ВНИМАНИЕ! Сразу хочу остудить горячие головы, предугадывая реакцию на данную статью, я не являюсь сторонником нацизма и всего что с этим связано. Также хотелось бы уведомить, что как и многие читатели, я имею прямых родственников, отдавших жизнь в войне с фашистами и отношусь к этой теме более, чем серьезно! Задачей статьи является исключительно ознакомление с древними орнаментами Монголии, которые, кстати, использовались и до сих пор используются многими народами мира.
Узоры, орнаменты, символы так или иначе сопровождают нас повсюду. На сегодняшний день они носят больше характер декоративный, чем информационный, как, например, в старину. Народные орнаменты содержат в себе символы, сопровождающие людей с древних времен, значение которых не все знают. В монгольских (и бурятских) орнаментах широкое применение нашел геометрический узор, ведущими мотивами которого являются: алхан хээ (молоточный орнамент), шэрэмэл шэрдэгэй хээ (рисунок стеганого матраса), улзы (плетенка, «вечный узел»), хас (свастика), круг (дугуй хээ).
1. Алхан хээ (молоточный орнамент)
Орнамент с названием «алхан хээ» называют молоточным, так как и в переводе с бурятского и с монгольского языка «алха» означает молоток. Вариации молоточного орнамента весьма разнообразны, но, по сути, это узор идентичный классическому греческому меандру.
2. Шэрэмэл шэрдэгэй хээ (рисунок стеганого матраса)
Шэрдэг - войлочный матрац, изготовленный из чистой овечьей шерсти. Является традиционным предметом быта бурятов, монголов и других народов. Используется для сидения; обычно из трёх войлоков средний помещается перед божницей, а остальные два - по её бокам. Для почётных гостей используется обшитая материей подушка - олбок.
Орнамент “шэрдэг” – простегивание насквозь сухожильной ниткой использовалось для небольших по размерам войлочных матрасов. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность. Нанесение узоров в технике сквозной простежки – сложный и кропотливый труд, требующий большого мастерства и точного глазомера. В нанесении узора на бурятских, монгольских шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и цветочный. Мастерицами созданы несколько вариантов таких узоров в форме замкнутых секций (из геометрических – ромбы или квадраты), полностью покрывающих плоскость матраса. Традиционно края матраса обрамляются бордюром из сукна с узором, чаще меандром. Такая кайма придает белоснежному войлочному изделию особую привлекательность и законченность рисунка, являясь как бы границей между основным орнаментальным мотивом и второстепенными мотивами бордюра.
3. «Дугуй хээ» (круг) – имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса – знак Солнца. Круг – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга – источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.
В бурят-монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла – колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели.
4. Символ “улзы” (плетенка, «вечный узел»)
Тибетский узел (Шриватса санскр. Shrivatsa, тиб. Dpal be’u, другие названия — “узел вечности”, “узел бесконечности”, “узел счастья”, мон.-бур. – “улзы”) является одним из восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Узел бесконечности символизирует стремление к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты. Тибетский бесконечный узел олицетворяет переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей в природе, а также единство мудрости и сострадания. Также это символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Вполне естественно, что Узел Бесконечности становится символом любви.
5. «Хас» (свастика - орнамент изображен вначале статьи, на Гербе Монголии). Слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика. Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее-годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.
Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион» – означает её как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли.
В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня.
Встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. С распространением буддизма из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса.
В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен солнечный камень
Кстати, что касается в расшифровке Герба Монголии - он состоит из круга, обрамленного не заканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой, символизирующей счастье и благополучие. В основании круга бадам белого цвета - символ чистоты, вверху - чандамань, символизирующий прошлое, настоящее и будущие. В центре круга на синем фоне, символизирующем вечно синее небо, изображен золотой конь, символизирующий суверенитет, процветание и свободу монгольского государства. В центр фигуры коня вписан государственный символ Монголии - соёмбо. Конь парит над зеленой землей, по середине которой изображен буддийский символ - колесо сансара, символизирующий непрерывность развития. Буддийский символ украшен синим хадаком в знак уважения.