2,7K subscribers

ОЛЕГ ДАЛЬ. СМЕРТЬ В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ. Часть 1.

1,6K full reads

Дорогие друзья, я собрала этот материал во время съемок документального фильма об Олеге Дале. Фильм вышел, но очень многое осталось за кадром, не вошло в фильм. Так это обычно бывает. Хронометраж документального фильма на ТВ не позволяет рассказать обо всем. Я вырезала из этой статьи все интервью, их было очень много и собираюсь их опубликовать отдельно в следующей статье.

ОЛЕГ ДАЛЬ. СМЕРТЬ В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ. Часть 1.

ЧАСТЬ 1.

Смерть.

Мартовским утром 1981 года в номере киевской гостиницы "Студийная" был обнаружен труп выдающегося русского актера Олега Даля. Ему было 39 лет.

В Киев он прилетел на пару дней, на пробы.

Помоги и спаси

О, Господи

Сбереги и укрой

О, Господи

Мягким снегом меня занеси, Господи

И глаза свои не закрой, Господи

Погляди на меня

О, Господи

Вот я весь пред тобой

О, Господи

Я живу не клянясь

О, Господи

Подари мне покой

О, Господи...

( Олег Даль)

Через час в Москве в квартире на Смоленском бульваре раздался звонок. Тихий голос произнес: "Вылетайте немедленно. Произошла трагедия". Вылетели сразу. Жена Лиза и близкий друг Даля Валентин Никулин. До Киева полтора часа. Сердце у Лизы готово было выпрыгнуть. Не может быть…не может быть… Убили…убили…Или сам? Нет, не может быть. За эти полтора часа перед глазами пролетела вся жизнь. И счастливая, и несчастливая. C Олегом, с Олежкой, с Далёнком.

За три года до смерти.

Три года назад таким же весенним утром, Олегу не спалось. Вернее, не спалось всю ночь. Крутился, вертелся на своей маленькой раскладушке, поджимал торчащие ноги, а сон все не шел.

Они жили в хрущевке вчетвером -Олег, его жена Лиза и две мамы – Лизина и Олега. Квартирка была очень маленькая, и когда ночью кому-то надо было пройти все задевали его ноги.

Олег Даль, Станислав Любшин, Анатолий Эфрос.
Олег Даль, Станислав Любшин, Анатолий Эфрос.

Накануне вечером у Даля состоялся разговор с Анатолием Эфросом. Эфрос просил подождать, потерпеть, мол все будет - и новая квартира, и "Гамлет". Надо только подождать. Ждать...Ждать Олег не мог. Просто не позволял характер. Мало того, что играет не любимую роль Беляева в "Медовом месяце". Беляев - мальчишка, студент, а Олегу -37, он давно уже вырос из этой роли. Вот и приходится развлекать себя, придумывая и придумывая все новые придумки, ставя партнеров в дурацкое положение. Вчера, например, в серьезной сцене вскочил, снял ботинок и стал гоняться за бабочкой - ловил, хлопал, убивал. А после Эфрос говорил что-то о коллективе, о том, что кто-то с сожалением сказал или спросил - он что же, Даль не работает?

Олег что-то вякал в ответ, а сам думал: "Зачем я это слушаю? В общем, все понятно, чужой. Не вписываюсь я в их, в его компанию"

Даль встал с раскладушки и тихонько, чтобы не разбудить своих женщин -жену и двух мам, прокрался на кухню. Остановился у дверей комнаты мамы. Прислушался. Вспомнил слова мамы, сказанные недавно:

- "Когда я умру, ты не забудь вовремя платить за квартиру".

«Сколь много в этой фразе!!! Мама. Если у кого-то и надо просить прощения, это у тебя, мама. Милая, нежная, трогательная.

Рождение. Детство.

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребенок-мальчик, мама, конечно, была счастливей всех счастливых. Худенький, тоненький Олежечка. Когда его в коляске стали вывозить на улицу, и все соседи собирались посмотреть на голосистого пацана, немцы уже бомбили подмосковное Люблино, где жила семья. И бомба попала в соседний дом. Мама прижимала к груди свое крохотное дитя и думала об одном - не потерять, уберечь. И когда бежали по перрону, ища свободный вагон, в который можно протиснуться, мама думала об одном - не потерять, уберечь своего обожаемого сына.

Олег Даль в детстве.
Олег Даль в детстве.

Когда семья вернулась из эвакуации, да и после войны, мама все время боялась потерять Олега. Малыш не мог заснуть, ему все чудилось, что летят самолеты бомбить город.

-«Мама, расскажи сказку».

-«Засыпай,» и мама начинала читать: «Буря мглою небо кроет».

