Сверхзвуковые ковры или странная кооперация российского авиапрома

Сверхзвуковые ковры или странная кооперация российского авиапрома

Несколько дней назад рунет облетела информация, что Россия совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами создадут совместное предприятие для разработки сверхзвукового пассажирского бизнес-самолета. То, что Россия способна разработать любой летательный аппарат — факт, а вот о успехах и компетенциях в разработке чего-то технологически сложного со стороны эмиров я, как и вы, в жизни не слышал. Почему данная новость заслуживает пристального внимания и как она может быть связанна с арестом одного из российских учёных, о которым я писал в статье «Русские отцы передовых западных технологий», поразмышляем сегодня.

Разные проекты и инициативы по разработке сверхзвуковых пассажирских самолетов деловой авиации появляются постоянно на протяжении последних 30 лет, но ничего реально работающего создать так и не удалось. Передовее всех передовых — Запад, с «сияющим градом на холме» - США, даже после развала СССР и массовой утечки мозгов так ничего и не создал. Парадоксально, но самые перспективные и реальные проекты и разработки имели место в России в 90-ые годы, но не на Западе. Тут можно вспомнить двух самых интересных российских проектов — С-21 и ТУ-444 — оба отменены.

В нашими либералами так любимой Европе и Америке существуют несколько успешных и богатых авиастроительных корпораций, как например Airbus и Gulfstreem, однако они обычно ограничиваются громкими заявлениями, но не реальными разработками чего-то революционного. В своё время, в начале 90-ых, Gulfstreem даже занимался совместной разработкой российского С-21 с ОКБ «Сухого», но ничего, кроме красивого пластикового экземпляра, тогда создать не удалось. Тут возникает резонный вопрос. Каким умалишенным лунатиком надо быть, что бы вкладываться в разработку сверхзвукового самолета в стране, которая 5 минут назад развалилась? Ответ банальный да циничный — чтобы переманить к себе лучших специалистов партнерской страны или, на худой конец, получить их технологии или уже существующие разработки.

Обратите внимания, эра идей и проектов по разработке сверхзвуковых пассажирских самолетов в России — 90-ые годы... Разве это не странно? В годы, когда 70% населения живут за чертой бедности, в стране один за другим разрабатываются сверхзвуковые пассажирские самолеты, разработка которых финансируется американцами? Зачем? Картофель и батареи с Москвы в замерзающий Хабаровск ввозить? Ну ладно... Наверняка я конченый пессимист и нытик... Давайте посмотрим сколько этих СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) было реально построено! По моим подсчётам — круглый 0. И тут вы, дорогие читатели, можете задаться вполне законным вопросом, а зачем американцы финансировали, на первый взгляд, возрождения Российского авиапрома?

Во-первых, никакого возрождения они не финансировали, наоборот, они за символическую плату получали и вывозили наши «золотые умы», идеи, концепции, реальные разработки, чертежи, технологии и т. д. Лучшее к тому подтверждение — отсутствие хоть одного опытного образца, так как его создание требует уже более существенных вложений.

Во-вторых, впускали корни в российскую авиационную промышленность и занимались вербовкой кадров, способных оказать существенное влияние на дальнейшее развитие авиаотрасли страны. Разумеется, за такие утверждения можно обвинить меня в клевете, но... Смерть ТУ-204 и ИЛ-96 связанно далеко не только с тем, что это «не своевременный продукт», а с тем, что мы банально не могли их продать потенциальным покупателям. В те времена наши ОКБ проектировали самолеты с американскими двигателями, что автоматически лишило нас возможности продавать самолеты тем государствам, на которых США наложили санкции. Разве это не госизмена? Та же судьба ждала и МС-21, но тут вовремя был создан собственный двигатель.

С начала XXI века западный авиапром и авиационные технологии находятся в состоянии своеобразной шизофрении. С одной стороны налаживаются производство самых совершенных и идеальных, но каким то непонятным образом слишком шумных, широкофюзеляжных авиалайнеров вроде Б787 и А350, с другой — по-настоящему революционный А380, которого своими руками убили позволив просуществовать чуть больше 10 лет. Последние 10 лет так и вовсе кровавый фиаско, чего только стоит история с Боинг МАХ и с А320Нео и его двигателями...

Успешное внедрение таких проектов как Б787, Б777, А350, А320Нео создают ширму прогресса и вводят в заблуждение не только либерально настроенных нытиков, но даже и фанатов отечественных технологий. Ведущим авиастроительным корпорациям так и не удалось создать самого главного... Революционного двигателя. Да, крутых назв приклеить можем сколько хотим «МАХ», «НЕО», «Х», «Dreamliner» и так далее, но сути это не меняет — расстояние от Европы до Австралии до сих пор не может быть преодолена беспересадочным полётом. И да, я слышал, что её преодолел Б787-9, но это смешно... Сколько людей ежедневно перевозил этот самолет (с Лондона до австралийского Перта), я знаю не по наслышке и уверяю вас, хорошо если самолет на 30% заполнен. Гонять практически пустой самолет и гордиться небывалыми достижениями — прогресс по-западному. Так можно АН-24 пустым гонять между Анадырем и Москвой и хвастаться его «революционностью».

То, что западный авиапром находится в глубоком кризисе видно повсюду, от сворачивания производства новейших американских истребителей до Боинг МАХ и ракет ТЕСЛА, но надо же как-то спасаться... А спастись можно там, где учёные стремятся к реальному прогрессу — в России. Так просто и беспрепятственно как в 90-ые и нулевые взять отечественные технологии уже не получается, но как говорится «не через дверь, то через форточку». Совершенно не понятно зачем Россия создаёт совместное предприятие с ОАЭ для разработки СПС, если и ОКБ «Туполев» и «Институт имени Жуковского» уже самостоятельно работают над разработкой такого самолета. То есть, какую именно функцию тут будет выполнять фонд «Мубадала»? Финансирования? А где отечественные «ВТБ» и «Сбер»?

Инвестиционный холдинг «Мубадала», кроме того, что владеет несколькими нефтяными компаниями, не давно приобрел « Piaggio Aerospace » - итальянскую авиастроительную компанию, что как бы нам намекает на то, что у компании появились ресурсы и интерес на разработку чего-то летающего. Вот только если вспомнить недавние события с задержанием в Италии директора по развитию бизнеса российской ОДК, задержание в Москве Анатолия Губанова, подозреваемого в передаче секретных российских авиационных разработок (госизмена), внезапные желания арабов научиться строить самолеты становятся более понятными.

Велика вероятность того, что заинтересованные западные структуры «чистят себе дорогу» сперва устраняя ключевые персоны нашего авиапрома, а потом, под видом инвестиции и взаимодействия, будут стараться присвоить российские достижения. В то, что представители страны, созданной «на колено» англичанами в XIX веке, желают развивать свой несуществующий авиапром, может поверить либо конченый наркоман, либо альтернативно одарённый инфантил. Если же совместное предприятие было бы образованно с Ираном, это хотя бы было логично, так как Иран имеет свой авиапром, хоть и маленький, но всё-таки он свой и он развивается. В свою очередь арабы, просто владеют деньгами, но не компетенциями.