Найти в Дзене
Наша Тула

Тула. Южный рынок, каким он был и что было на его месте!

Первая половина десятых годов.
Первая половина десятых годов.

Почти до конца 1990-ых на месте современного Южного рынка ничего не было. Был лишь пустырь. Мы ездили на дачу на автобусе от угла Калужского шоссе и Проспект Ленина. В те годы ходили РАФики, либо ПАЗики, а также Икарусы. Помню, по маршруту Тула - п. Рассвет ходил долгие годы желтый Икарус.

В этом месте была лишь кирпичная постройка похожая на туалет, но на самом деле это вход в какое-то техническое коммунальное сооружение связанное с водой. Кстати, с другой стороны проспекта у Пединститута есть подобное строение. От шоссе вглубь пустыря вела тропинка, я по ней часто бегал пока мы ждали автобус. Но ходили по ней туда, чтобы сходить по-маленькому и не только). За небольшим бугром в низине была канава с камышом и небольшим количеством водына дне. Кто-то говорит, был когда-то пруд и ловили карасей. А до пруда был карьер глиняный. Пруд был точно на месте 22-этажки по адресу Проспект Ленина 112. Помню, его визуально еще осенью 2004-ого.

Та самая будка, до середины десятых она еще не была обшита этим серым материалом. В 90-ые, примерно, от нее влево шла тропинка вглубь бурьяна находящигося на месте нынешнего рынка.
Та самая будка, до середины десятых она еще не была обшита этим серым материалом. В 90-ые, примерно, от нее влево шла тропинка вглубь бурьяна находящигося на месте нынешнего рынка.

Тут же у шоссе где-то в траве стоял памятник кому-то погибшему в этом месте в ДТП. Ниже начиналась территория некой строительной базы с низким жёлтым башенным краном. Фрагменты крана можно увидеть на фотках ниже. База просуществовала до тех пор, пока в году 2015-ом не отдали земли под расширение рынка и строительство фермерских павильонов "Привозъ".

За базой находился подъездной путь и его тупик на завод РТИ, а может в том числе на эту самую базу. В 90-ые он был хорошо виден. Помню, будучи ребенком с мамой гуляли вдоль него поедая мороженое перед автобусом на дачу. Далее после базы сделали строительную ярмарку и подъездной путь на многие годы исчез за забором или какими-то хибарами рынка. К сожалению, у меня нет и в сети не удалось найти фото базы и строительного рынка. А подъездной путь сохранился и до сих пор рельсы лежат.

До появления рынка на этой терриории долгое время был небольшой магазин автозапчастей. Можно сказать, одиноко стоял в этом поле примыкая ближе к углу Проспекта Ленина и Руднева. Рядом с ним еще росла лиственница.

Здесь был магазин автозапчастей, сейчас там будка охранника стоянки. И лиственницы давно нет.
Здесь был магазин автозапчастей, сейчас там будка охранника стоянки. И лиственницы давно нет.

Строительство Южного рынка началось в конце 90-ых. Все было зачищено. Теперь не нужно было ехать на Каминского. Появились различные магазинчики, Тульский броллер, где продавалась курица от птицефабрики Рассвет, которой больше нет. Вдоль проспекта за стоянкой выросли павильоны, посередине было самое высокое строение с флагами. Если не ошибаюсь, там было кафе Виктория, всегда на улице возле играла музыка. Выходя из троллейбуса на Пединституте мне нравилось идти по тротуару вдоль этих павильнов на остановку автобуса на Калужское шоссе.

Южный первой половины нулевых. Слева виден амбар стрительной базы.
Южный первой половины нулевых. Слева виден амбар стрительной базы.

В августе 2005-ого случился глобальный пожар. Помню, этот день. Я был на даче, за Симферопольским шоссе и ГАИ. Копал картошку и заметил, как над лесом в сторону Тулу поднялся черный дым. Было понятно, что какой-то крупный пожар в городе.

Фото из сети. Спасибо этим людям, кто запечатлял и запечатляет различные события города. За дымом видна стрела крана с базы. А на трамвайной остановке еще несли киоски 90-ых и Связной в отдельном павильоне уже был.
Фото из сети. Спасибо этим людям, кто запечатлял и запечатляет различные события города. За дымом видна стрела крана с базы. А на трамвайной остановке еще несли киоски 90-ых и Связной в отдельном павильоне уже был.

На улице привычные тогда для Тулы ГАЗели, старые ПАЗики и даже Коробочки (ГАЗ).
На улице привычные тогда для Тулы ГАЗели, старые ПАЗики и даже Коробочки (ГАЗ).