Внезапно Олегу вспомнилось, как он заболел ангиной и его худенького скукоженного сестра Ирка обнаружила около подъезда. Дома измерили температуру – оказалось 40 градусов. Мама в больницу не хотела его отдавать. Она ходила вокруг него и повторяла. мы теряем Олега, мы теряем Олега.

Мама всегда гордилась успехами Алички. И когда он пел солистом в хоре Дунаевского и когда играл негритенка-Снежка в драматическом кружке и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. Все ребята крутились всегда вокруг Олега. Он был лидером. Ему все давалось легко. И великолепная память никогда не подводила. И сочинения писал самые лучшие в школе. А когда увлекся театром, они с Ирой стали устраивать домашние представления.

Маленький Олег выходил и объявлял: «Закончительная сцена из оперы Чайковского «Евгений Онегин». И без всяких предварительных «Позор, тоска, о жалкий жребий!»

Мама мечтала, что Олежка пойдет по стопам отца и будет технарем. Олежка очень сильно увлекался в детстве машинками.

Но худенький тоненький заводила -мальчишка обладал твердым и несносным характером.

- "Буду актером!"

- "Аличка! - мама только всплеснула руками, а буква р, разве артисты картавят?»

- "Мама, букву р, я давно уже исправил. Решено. Подаю документы в Щепку и МХАТ "

"Ваня, обращается мама к мужу -ну что ты молчишь, ну скажи хоть что-нибудь ему.

- "Что тут скажешь, Пашенька, настоящий человек должен сам себя воспитать, пусть делает, как решил. Пусть поступает"

Олег Даль в юности.
Олег Даль в юности.

Поступление. Студент.

И он поступил. Брали и в Щепкинское, и во МХАТ. Но он выбрал Щепку. Курс набирал знаменитый профессор Николай Анненков. И отрывок из поэмы Лермонтова "Мцыри" в исполнении высокого худого кудрявого абитуриента наповал сразил знаменитого педагога. В училище поступал не просто 17 - летний мальчик. Это было явление, уникальный талант от бога.

Анненков набрал очень талантливый курс. Один из самых ярких за всю историю Щепки. Михаил Кононов, Виталий Павлов и Олег Даль -

троица, три мушкетера, бандитская шайка. Они были дерзки, они спорили с преподавателями, иногда выпивали, иногда хулиганили.

За три года до смерти.

Олег перестал прислушиваться к дыханию мамы. Все в порядке. Спит. Зашел на кухню. Закурил. За окном начиналось утро, холодное мартовское утро. Сегодня опять репетиция Дон Жуана с Эфросом. Даль сел и начал писать письмо Анатолию Эфросу, своему режиссеру, как ему казалось, режиссеру, которого наконец-то он нашел.

"Анатолий Васильевич! Вчера мы имели с вами беседу. Все было в общем правильно, но оставило во мне неприятный осадок. Если мне не изменяет память - наши пути соприкоснулись в 1962 году: спектакль "Танцы на шоссе" в Малом театре. Потом - разборы Ромео, потом у меня был "Современник…

"Современник". Кто ни мечтал попасть в этот театр после окончания училища? Анненкову хотелось, чтобы Олег остался в родном доме в Малом театре. Уговаривал. Олег не согласился. И старый мастер понял, отпустил. Он прощал любимому ученику все. И то, что на занятиях видел редко - отпустил Олега еще на втором курсе сниматься в кино. Других не отпускали, а его отпустил. Словно понимал - ну чему он может научить это уникальное дарование?

Фильм «Мой младший брат»

На съемочную площадку "Младшего брата" Олег Даль и Александр Збруев попали не случайно. Их фото увидел сам автор повести «Звездный билет» Василий Аксенов и сказал: «Вот же они мои мальчики.!» И только Андрея Миронова привела за руку мама. Олег не мог забыть этого никогда.

Он таких вещей не любил. Переставал уважать человека.

Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев в фильме "Мой младший брат"
Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев в фильме "Мой младший брат"

«Современник»

В "Современник" Олег Даль пришел уже звездой. У него было уже несколько фильмов за плечами. Только у главного режиссера «Современника» Олега Ефремова не было звезд, все были равны. Олег показывался на общих основаниях. Вместе с однокурсником Витей Павловым.

Тогда, когда, Олег, читая Лермонтова, запрыгнул на подоконник, уникальность таланта заметили многие. Но у Ефремова было заведено - 3 тура для показа в театр. И Олег выдержал 3 тура. Ведь он мечтал попасть в "Современник". Театр-команду, театр -коммуну. Воспитанный старой школой Малого театра Олег верил в настоящее искусство. И как казалось, нашел его. И еще здесь был Ефремов – его кумир!

