Мне, как репетитору, часто приходится встречаться с такой проблемой. Нередко дети к 5 классу просто не могут сами себя организовать и сделать самостоятельно домашнее задание.
Родители полностью берут на себя контроль выполнения домашнего задания в начальной школе, лишая ребенка самоконтроля и ответственности.
А в 5 классе, когда уже терпения и сил не хватает, то перекладывают ответственность за дз на репетитора.
.
Расскажу случай из моей практики.
У меня был ученик 5 класса, который совершенно не мог сам себя организовать. Он приходил, доставал собранный мамой пакет со школьными принадлежностями, где лежала еще записка от мамы с домашним заданием.
Мама делала за него все: собирала в школу, к репетитору, узнавала у одноклассников домашнее задание и передавала мне.
Конечно, она хотела, чтобы он был более самостоятельным, но просто не знала с чего начать, так как занималась его проблемами все время.
.
В средней школе уже изменить такое отношение очень сложно, молчу про детей постарше. Поэтому обучением самоорганизации нужно заниматься не с возраста половой зрелости ребенка, а с песочницы.
ШКОЛА - это ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА!
Я сейчас не имею в виду, что нужно кинуть первоклассника с его проблемами одного, но необходимо научить ребенка самоконтролю.
Самоконтроль - это навык, он не формируется мгновенно. Первоклассник уже должен понимать грань между “Я хочу” и “Я должен”.
Самоконтроль для первоклассника это:
- вставать по утрам, даже если не хочется.
- сидеть на уроке, даже если хочется побегать.
- собирать свой портфель, не забывая физкультурную форму или сменку.
- не забывать подготовить ватман на урок труда (не просить родителя в 11 ночи ехать в круглосуточный за ним).
- не забывать выполнять домашнее задание.
- ухаживать за питомцем.
- вовремя ложиться спать.
Окончательно самоконтроль формируется к 20 годам, но к 7 он должен быть достаточно развит.
Как сформировать?
Во-первых, будьте сами примером.
Вам тоже хочется посмотреть фильм, но вы идете спать вовремя, потому что завтра рано вставать.
Вы устали после работы, но вы готовите ужин, потому что все хотят кушать.
Вы с вечера думаете в чем пойдете на работу, и готовите одежду заранее.
.
Во-вторых, нужно показать, что есть дела, которые нужно делать всегда, независимо от настроения и самочувствия - например, убирать за питомцем. И очень полезно полностью поручить ребенку уход за ним.
Важно обговорить на берегу, что входит в обязанности, и дать понять, что это не ваша зона ответственности, а ребенка.
- Если он не погуляет с собакой, то за последствия будет отвечать он (то есть вытирать лужу на полу).
- Если он забудет форму в школу, то отдуваться ему, а не вам.
- Не сделает домашку - то вы не прибежите и не сделаете вместо него.
Понимаю, иногда хочется пожалеть кроху, но самоконтроль и ответственность не берутся из ниоткуда.
А вы, кстати, достаточно саморганизованы?
Вы всегда вовремя ложитесь спать, отложив интересный сериал?
Вы выполняете свою работу вовремя или только перед дедлайном?
Опаздываете на работу, потому что проспали?
Не забываете заранее отменить занятие с репетитором или маникюр?
___________________________________________
"Читайте также "Что означает "готовность" ребенка к школе"
"К чему готовить будущего первоклассника"
Подписывайтесь на мой телеграм канал для родителей школьников, там я пишу про образование, репетиторство и даю полезные советы родителям школьников