фильме «Последнее танго в Париже» по роману Роберта Элли Луи Трентиньяна и Доминик Санде. Но Трентиньян отказался, а Доминик Санде оказалась беременной. Бертолуччи, увидев фотографию Марии Шнайдер решил немедленно встретиться с ней. В первоначальном варианте сценария роли Жанны не было. Роль была написана для мальчика. Но Бертолуччии не решился на столь смелый шаг и заменил мальчика на девочку. Прелестная юная Мария с очаровательными кудряшками подходила на роль идеально. Когда она впервые прочитала сценарий, то засомневалась. Потому что уже была приглашена сниматься вместе с Аленом Делоном в фильме Валерио Цурлини "Прима ночи". Но как отказаться от съемок в главной роли, да еще вместе с Марлоном Брандо?

Мария Шнайдер.
Мария Шнайдер.

« Я сожалела о моем выборе с самого начала моей карьеры…»- скажет Мария чуть позже.

Но тогда она дала согласие. И получила первую главную роль.

На съемочной площадке оказалось, что внебрачная дочь великого Даниеля Желена обладает не только потрясающей сексуальностью, не только обворожительной внешностью и африканскими кудряшками, но большим талантом, доставшемся ей от знаменитого отца. В ней было то, что особенно ценится в кино – непосредственность и потрясающая органика. Тогда в аду непрекращающихся съемок без перерывов, в аду насилия рождалась не просто талантливая актриса, рождалась новая звезда французского кино. Пройдет почти 40 лет прежде чем и Брандо и Бертолуччи признаются, что тогда на съемочной площадке «Танго» над юной актрисой было совершено насилие, пусть не настоящее, но все-таки насилие. Ни Брандо, ни Бертолуччи не предупредили Марию о съемке откровенной сцены, которой не было в сценарии. Бертолуччи хотелось, чтобы все было по настоящему и слезы Марии, и секс. От настоящего секса Брандо отказался, но слезы Марии все-таки были настоящим. Слезы унижения, ужаса, катастрофы.

Мария Шнайдер и Марлон Брандо на съемках фильма "Последнее Танго в Париже"
Мария Шнайдер и Марлон Брандо на съемках фильма "Последнее Танго в Париже"

«Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, чувствовала себя немного изнасилованной как Марлоном, так и Бертолуччи. После этой сцены Марлон не утешил меня и не извинился”.

До конца жизни она не простит Бертолуччи этого унижения. Уже после смерти актрисы режиссер признает, что чувствует себя “виноватым, но не сожалеет”. Чего только не сделаешь ради кино. Возможно, сегодня кому то и сам фильм и пресловутая сцена с маслом покажется устаревшей, в сегодняшнем кино и не такие сцены можно увидеть. Но тогда в 1972 году, для юной актрисы, это было равносильно самоубийству. Она не знала тогда, что может отказаться сниматься в сцене, которой не было в сценарии, пригласив своего агента и юриста; тогда она была просто хорошей послушной актрисой и выполняла все, что требовал режиссер. Пройдет несколько лет и Мария Шнайдер встанет на защиту женщин – актрис, будет спасать их от унижения и насилия.

Мария Шнайдер в фильме "Последнее танго в Париже"
Мария Шнайдер в фильме "Последнее танго в Париже"

А тогда она просто рыдала, маленькая девочка, не имевшая ни семьи ни дома, девочка, которую не кому было защитить, рыдала, понимая, что упала не взлетев, и в тех слезах рождалась депрессия, которая на долгие годы будет сопровождать её, новую секс икону мирового кино. Ее будут преследовать, на нее будут показывать пальцем, ее образ будет ассоциироваться только с образом неразборчивой связях в нимфетки. Она станет любимой "плохой девочкой" киножурналистов.

После премьеры фильма Мария еще пыталась защищаться, она давала вызывающие интервью, рассказывала о связях с мужчинами и женщинами И в конце концов не выдержала.

