Депо Тула-Лихвинской УЖД в Туле. История!

994 full reads
1,4k story viewUnique page visitors
994 read the story to the endThat's 67% of the total page views
5 minutes — average reading time

Я все думал, как начать рассказывать тулякам максимально подробно и поэтапно о истории УЖД. Решил начать частями с конкретных тем сочетая имеющиеся исторические фото с современным состоянием. Сегодня расскажу о депо. А в целом историю Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги (1905-1996) вы можете прочитать ТУТ.

Депо Тула-Лихвинской УЖД в Туле. История!

Как известно, вокзал в начале 1950-ых перенесли на улицу Щекинскую вблизи деревни Лихвинка. Здесь же находится депо, было ли оно тут всегда, то есть с 1905 года или появилось вместе с вокзалом нет информации. Об участки пути от Московского вокзала до через Одоевское шоссе к улице Щекинской расскажу в отдельной статье.

Впервые я сюда пришел в 2013-ом году начав изучать былое узкоколейки. Сам я не успел проехаться в 90-ые на узкоколейном составе и родители не подарили мне такую радость, да и не было в те времена это чем-то необычным. Я лишь видел эти узкие рельсы с моста на Калужском шоссе, когда мы ездили на дачу 25 лет назад. И не удалось не разу увидеть двигающегося поезда.

Тут давно нелюдимо, тихо. Площадка служит для разгрузки товарных вагонов. До 1997-ого года люди приходили с Макаренко, с Короленко пешком. Либо приезжали на автобусе №2 "Московский вокзал - д.Лихвинка", он до сих пор ходит. Один из самых коротких маршрутов. В тех же краях начала курсировать маршрутка 4М.

Этих ворот больше нет, их снесли примерно, в году 2018-ом. За ними начинается территория бывшего депо Тула-Лихвинской. Сейчас здесь пути широкой колеи. Предполагаю до 1950-ых узкая колея проходила на месте ворот.
Этих ворот больше нет, их снесли примерно, в году 2018-ом. За ними начинается территория бывшего депо Тула-Лихвинской. Сейчас здесь пути широкой колеи. Предполагаю до 1950-ых узкая колея проходила на месте ворот.
Этих ворот больше нет, их снесли примерно, в году 2018-ом. За ними начинается территория бывшего депо Тула-Лихвинской. Сейчас здесь пути широкой колеи. Предполагаю до 1950-ых узкая колея проходила на месте ворот.

При входе за воротами справа и слева можно увидеть заброшенные будки ЖД-работников, которые что-то контролировали во времена функционирования дороги.
При входе за воротами справа и слева можно увидеть заброшенные будки ЖД-работников, которые что-то контролировали во времена функционирования дороги.
При входе за воротами справа и слева можно увидеть заброшенные будки ЖД-работников, которые что-то контролировали во времена функционирования дороги.
Данная будка использовалась скорее всего до 1972 года, когда по линии осуществлялось товарное движение из Ханино, Дубны и обратно.
Данная будка использовалась скорее всего до 1972 года, когда по линии осуществлялось товарное движение из Ханино, Дубны и обратно.
Данная будка использовалась скорее всего до 1972 года, когда по линии осуществлялось товарное движение из Ханино, Дубны и обратно.
Дом отдыха машинистов. Мы в него заходили в 2013-ом...
Дом отдыха машинистов. Мы в него заходили в 2013-ом...
Дом отдыха машинистов. Мы в него заходили в 2013-ом...

А через год мясновская гопота его спалила.
А через год мясновская гопота его спалила.
А через год мясновская гопота его спалила.
Это единственная фотка изнутри. Знал бы, что так будет, пофоткал бы более детально. Вроде там весел календарь от 1996 года. Как-раз последний год функционирования УЖД.
Это единственная фотка изнутри. Знал бы, что так будет, пофоткал бы более детально. Вроде там весел календарь от 1996 года. Как-раз последний год функционирования УЖД.
Это единственная фотка изнутри. Знал бы, что так будет, пофоткал бы более детально. Вроде там весел календарь от 1996 года. Как-раз последний год функционирования УЖД.
Так все выглядело в 1997-ом.
Так все выглядело в 1997-ом.
Так все выглядело в 1997-ом.

На территории долгие годы размещался ЖД-кран. Не могу только понять, использовался ли он еще до 1970-ых для разгрузки вагонов с узкоколейных путей, которые в те годы размещались под ним?!
На территории долгие годы размещался ЖД-кран. Не могу только понять, использовался ли он еще до 1970-ых для разгрузки вагонов с узкоколейных путей, которые в те годы размещались под ним?!
На территории долгие годы размещался ЖД-кран. Не могу только понять, использовался ли он еще до 1970-ых для разгрузки вагонов с узкоколейных путей, которые в те годы размещались под ним?!
Увы, ЖД-кран порезали на металоллом в середине десятых годов. Его там больше нет.
Увы, ЖД-кран порезали на металоллом в середине десятых годов. Его там больше нет.
Увы, ЖД-кран порезали на металоллом в середине десятых годов. Его там больше нет.

Переходим к самому зданию вокзала Тула-Лихвинской УЖД. Напомню еще раз, построено оно было в начале 1950-ых, когда вокзал узкоколейки перенесли сюда от Московского вокзала. Перенесли по причине, что из-за переезда на Одоевском шоссе приходилось часто перекрывать автомобильное движение.
Переходим к самому зданию вокзала Тула-Лихвинской УЖД. Напомню еще раз, построено оно было в начале 1950-ых, когда вокзал узкоколейки перенесли сюда от Московского вокзала. Перенесли по причине, что из-за переезда на Одоевском шоссе приходилось часто перекрывать автомобильное движение.
Переходим к самому зданию вокзала Тула-Лихвинской УЖД. Напомню еще раз, построено оно было в начале 1950-ых, когда вокзал узкоколейки перенесли сюда от Московского вокзала. Перенесли по причине, что из-за переезда на Одоевском шоссе приходилось часто перекрывать автомобильное движение.
Маленький экскурс, кто не понял. Узкоколейка проходила в сторону Лихвинки в этом месте. Теперь тут вместо ЖД-моста пешеходный.
Маленький экскурс, кто не понял. Узкоколейка проходила в сторону Лихвинки в этом месте. Теперь тут вместо ЖД-моста пешеходный.
Маленький экскурс, кто не понял. Узкоколейка проходила в сторону Лихвинки в этом месте. Теперь тут вместо ЖД-моста пешеходный.

Вернемся к станции. Здесь был зал ожидания и приобретались билеты в кассе. Выше на фото  был синий почтовый ящик справа от двери. Наверно, после 1996-ого года в него кидали письма с жалобами и просьбами восстановить движение на Тула-Лихвинской.
Вернемся к станции. Здесь был зал ожидания и приобретались билеты в кассе. Выше на фото был синий почтовый ящик справа от двери. Наверно, после 1996-ого года в него кидали письма с жалобами и просьбами восстановить движение на Тула-Лихвинской.
Вернемся к станции. Здесь был зал ожидания и приобретались билеты в кассе. Выше на фото был синий почтовый ящик справа от двери. Наверно, после 1996-ого года в него кидали письма с жалобами и просьбами восстановить движение на Тула-Лихвинской.
К сожалению, через пару лет опять же местная шваль разбила все окна  с переднего фасада здания станции.
К сожалению, через пару лет опять же местная шваль разбила все окна с переднего фасада здания станции.
К сожалению, через пару лет опять же местная шваль разбила все окна с переднего фасада здания станции.
Благодаря этому мне тогда  получилось просунуть фотоаппарат в окно и сделать это фото. Интерьеры не менялись с 90-ых. Стул явно лишь не из того времени. Возможно именно по этому телефону давали справки, допустим, о расписании движения поездов. Кстати, телефон вокзала весит в Интернете: 7 (4872) 20-26-93. Странно, ведь, когда прекратилось движения инета не было.
Благодаря этому мне тогда получилось просунуть фотоаппарат в окно и сделать это фото. Интерьеры не менялись с 90-ых. Стул явно лишь не из того времени. Возможно именно по этому телефону давали справки, допустим, о расписании движения поездов. Кстати, телефон вокзала весит в Интернете: 7 (4872) 20-26-93. Странно, ведь, когда прекратилось движения инета не было.
Благодаря этому мне тогда получилось просунуть фотоаппарат в окно и сделать это фото. Интерьеры не менялись с 90-ых. Стул явно лишь не из того времени. Возможно именно по этому телефону давали справки, допустим, о расписании движения поездов. Кстати, телефон вокзала весит в Интернете: 7 (4872) 20-26-93. Странно, ведь, когда прекратилось движения инета не было.
А вот и окошко, где сидел кассир. Шалман(.
А вот и окошко, где сидел кассир. Шалман(.
А вот и окошко, где сидел кассир. Шалман(.
Вид на здание с другой стороны улицы Щекинской.
Вид на здание с другой стороны улицы Щекинской.
Вид на здание с другой стороны улицы Щекинской.