После пожара павильоны восстанавливать не стали хотя сам рынок продолжил существование. Стало не душевно. Остатки павильонов демонтировали, а территорию обнесли забором и по тротуару рядом уже нельзя было пройти. Так все зависло лет на 10. Лишь в середине десятых годов в этих местах началась движуха.

ТЦ Южный. С него начались перемены.
ТЦ Южный. С него начались перемены.

Изначально была перенесена строительная ярмарка. Перенесли ее к повороту на Скуратово. А на ее месте началось строительство небольшого ТЦ с названием Южный. Именно тогда вновь обнажился подъездной железнодорожный путь к РТИ.

Подъездной путь. Не знаю, когда последний раз по нему прошелся тепловоз, в каком году?! Кстати, между рельсами всегда шла тропинка и таким образом люди сокращали путь до улиц Сурикова и Оружейной. Очень надеюсь, что в ближайшее время движение с Оружейной выведут к Калужскому шоссе.
Подъездной путь. Не знаю, когда последний раз по нему прошелся тепловоз, в каком году?! Кстати, между рельсами всегда шла тропинка и таким образом люди сокращали путь до улиц Сурикова и Оружейной. Очень надеюсь, что в ближайшее время движение с Оружейной выведут к Калужскому шоссе.
Как построили павильоны ПРИВОЗЪ жд-путь закатали в асфальт, но так и не ликвидировали.
Как построили павильоны ПРИВОЗЪ жд-путь закатали в асфальт, но так и не ликвидировали.

Изначально в ТЦ расположился Лакмин. Брал там вкусную выпечку, пока все не закончилось тем, что глава Лакмина заказал главу Спара. На втором этаже был неплохой магазин ХозМакс на подобии Домового и Уютерры. На месте него теперь одежда. На третьем, как был фитнес, так и остался. Позднее вместо Лакмина появилась Пятерочка, а правее куча всяких частных лавок, которые позже переехали в Привозъ, а тут открылся Зоомаркет, который затем сменил Магнит-Косметик. В общем, бизнес не стабилен в России, все меняется!

-10

Следом за Южным началась ликвидация базы, а может аналогично ее переезд куда-либо. Кран, амбары и куча железобетонных конструкций исчезли. Началось строительство больших павильонов Привозъ. Теперь с продолжающиеся после проспекта улицы Руднева можно было пройти через открытые ворота к Калужскому шоссе. Раньше здесь был тупик.

-11

Рынок продолжал жить своей жизнью. Тогда казалось, рынок как рынок, обычный, но, когда сейчас видишь на его месте новые современные павильоны понимаешь, как здесь все стало респектабельней. Не то, что раньше этот колхоз.

-12

В это же время наконец-то начали строить новые павильоны (дешевые, конечно), но место стало гораздо приятней глазу. Почти 80% всех лавок теперь в помещениях, что гораздо современней и комфортней хотя аренда для предпринимателей выше.

Современные павильоны Южного рынка.
Современные павильоны Южного рынка.
Многие до сих пор пустуют и не могут найти нового постояльца.
Многие до сих пор пустуют и не могут найти нового постояльца.

Сейчас идет освоение территорий уже за ТЦ Южный, где до недавнего времени был тоже пустырь.

Хочется добавить: Возле Южного на повороте с проспекта не хватает стационарной остановки. Здесь десятилетия люди ждут маршрутки на Рассвет, Одоев, Белев, Дубну, струковский автобус. Официально остановку тут запретили и надо садиться на Пединституте. Но люди идут сюда по привычке. Сделайте ЗДЕСЬ остановку, коллапса не случится. Или хотя бы сделать ее прям за ТЦ Южный. Так как 39-ый автобус, едущий в Новую Тулу и Северную Мызу выезжает из-под моста и минует остановку выше. Многим было бы удобно на него садиться здесь, чем идти на троллейбусное кольцо или Вознесенского.

Неформальная остановка.
Неформальная остановка.
Но, где всегда останавливается любая маршрутка.
Но, где всегда останавливается любая маршрутка.

Спасибо за внимание! У кого есть информация из прошлого об этих местах и особенно фото из 90-ых, 00-нулевых, пишите, выкладывайте!!! Расскажите ваши истории! Подпишитесь на канал!

ТАК ЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Тула, Калужское шоссе, прошлое и настоящее.

Тула, Площадь Искусств

Тула, Улица Гоголевская, виртуальная экскурсия и воспоминания

Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога (1905-1996)

Тульский аэропорт Клоково (1959-1994)

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты