Экопром
19 subscribers

Дорожная карта по РОП. Разбираем наиболее значимые пункты.

После признания провала первых лет реализации механизмов расширенной ответственности производителей в Правительстве РФ всерьез взялись за доработку и усовершенствование института РОП.

Разработан проект "Дорожной карты", предусматривающий 30 пунктов, направленных на устранение предыдущих ошибок.

В данной статье мы разберем наиболее значимые с нашей точки зрения пункты "Дорожной карты".

Дорожная карта по РОП. Разбираем наиболее значимые пункты.

Пункт 2. Изменения в КоАП, ужесточение административной ответственности.

Ответственность за неуплату экологического сбора для юридических лиц и до этого была достаточно строгой - трехкратный размер экосбора, но не менее 500 тысяч рублей.

Дополнительно будет установлена ответственность для уклонистов от экосбора, за смешивание раздельно собранных групп отходов и за предоставление недостоверных сведений.

Пункт 3. Преимущество "экологичных" товаров при госзакупках.

Он предусматривает преимущество 20% к цене госзакупки для товаров, произведенных с использованием вторичных ресурсов, а также запрет на проведение закупок для отдельных трудноперерабатываемых товаров и упаковки.

Очень важный пункт! Учитывая объем проводимых государственных и муниципальных закупок, это будет колоссальным стимулом для вовлечения вторичного сырья в производство. Производственная потребность позволит поддерживать цены на вторресурсы на стабильном уровне и вовлекать в данный сектор новые производственные мощности по переработке отходов.

Пункт 5. Дифференцирование ставок экосбора. Повышение ставок для комбинированной упаковки.

Правильное направление, но подходить к реализации нужно очень обдумано.

С одной стороны можно будет рублем наказывать недобросовестных производителей. К примеру, многие фасуют пищевые полуфабрикаты в не экологичную и вредную ПВХ упаковку, но наносят на нее тонкий слой полиамидной пленки, формально переводя ее в разряд менее вредных пластиков с маркировкой 07.

С другой стороны существует множество высокотехнологичной упаковки, которая позволяет значительно повысить срок годности продуктов питание, сокращая количество просроченных товаров на свалках и расширяя логистические возможности.

Примером такой упаковки может служить металлизированная БОПП пленка, многослойная полиэтилен-полиамидная упаковка и многие другие. Выгоды от уникальности свойств подобных видов упаковки значительно превосходят трудности по ее утилизации. При этом проблема в утилизации состоит не в многослойности, а в трудности извлечения. Не металлизированная БОПП пленка и однокомпонентная пищевая полиэтиленовая упаковка точно также практически не утилизируется, как и их многослойные и гораздо более технологичные аналоги.

Важно повышать ставки именно для "неправильной" многослойной упаковки.

Пункт 6. Отчетность два раза в год, ужесточение проверок.

Сейчас отчетность сдается один раз в год. С 2022 года производители будет отчитываться два раза в год. Дополнительно будут введены механизмы проверок и контроля.

Пункт 8. Единая информационная система.

Планируется создание единой информационной системы для учета и контроля исполнение обязательств в рамках РОП.

Пункт 9. Определение перечня товаров и упаковки с обязательной утилизацией.

Очень спорный пункт. Правильный по сути, но, скорее всего, он будет просто продекларирован и не исполнен. Для решения данной проблемы нужно спускаться на более низкие уровни и создавать принципиальную возможность извлечения таких товаров и их последующей утилизации.

Пункт 11. Определить переходные ключи, позволяющие соотнести товар, упаковку товара видами, группами отходов (конвертер)

Непонятно сформулированный пункт. Очень хочется верить, что речь идет о группировке видов отходов, стандартизация внешнего вида данных групп для наглядной визуализации и отделении на сортировочных линиях, а также стандартизации материалов, из которых допустимо изготавливать товары той или иной группы.

Пункт 12. Утвердить методику расчета ставок экологического сбора

Комментировать что то можно будет после разработки и утверждения методики.