Прямо за вокзалом через улицу Щекинскую стоит барак. Предполагаю, здесь были служебные помещения станции.
Прямо за вокзалом через улицу Щекинскую стоит барак. Предполагаю, здесь были служебные помещения станции.
Прямо за вокзалом через улицу Щекинскую стоит барак. Предполагаю, здесь были служебные помещения станции.

Вернемся к территории. Отсюда до 1972 года отправлялись узкоколейные пассажирские поезда. Лишь после 1972 тут все реформируют и упростят.
Вернемся к территории. Отсюда до 1972 года отправлялись узкоколейные пассажирские поезда. Лишь после 1972 тут все реформируют и упростят.
Вернемся к территории. Отсюда до 1972 года отправлялись узкоколейные пассажирские поезда. Лишь после 1972 тут все реформируют и упростят.

Фото из частного архива. Здесь 1969 год. Запомните  светлое строение, оно сохранилось до сих пор.
Фото из частного архива. Здесь 1969 год. Запомните светлое строение, оно сохранилось до сих пор.
Фото из частного архива. Здесь 1969 год. Запомните светлое строение, оно сохранилось до сих пор.
Детей отправляют на узкоколейном поезде в пионерский лагерь в Кураково. В тот самый кураковский лагерь, который действует по сей год. Даже не верится, что в этом месте когда-то были такие толпы народа.
Детей отправляют на узкоколейном поезде в пионерский лагерь в Кураково. В тот самый кураковский лагерь, который действует по сей год. Даже не верится, что в этом месте когда-то были такие толпы народа.
Детей отправляют на узкоколейном поезде в пионерский лагерь в Кураково. В тот самый кураковский лагерь, который действует по сей год. Даже не верится, что в этом месте когда-то были такие толпы народа.
Тот самая постройка, по-моему, это был станционный туалет в то время. Сейчас разруха, бомжатник.
Тот самая постройка, по-моему, это был станционный туалет в то время. Сейчас разруха, бомжатник.
Тот самая постройка, по-моему, это был станционный туалет в то время. Сейчас разруха, бомжатник.
С 1972 ликвидировали грузовое движение на узкоколейке, и длина пути сократилась от Дубны до Труфаново (25 км). В связи с этим многие объекты были демонтированы, а платформу для пассажиров перенесли ближе к депо. На фото асфальтная дорожка ведет от здания вокзала к пассажирской платформе. Впереди за ветками виднеется тот самый туалет.
С 1972 ликвидировали грузовое движение на узкоколейке, и длина пути сократилась от Дубны до Труфаново (25 км). В связи с этим многие объекты были демонтированы, а платформу для пассажиров перенесли ближе к депо. На фото асфальтная дорожка ведет от здания вокзала к пассажирской платформе. Впереди за ветками виднеется тот самый туалет.
С 1972 ликвидировали грузовое движение на узкоколейке, и длина пути сократилась от Дубны до Труфаново (25 км). В связи с этим многие объекты были демонтированы, а платформу для пассажиров перенесли ближе к депо. На фото асфальтная дорожка ведет от здания вокзала к пассажирской платформе. Впереди за ветками виднеется тот самый туалет.
Между платформой и вокзалом стоит памятник героическим защитникам Тулы во время ВОВ. Когда били стёкла в зале ожидания и жгли домик хорошо хоть памятник не тронули.
Между платформой и вокзалом стоит памятник героическим защитникам Тулы во время ВОВ. Когда били стёкла в зале ожидания и жгли домик хорошо хоть памятник не тронули.
Между платформой и вокзалом стоит памятник героическим защитникам Тулы во время ВОВ. Когда били стёкла в зале ожидания и жгли домик хорошо хоть памятник не тронули.