Даль мечтал попасть в Современник. А что он там нашел? Разочарование, боль, горе. Отсутствие ролей, нет, не главных, вообще ролей. Только вводы и эпизоды. Да и с искусством здесь вскоре было покончено. Когда перестали жить по уставу, и появились звания.

Олег Даль.
Олег Даль.

Из дневника Олега Даля:

"Нар.Арт.Респ.Засл.арт респ. Нар. Арт.Герой соц. Реализма для людей искусства. Звания не заслуживаются. Они назначаются, а потом выдаются, как охранные грамоты. Выдаются по степени правильности существования в соцреализме. Накипело!!!!!"

Звания появились у всех, кроме Даля. Ефремов воспитывал нерадивого ученика. Ефремов это умел, как никто другой. То трудовую книжку запрет в сейфе, то устроит проработку на собрании, то отправит на перевоспитание к «бабушке» - Галине Волчек. Или еще хуже – не отпускал на съемки «Короля Лира», мол сам могу сыграть.

Олег Даль и Нина Дорошина в фильме "Первый троллейбус" ( 1964 г.)
Олег Даль и Нина Дорошина в фильме "Первый троллейбус" ( 1964 г.)

Нина Дорошина.

И еще - Нина. Нина Дорошина… Тоненькая талия, стройненькие ножки, курносый носик, раскосенькие глазки. Нина шла по улице и на нее оглядывались прохожие. Нина смеялась так заразительно, что рядом с Ниной смеялось всё. Нина была старше Олега на 7 лет, и как все актрисы "Современника», была влюблена в Ефремова. А Олежик влюбился в Нину. Кто хоть раз был влюблен, тот знает, что такое первая любовь, первая женщина. Олежек рядом с ней -ребенок, пацан. 22 года. Подумал: «Завоюю, Нина будет моей!»

Ошибся, силы не рассчитал.

На свадьбе Нины Дорошиной и Олега Даля собрались актеры «Современника». После спектакля пришел и Олег Николаевич Ефремов. Пришел и увел Дорошину, сказав: «Сегодня она будет принадлежать мне»

Олежек очень страдал, он был унижен: «Нина. За что Нина? Так жестоко, Нина. Бежать, пропасть. Исчезнуть. Кто хоть раз был влюблен, тот поймет. Как жить дальше? Смотреть им всем в глаза? Выходить на одну с ней сцену? Слышать, кто что судачит. О нем, о ней. А если это любовь? Навсегда? Кто-нибудь подумал об этом? Хоть кто-нибудь?»

-"Алечка!"

-"Не надо, мама, не трогай"

-"Алечка, сынок!"

-"Так больно, мама"

Больно и все. Закончился Олежек, начался Далек.

А Дорошина ушла, но потом вернулась к Олегу, но прожили они после этого недолго.

И Даль ушел из «Современника». Потом он, конечно, вернулся. Другим. Продолжая любить, страдать. Может, и уходил и возвращался в "Современник" все вновь только потому, что там была она. Без того замкнутый и не очень общительный закрылся вообще. Да и о чем говорить, когда и без того все понятно. В 22 года и вмиг - нет души, одна большая рана.

Далек говорил только об искусстве, только о своих ролях.

Олег Даль в спектакле театра "Современник" " На дне" (1968г.)
Олег Даль в спектакле театра "Современник" " На дне" (1968г.)

А потом он сыграл свою первую большую роль в Современнике. Ваську Пепла в знаменитом спектакле «На Дне». Шел 1968 год.

Легенды об этой роли в исполнении Даля ходили по всей Москве. Все бежали смотреть на Далька. Только вот почему-то ни одна рецензия не упомянула имя актера Олега Даля.

Словно кто-то за что-то наказывал Олега.

Смерть.

Из Киева вернулись, привезя Олега в гробу и маленький чемодан, в котором одна темненькая рубашка, пара носок, зубная щетка, тапочки. Теща гладила курчавые волосы Олега

"Посмотри, Лиза, седые. Ах, Олежек, Олежек, как же так?"

Олег Даль, Елизавета Даль, Владислав Дворжецкий.
Олег Даль, Елизавета Даль, Владислав Дворжецкий.

Жена Лиза заперлась в кабинете Олега. В кабинете, о котором он так долго мечтал. Лиза гладила вещи, стоявшие на столе, халат, который он так любил одевать, приняв душ после спектакля. И с чашкой кофе и сигаретой, усаживался на свой диванчик. Кто теперь будет спать на этом маленьком диванчике, на котором помещался только худенький Олег. Скажет Лизе: "Сударыня! Вы на сегодня свободны. Я ночью буду писать. А засну потом на своем диванчике, в кабинете"

Теща, Ольга Борисовна вскликнет: - "Олежечка! Но диванчик-то узенький"

-"Я тоже узенький".

Как он мечтал о своем кабинете и большой квартире, получив ее только за 3 года до смерти. Он водил гостей по новой квартире и показывал: «Это у нас холл, это гостиная, а здесь мой кабинет. он об этом мечтал, - там диван, письменный стол, магнитофон, книги, фотографии, маленькая комнатка, но он был такой счастливый, не улыбался, но глаза, как и искры из них

После смерти.

Лиза перебирала вещи на столе. Вот заметки на календаре. 5 марта - утром ВГИК, вечером "Малый". В книгах записочки, благодарности, поздравления. Лиза не сразу заметила маленькую зеленую книжечку. Что это? Открыла.

О, Господи! Его дневник!

Люди приходили и уходили. Пришел однокурсник Олега Миша Кононов, на кухне разговорился с племянницей Олега Танюшей. " Ужель та самая Татьяна?"

Вообще -то племянницу Таню Олег хотел назвать Настей. В честь первой юношеской любви Анастасии Вертинской. Настя не узнала об этом никогда, была его партнершей много раз, а о том, что Олег дышать на нее не смел, так и не узнала.

В кабинете Олега Лиза безмолвно читала страницы дневника. Эту кровавую мучительную сумятицу. Одни нервы, одни муки. Какая-то сплошная рана, а не душа. Знала ли она своего мужа вообще? Не знала. Может чувствовала. Но что так ему было больно, даже не думала. Олег ни с кем не обсуждал свои переживания, не доверял никому, только маленькой зеленой книжечке.

Из дневника Олега Даля.
Из дневника Олега Даля.

Из дневника Олега Даля:

"Твое я истекает из тебя, и та настоящая твоя жизнь становиться чьей-то, но не твоей. Наверное, подобное испытывает человек, умирающий страшной, нелепой, смешной и глупой смертью. В грязном дощатом общественном сортире провалившись сквозь прогнивший настил в вековую кучу у утопая в нем. И стыдно позвать на помощь, и… Боже мой, нет слов, чтобы описать подобное состояние..."

Татьяна Лаврова.

Когда через какое-то время, к родителям Олега пришли знакомиться родители Тани Лавровой, у мамы отлегло от сердца. Танины родители были довольны, родители Олега тоже были довольны, отцу очень нравилась Таня. Олегу хотелось быть для кого-то единственным, незаменимым, как для мамы.

А для Тани Лавровой не заменимым был только театр.

Олег мучительно хотел семью, детей. Хороший мальчик из хорошей интеллигентной семьи, правильно воспитанный. Мама учительница, папа - инженер. Он верил в дружбу, в космонавтику, в подвиг, в героев, в справедливость, в подлинное искусство.

Татьяна Лаврова.
Татьяна Лаврова.

Даль очень любил детей. У него не было своих детей, но он совершенно поразительно ходил в гости к людям, у которых есть дети. Шел в детский магазин, его узнавали, его заводили в какие-то закрома… И он, мог приехать в гости с лошадкой, с велосипедом.

Наверное, Лиза Апраксина знала, что Даль всегда будет любить только Нину Дорошину. Да и ее маме, Ольге Борисовне показалось, что Олег не чтобы влюблен в Лизу. Но Лиза полюбила Олега, первый раз увидев на съемках у режиссера Григория Козинцева в "Короле Лире". И полюбила навсегда. А еще Олег был большим артистом, и Лиза поняла это сразу. По тому, с каким трепетом относился к актеру великий Козинцев. То, что не прощалось никому, прощалось только Олегу. «Почему, Григорий Михайлович?» - спрашивали Козинцева, и тот отвечал: "Мне жаль его, он не жилец".

Олег Даль и Юри Ярвет в фильме "Король Лир" ( 1970 г.)
Олег Даль и Юри Ярвет в фильме "Король Лир" ( 1970 г.)

Козинцев относился к Олегу, как к сыну, как к ребенку.

И на роль Шута выбрал Даля не случайно. Шут -тонкий и умный, такой же как Даль. И всегда немножко один…

Когда великий Дмитрий Шостакович, писавший музыку для «Короля Лира», услышал песню Шута –Даля, сказал: «Ничего писать не надо, он все спел сам»

Автор - Марина Кочнева.

Продолжение следует. https://zen.yandex.ru/media/id/5fa27b233bb45f0d3f74ea9d/62cd74f49ee0340c92d6a986

Понравилась статья? Подпишись.