Комиксовые супергерои, жизнь наоборот, киноплёнка, чудом сохранившаяся с XIX века... Вот такие необычные вещи можно было увидеть в фильмах, снятых в странах Восточной Европы в 1960-70 годах. И под Восточной Европой я подразумеваю, в основном, Чехословакию. 4 из 5 фильмов сегодняшней подборки - оттуда. Пятый снят в Венгрии.
Удивительное дело: в СССР любой формализм в кино не поощрялся (из-за чего прекрасные фильмы вроде "Интервенции" надолго оказывались на полке), зато в странах-сателлитах режиссёры отрывались кто во что горазд. Впрочем, экспериментаторам и там доставалось, но им всё-таки удалось создать шедевры, надолго опередившие свою эпоху.
Замечу, что "экспериментальный" вовсе не значит "заумный" или "скучный". По крайней мере, не во всех случаях.
1. "Хэппи-энд"/Happy end (1967)
Человеку, казнённому на гильотине, приделывают голову обратно. Потом тюрьма, потом суд, потом его задерживают. Потом он вынимает из чемодана и собирает по частям жену...
Вы догадались: этот фильм снят наоборот, в обратной хронологической последовательности, задолго до того, как эту же идею воплотил Кристофер Нолан в своём "Помни". Герои вынимают изо рта еду, влетают в окна... и т.д.
И вроде бы, простой приём, а кроме него ничего особо и нет, но смотреть не скучно. Мало того, это один из самых лёгких, изящных и залипательных фильмов, что я видел в жизни. Особо порадовали диалоги. Нет, герои не говорят задом наперёд, просто произносят сами реплики в обратном порядке. Получается смешно. Очень рекомендую к просмотру!
2. "Маргаритки"/Sedmikrásky (1966)
Две очаровательных отвязных девицы творят всякие весёлые безобразия: разводят богатых стариков на рестораны (а потом изобретательно спроваживают кавалеров), устраивают дебоши в общественных местах, громят банкетные залы... Вот, собственно, и всё. Да, ещё тут есть странный монтаж, смена цветофильтров и даже кадры военной кинохроники. Дескать, не девицы сошли с ума, а мир. Они и сами это заявляют открытым текстом: мол, не мы такие, жизнь такая.
В чём же экспериментальность? В том, что внятный сюжет (все эти завязки-развязки) отсутствует как класс, а фильм - вовсе не фильм, а что-то типа концептуального перфоманса. Но главное - сама бесшабашность, с которой режиссёр Вера Хитилова ниспровергает разные табу. Как отмечают рецензенты, героини фильма покушаются даже на самое святое, что было в послевоенной Европе - пищевые продукты!
Справедливости ради: фильм был таки запрещён. Хотя в наши дни и не совсем понятно, за что. Ничего "такого" там нет. Так, немножко раздеваются. Но честно, за главных героинь этому фильму можно всё простить. Даже отсутствие сюжета.
3. "Валерия и неделя чудес"/Valerie a týden divu (1970)
А вот в этом фильме "такого" очень много. И такого, и сякого, и всякого. Попробую рассказать как-нибудь без подробностей.
Сие произведение похоже на сюрреалистический сон. Поэтому неплохо было бы ознакомиться с литературным первоисточником - одноимённой повестью чешского писателя-авангардиста Витезлава Незвала, написанной за четыре десятка лет до того. Нашёл в Сети только огрызок любительского перевода, но уже стало понятнее.
Итак, лет 100-200 тому назад жила-была в маленьком городке 13-летняя Валерия. Как-то раз сюда заявились некие "миссионеры", и с ними - страшный человек с рожей вампира. Впрочем, он умеет принимать обличие симпатичного мужчины.
Этот человек - действительно вампир, который хочет заграбастать душу бабушки Валерии (в обмен на вечную молодость), а также её недвижимость, да и саму Валерию - зачем-то она ему нужна. К счастью, у вурдалака есть вполне человекообразный сын - милый очкарик Орлик, который поможет девушке, чем может.
Режиссёр Яромил Иреш сотворил самый настоящий готический хоррор. "В компании волков" смотрели? Вот что-то вроде того, только на 14 лет раньше. Мало того, оба фильма заигрывают с темой взросления девочки.
Впрочем, "заигрывают" в данном случае неподходящее слово. Сперва католический священник проявляет к несовершеннолетней героине недвусмысленный интерес. Потом Орлик, поклонник Валерии, оказывается вроде как её родным братом (что его не смущает). Затем к делу подключается некая взрослая девушка... Повторяю: ЧССР, 1970 год!
Вдобавок героиня по ходу дела пару раз склеивает ласты и воскресает, что никак не объясняется. И вообще, под конец я окончательно перестал понимать, что происходит. Но то, что фильм просто незабываем - это факт.
4. "Кто хочет убить Джесси?"/Kdo chce zabít Jessii? (1966)
Вот тут всё понятно, даже более чем. Ещё один легковесный и увлекательный киноэксперимент.
Одна учёная дама изобрела препарат, который прогоняет дурные сны и заменяет их приятными. Того она не знала, что кошмары при этом материализуются в реальном мире.
Вколола эту штуку своему мужу, который перед этим начитался комиксов. В итоге на улицах социалистической Чехословакии появились супергероиня (одна штука) и суперзлодеи (две штуки) и устроили разборки в комиксовом стиле.
Ожившие персонажи даже общаются с помощью "облачков" с надписями... Уж чего-чего, а супергеройского кино я от соцстраны я точно не ожидал. Конечно, это вам не боевик в стиле киновселенной "Марвел", а пародийная комедия. Но смотрится увлекательно.
5. "Открытка из Америки"/Amerikai anzix (1975)
До сих пор было кино ЧССР. А это венгры постарались. Сняли фильм о Гражданской войне в США так, словно бы в то время существовал кинематограф. То есть, плёнка чёрно-белая, чудом сохранившаяся, поэтому изображение блёклое и с дефектами...
Увы, кроме интересного визуального ряда здесь ничего больше нет. Какие-то люди в старинных мундирах о чём-то говорят, изредка постреливают, происходят некие бытовые сцены... Попутно изобретают один важный оптический прибор.
Снято это как бы по рассказу Амброза Бирса "Джордж Тарстон", который не повредит прочесть перед просмотром. И впрямь, все сцены из рассказа так или иначе вошли в фильм, включая концовку с качелями. Вот только литературное произведение коротенькое, а фильм длинный. Наверное, поэтому кажется затянутым и непонятным. Но, повторю, визуальная эстетика здесь весьма любопытна.
Всем спасибо! Другие обзоры фильмов стран соцлагеря: