Есть много способов сказать ребенку «нет», но не все из них эффективны. Говоря ребенку «нет», важно не переусердствовать, а также не научить модели поведения, которую мы привыкли называть манипуляцией.
Научиться принимать «нет» от кого-то другого - это прелюдия к тому, чтобы сказать «нет» самой себе. Дети (а иногда и взрослые) попадают в неприятности из-за желания немедленного «да», не тратя времени на то, чтобы прогнать его через свой внутренний датчик и подумать о необходимости сказать себе «нет».
Найдите баланс
Слишком много «нет» и слишком много «да» негативно влияют на самодисциплину ребенка. Важно правильно сочетать «да» и «нет» в детской среде. Если вы редко говорите своему ребенку «нет», то он может впадать в истерику, когда вы откажите ему в чем-то - ведь он не привык к разочарованию.
Если весь его день полон «нет», ребенок считает, что мир - это плохое место. Понятно, что мы, как родители, стремимся оградить своего малыша от разных “опасностей”, выставляя много запретов. На наш взгляд, это самый легкий способ уберечь ребенка. Но это не совсем верная позиция с точки зрения педагогики. Ребенку необходима свобода, необходимо приобретать опыт. Поэтому позиция постоянного «нет» даже опасна для ребенка - вырастая, он не может принимать решения самостоятельно, ему постоянно нужно опираться на чье-то мнение.
Также, когда ребенок живет на постоянных запретах, то становясь старше, он просто срывается. Если в детстве ему все запрещали, то в подростковом возрасте у него нет опыта, на который он может опереться и не четко себе представляет, что можно делать, а что - нет. В результате он стремиться попробовать все.
«Нет» растет вместе с вами
Родителей, конечно же, можно понять. Мы, мамы, не тираны и, запрещая что-то, мы вовсе не хотим, чтобы ребенок не получил какого-то опыта, а лишь всеми силами пробуем сохранить ему здоровье и жизнь. Хотим дать ему только хороший опыт. Но так не бывает. Вспомните, когда детей учат кататься на коньках, что им в первую очередь показывают? Правильно. Их учат падать! Точно также и в жизни. Чтобы у ребенка был позитивный опыт, нужно научить его “падать”.
Если говорить о плавании, то невозможно научиться плавать, не нахлебавшись воды. Не стоит запрещать ребенку, например, прыгать в воду из страха, что он может хлебнуть воды. Лучше показать ему как правильно нырнуть, чтобы этого не произошло. Обеспечить ребенка необходимыми навыками, чтобы он оказался на плаву не только в бассейне, но и в жизни.
Попытайтесь предотвратить сражения
Часто мы своим поведение закрепляем у ребенка определенные реакции, а потом называем это манипуляцией. Но это совсем другое. Чтобы манипулировать людьми нужно быть очень высокоорганизованной личностью и уметь просчитывать ходы. Ребенок, как правило, к таким ходам не готов.
Откровенное требование - это не манипуляция. Независимо от того, как часто ваш ребенок скулит, умоляет, падает на пол - не поддавайтесь. Изменение вашего «нет» на «да» только укрепит в сознании вашего ребенка в том, что вы на самом деле не имеете в виду то, что говорите. Малыш запоминает и принимает такую модель поведения как способ получения желаемого. Да, это не манипуляция, однако дети этому очень быстро обучаются, поэтому прежде чем что-то запретить, нужно хорошо подумать. Если вы говорите, что купаться здесь нельзя, то нельзя будет и через 5 минут, и даже если он упадет и будет биться в истерики, все равно будет нельзя. Нужно научиться выводить ребенка из этого состояния.
Предложите краткое объяснение
В одном из своих постов я уже затрагивала тему об абсолютных “нельзя”. Например, таких: переходить на красный свет, дотрагиваться до горячего чайника, вставлять пальцы в розетку и так далее. А есть просто “нет”, которое может быть озвучено в силу разных обстоятельств. Краткое объяснение того, почему вы говорите «нет», может превратить ваш отказ в полезный опыт.
Сказать: «Нет, ты не можешь прыгнуть в бассейн без спасательного жилета» без объяснения причин бесполезно. Ваш ребенок может думать: «Я не могу этого сделать, потому что моя мама злая», не осознавая потенциальную опасность. Попробуйте сказать что-то вроде: «Нет, ты не можешь прыгнуть в бассейн без спасательного жилета, потому что ты еще не достаточно хорошо освоил все стили плавания, чтобы доплыть до другого конца бассейна без спасательного жилета». Когда ваш ребенок поймет причину вашего ответа, он с меньшей вероятностью пойдет на риск, когда вас не будет рядом, чтобы сказать ему «нет».
Обратите внимание, в своих постах я уже рассказывала: