Честно скажу - их не было. То есть были, конечно, на обширных пастбищах и тенистых лесках Гэмпшира, но добропорядочные леди их активно не замечали. Не комильфо.
Вспомните русскую литературу - там на каждой странице грибы.
У Толстого Китти собирает грибы и ей совсем не до Левина с его объяснениями в любви - грибы же... Барышня-крестьянка у Пушкина напротив идет по грибы, чтобы крутить роман. Чехов постоянно гоняет своих героев по грибы да по ягоды..
А вот Джейн Остин любуется разросшимся миртом, восхитительным жасмином, чем-то еще - и никогда грибами!
Так и видится, как английские леди брезгливо поднимают подолы своих кринолинов, чтобы невзначай не зацепить боровик. Или не наступить на лисичку. Или наоборот - наступить. Каблуком.
Но все же я нашла одно упоминание о грибах в мемуарах племянников. О трюфелях.
Французская кузина Элиза делится с родственницами впечатлениями от бала и обеда в Париже и упоминает каплуна с трюфелями - совершенно божественный вкус!
Те недоумевают и интересуются, что это за вид картофеля. Она объясняет, что это....земляные орехи.
На самом деле вкус трюфеля в Англии в 18 веке был уже известен - английская элита также копировала французскую кухню, как и все остальные.
Недаром же наш Пушкин в это же время превозносил " и трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет".
И самое интересное, что трюфели были в Англии.
Гилберт Уайт в своих “Наблюдениях за овощами” упоминает, как его окликнул сборщик трюфелей, “в карманах которого было несколько крупных трюфелей”, найденных в окрестностях Селборна.
И всего сущие копейки - полкроны за фунт. И видно это было ему не в новинку - ни собирать, ни находить покупателей.
Но вот что неожиданно - обнаружить, что в английской глубинке той поры собирали трюфели на продажу.
Сейчас во всём англоязычном мире едва ли сыщешь хотя бы одного сборщика трюфелей.
Да ладно - трюфели. В 1817 году ( год смерти Джейн Остин) миколог Бэдхем говорил о грибах, что “Англия - единственная страна Европы, где эта важная и вкусная еда, из невежества и предрассудков, пребывает в забвении”.
А его "трактат" об итальянской грибной кухне ( его поразили грибные рынки в Италии) - был принят в Англии с большим удивлением. И неприязнью. Больше всего возмущались английские викарии ( священники), приводя в пример проповедь Джереми Тейлора,
“Прочь от искушений, балов и увеселений, непристойных танцев, глазения на красивые лица, кричащих и непристойных платьев - это пролог к похоти, как приготовленные грибы ( трюфели), которые при редком употреблении, могут быть безвредны, но никогда - хороши”.
Так что, могу сказать точно - Джейн Остин не осквернила себя поеданием грибов. Как и их созерцанием.
Викторианские традиции, сэр!