Сама платформа заросшая травой и деревьями.
Сама платформа заросшая травой и деревьями.
Сама платформа заросшая травой и деревьями.
Между забором и платформой в этот проём из депо подавался поезд.
Между забором и платформой в этот проём из депо подавался поезд.
Между забором и платформой в этот проём из депо подавался поезд.
Историческое фото, 1994 год. Вид от депо в сторону вокзала. Вокзал под высокими деревьями слева на фото.
Историческое фото, 1994 год. Вид от депо в сторону вокзала. Вокзал под высокими деревьями слева на фото.
Историческое фото, 1994 год. Вид от депо в сторону вокзала. Вокзал под высокими деревьями слева на фото.

Общий вид на платформу в сторону депо. С 1972 по 1997 народ уезжал на поезде с этой платформы.
Общий вид на платформу в сторону депо. С 1972 по 1997 народ уезжал на поезде с этой платформы.
Общий вид на платформу в сторону депо. С 1972 по 1997 народ уезжал на поезде с этой платформы.
Так всё выглядело в 2000-ом году. Движения поездов уже не было 4 года.
Так всё выглядело в 2000-ом году. Движения поездов уже не было 4 года.
Так всё выглядело в 2000-ом году. Движения поездов уже не было 4 года.

Левее платформы сейчас автосервис.
Левее платформы сейчас автосервис.
Левее платформы сейчас автосервис.
А этот двухэтажный дом был построен именно для работников станции железной дороги. Многие переехали, но и живут наверно, еще те люди и их потомки, кто работал на Тула-Лихвинской УЖД.
А этот двухэтажный дом был построен именно для работников станции железной дороги. Многие переехали, но и живут наверно, еще те люди и их потомки, кто работал на Тула-Лихвинской УЖД.
А этот двухэтажный дом был построен именно для работников станции железной дороги. Многие переехали, но и живут наверно, еще те люди и их потомки, кто работал на Тула-Лихвинской УЖД.
Ворота в депо, 2000 год. Именно в этом году тепловозы и вагоны увезут отсюда навсегда и будет официальный приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской. Ведь был тот день, когда тепловоз последний раз завели, он вывез второй тепловоз вместе с вагонами из депо по уже заросшим рельсам к широкой колее, где их погрузили на стандартный грузовой вагон и увезли.
Ворота в депо, 2000 год. Именно в этом году тепловозы и вагоны увезут отсюда навсегда и будет официальный приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской. Ведь был тот день, когда тепловоз последний раз завели, он вывез второй тепловоз вместе с вагонами из депо по уже заросшим рельсам к широкой колее, где их погрузили на стандартный грузовой вагон и увезли.
Ворота в депо, 2000 год. Именно в этом году тепловозы и вагоны увезут отсюда навсегда и будет официальный приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской. Ведь был тот день, когда тепловоз последний раз завели, он вывез второй тепловоз вместе с вагонами из депо по уже заросшим рельсам к широкой колее, где их погрузили на стандартный грузовой вагон и увезли.
Ворота и забор до сих пор стоят, все заросло травой и кустарником. А на месте депо стоянка технического транспорта и механические мастерские. Шпалы утопли в земле. Справа стороны так называемый тоннель, по которому поезда уходили с пассажирами в Труфаново и возвращались на место дислокации.
Ворота и забор до сих пор стоят, все заросло травой и кустарником. А на месте депо стоянка технического транспорта и механические мастерские. Шпалы утопли в земле. Справа стороны так называемый тоннель, по которому поезда уходили с пассажирами в Труфаново и возвращались на место дислокации.
Ворота и забор до сих пор стоят, все заросло травой и кустарником. А на месте депо стоянка технического транспорта и механические мастерские. Шпалы утопли в земле. Справа стороны так называемый тоннель, по которому поезда уходили с пассажирами в Труфаново и возвращались на место дислокации.
И ничего ныне не напоминает тут о депо, а ведь когда-то тут были узкоколейные паровозы, десяток тепловозов. Так и закончилась история Тула-Лихвинской УЖД.
И ничего ныне не напоминает тут о депо, а ведь когда-то тут были узкоколейные паровозы, десяток тепловозов. Так и закончилась история Тула-Лихвинской УЖД.
И ничего ныне не напоминает тут о депо, а ведь когда-то тут были узкоколейные паровозы, десяток тепловозов. Так и закончилась история Тула-Лихвинской УЖД.
Депо Тула-Лихвинской, 1960-ые.
Депо Тула-Лихвинской, 1960-ые.
Депо Тула-Лихвинской, 1960-ые.
Тепловоз ТУ-2 выезжает из амбара депо, 1993 год.
Тепловоз ТУ-2 выезжает из амбара депо, 1993 год.
Тепловоз ТУ-2 выезжает из амбара депо, 1993 год.
1998 год, снегоочиститель, старый вагон, жд-колеса.
1998 год, снегоочиститель, старый вагон, жд-колеса.
1998 год, снегоочиститель, старый вагон, жд-колеса.
2000 год. Вагончик, зад которого виден через ворота на фото выше. Рядом с ним долгие годы стоял оставшийся один грузовой вагон.
2000 год. Вагончик, зад которого виден через ворота на фото выше. Рядом с ним долгие годы стоял оставшийся один грузовой вагон.
2000 год. Вагончик, зад которого виден через ворота на фото выше. Рядом с ним долгие годы стоял оставшийся один грузовой вагон.

1998 год, территория депо, движения уже не было 2 года.
1998 год, территория депо, движения уже не было 2 года.
1998 год, территория депо, движения уже не было 2 года.
Тоннельчик между заборами в 2002-ом. Рельсы еще лежали.
Тоннельчик между заборами в 2002-ом. Рельсы еще лежали.
Тоннельчик между заборами в 2002-ом. Рельсы еще лежали.
Современное состояние.
Современное состояние.
Современное состояние.
1998 год. Далее узкоколейный состав пересекал лихвинский перезд и пускался в путь до  Труфаново, а когда-то и до Дубны, Ханино и самого Лихвина (ныне Чекалин).
1998 год. Далее узкоколейный состав пересекал лихвинский перезд и пускался в путь до Труфаново, а когда-то и до Дубны, Ханино и самого Лихвина (ныне Чекалин).
1998 год. Далее узкоколейный состав пересекал лихвинский перезд и пускался в путь до Труфаново, а когда-то и до Дубны, Ханино и самого Лихвина (ныне Чекалин).
Сейчас здесь подъездной путь широкой колеи на пивной завод Балтика и пути к механическим мастерским.
Сейчас здесь подъездной путь широкой колеи на пивной завод Балтика и пути к механическим мастерским.
Сейчас здесь подъездной путь широкой колеи на пивной завод Балтика и пути к механическим мастерским.

Надеюсь, я достаточно подробно рассказал о депо, если есть какие-то вопросы, задавайте, а так же ставьте лайки, если хотите продолжения истории, фоторепортаж пути от депо до Рвов, Труфаново и т д. Группа в ВК посвященная УЖД и с описанием на стене недавнего похода маршруту "Станция Дубна - станция Гурьевка". Поддержите вступлением.

Напишите свои истории из прошлого, быть может вы из тех, кто когда-то отправлялся на узкоколейке на дачу, в деревню, за грибами и т д. А может вы жили/живете в этих местах.

ТАК ЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Подробная история Тула-Лихвинской УЖД

Тульский аэропорт Клоково (1959-1994).