Пункт 13. Утвердить порядок расходования средств экологического сбора

Непонятно как вообще работал механизм расширенной ответственности производителей без утвержденного порядка расходования средств экологического сбора. Это нужно было сделать еще до запуска РОП.

Пункт 14. Утвердить перечень упаковки, ответственность за утилизацию которой несет ее производитель

Сейчас ответственность за утилизацию упаковки несет производитель конечных товаров. Предполагается для некоторых видов упаковки переложить ответственность на производителей упаковочных материалов. Очень странный, который может вызвать большие проблемы при его реализации. Сложность извлечения напрямую зависит от того, какой товар находится в упаковке. Например, ПЭТ бутылка из-под лимонада является одним из самых востребованных вторичных ресурсов. А такую же бутылку из-под растительного масла сдать на переработки очень затруднительно. Полипропиленовая тара для пищевых продуктов являются редкой фракцией, но все-таки принимаются многими сборщиками вторсырья. А такую же полипропиленовую тару из-под лакокрасочных изделий сдать на переработку практически невозможно.

Понятно, что данным пунктом подразумевается возложить дополнительную ответственность на производителей не экологичных видов упаковки, но по вышеописанным причинам данное предложение крайне затруднительно реализовать на практике.

Пункт 15. Установить запрет на трудно извлекаемые и сложно утилизируемые товары и упаковку

Это самый важный пункт! Наличие ПВХ в упаковке делает невозможным утилизацию очень многих фракций бытовых отходов. Даже наличие термоусадочной ПВХ пленку в незначительных количествах может стать причиной выбраковки целой партии переработанных ПЭТ бутылок.

Практически нет сомнений, что данный материал в первую очередь попадет под запрет. Также целесообразным представляется запрет или ограничение использования одноразовой тары из полистирола.

Грамотно продуманная реализация данного пункта даст колоссальный эффект для всей отрасли переработки вторсырья.

Пункт 22. Увеличение ставок платы за НВОС при размещении отходов

Это очередной пункт по "закручиванию гаек" в сфере обращения с отходами. В принципе подход понятный и вполне логичный.

Пункт 23. Установить обязанность по использованию определенной доли вторсырья при производстве упаковки

Положительный эффект данного пункта сложно переоценить. Данное положение может оказать даже больший положительный эффект на отрасль, чем внедрение привилегий при госзакупках. Увеличение рынка сбыта вторсырья неизбежно приведет к росту доли сортировки и переработки отходов.

Пункт 24. Установить критерии, определяющие пригодность материалов для утилизации

Нужное и важное решение. Но оценивать его практичность можно будет после разработки самих критериев.

Пункт 27. Разработка рекомендаций по вводу в оборот биологически разлагаемой упаковки.

Как минимум спорное решение, которое может иметь масштабные негативные последствия. Биологически разлагаемая упаковка создает большие трудности при использовании вторичных ресурсов. Например, если в перерабатываемую партию полиэтилена попадет даже незначительное количество биоразлагаемого пластика (с добавкой d2w), то будет испорченна вся переработанная фракция.

Так называемые биоразлагаемые пакеты (полиэтилен с добавкой d2w) не только менее опасны для природы, они наносят ей несоизмеримо больший вред, чем обычный полиэтилен. Никакого разложения самого материала не происходит, он распадается на мелкие кусочки, попадаю в организм животных и человека.

Материалы, изготовленные из биологического сырья (целлофан, полилактид и прочие) хоть и разлагаются, но они неизбежно будут попадать в перерабатываемые пластиковые фракции создавая большие сложности при переработке.

Пункт 28. Определение мер государственной поддержки для переоборудования производств с целью вовлечения вторичного сырья в производство

По сути предложение правильно. Крайне обдуманно надо подходить к финансовым методам поддержки. Все таки государство в первую очередь должно создавать рыночные условия функционирования отрасли вторсырья, а не просто вкладывать деньги в экономически убыточные проекты.