«Мне было очень грустно, потому что со мной обращались как с секс-символом, и я хотела, чтобы меня признали актрисой, а весь этот скандал и последствия фильма немного свели меня с ума, и у меня случился срыв”.( из интервью Марии Шнайдер)

Переживая травму от физического и психологического насилия, актриса отказалась снова появляться обнаженной на экране. Она объявила себя бисексуалкой и рассказала о ненависти к мужчинам. Внезапная слава и ложь, распространяемая таблоидами, довели Марию до депрессии и самоубийства. В течение семи лет актриса боролась с наркотической зависимостью, растеряв всех друзей. Она пыталась покончить жизнь самоубийством, но к счастью была спасена.

Мария Шнайдер и Джек Николсон в фильме "Пассажир"
Мария Шнайдер и Джек Николсон в фильме "Пассажир"

В 1975 году Мария Шнайдер снялась в фильме Микеланджело Антониони "Пассажир". Партнером актрисы стал Джек Николсон. Фильм был номинирован на золотую пальмовую ветвь в Каннах.

Ее приглашали сниматься выдающиеся режиссеры, она начинала, но потом отказывалась от съемок. И причина была одна – она не хотела больше сниматься обнаженной.

Она отказалась от съемок в Калигуле Тинто Браса, ее заменила актриса Тереза Эн Савой. Не смогла продолжить съемки в фильме Луиса Бунюэля "Этот неясный объект желания», ее заменили сразу двумя актрисами- Кароль Буке и Анхелой Молиной. Она отказалась сыграть Марию в мини сериале Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета», о чем позже сожалела.

Она предпочитала сниматься в малобюджетных европейских фильмах, однако эти фильмы были ничем не примечательными.

К началу 80 -х годов, Мария Шнайдер окончательно избавилась от наркотической зависимости.

Мария Шнайдер.
Мария Шнайдер.

Она снялась больше чем в 50 фильмах, но ни один из них не повторил успеха «Последнего танго в Париже». Правда, один раз она была номинирована на премию Сезар -за лучшую женскую роль второго плана в фильме Даниэля Дюваля «Воспоминания французской шлюхи». А в фильме «Мирное время в Париже» даже снялась со своим отцом Даниелем Желеном.

В 1996 году на экраны вышел фильм Франко Дзеффирелли «Джейн Эйр», где Мария Шнайдер сыграла роль сумасшедшей Берты.

Последний раз Мария Шнайдер вышла на съемочную площадку в фильме «Французский жиголо», это был небольшой эпизод.

Казалось, ничего не осталось от прежней Марии Шнайдер.

  • Когда 1июля 2010 года она появилась на церемонии вручения ей медали кавалера ордена искусств и литературы, то выглядела совершенно больной, измученной и усталой. Через полгода 3 февраля 2011 года ее не стало. Она умерла от рака молочной железы. Ей было 58 лет. До последнего дня рядом с ней оставались Брижит Бардо и Ален Делон. Ее прах был развеян в море у подножия скалы Девы Марии в Биаррице, согласно ее последней воле.
Мария Шнайдер.
Мария Шнайдер.

У нее не было традиционной семьи, не было детей. Всю свою любовь она дарила своим подопечным, многие годы, возглавляя французскую ассоциацию «La Roue Tourne», которая поддерживает пожилых актеров.

Больше всего она сожалела о том, что после 40 лет у нее не было ни одной красивой женской роли.

На вручении медали кавалера ордена искусств и литературы, куда она храбро пришла, собравшись с последними силами, министр культуры Франции Фредерик Миттеран сказал:

« Дорогая Мария Шнайдер, Вы воплощаете в себе грань современной женщины и ее свободы. Вы дерзкая актриса, способная сыграть все роли, даже свои собственные… Наряду с великим Марлоном Брандо вы “осмелились” нарушить приличия того времени, и вы заслужили номинацию на Оскар, наряду со всеми оскорблениями и всеми успехами…Вы были художником, которого я рад сегодня почтить как исключительную икону современной женщины. Ваше присутствие, ваш хриплый и чувственный голос, который, кажется, выражает удивительную силу бунта, вы были образцом эмансипации для более чем поколения… За все ваше прошлое и вашу борьбу, за ваше обаяние и эмоции, которые вы вселяете в сердце каждого зрителя, мне доставляет огромное удовольствие, дорогая Мария Шнайдер, от имени Французской Республики, сделать вас кавалером ордена искусств и литературы…»

Автор -Марина Кочнева