Сейчас так не снимают: интересная кинофантастика прошлых лет

2,7k full reads
3,9k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 70% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Всем привет. Во время создания этого обзора задумался: чего ж мне не хватает в современной кинофантастике?

Чтобы ответить на этот вопрос, решил пробежаться по некоторым фильмам прошлых лет, да и составил новый блиц-обзор. Произведения очень разные: есть и серьёзная научная фантастика, и психоделическое безумие, и смесь первого со вторым... Но объединяет их одно: они дарят зрителю яркие визуальные образы безо всякой компьютерной графики (которую, само собой, в то время, ещё не изобрели). А иногда и задуматься заставляют.

По традиции предлагаю пять пунктов.

1. "Барбарелла"/Barbarella (1968)

Этот фильм в своё время считался эталоном киношной безвкусицы, сейчас же воспринимается почти как арт-хаус.

В далёком будущем красивая женщина-астронавигатор Барбарелла (Джейн Фонда) ищет на далёкой планете пропавшего учёного. Прилагаются вычурные, аляповатые костюмы, нарочито условные декорации, глуповатый юмор и общая бредовость всего происходящего.

Интересна одна задумка: мире будущего, как в СССР, секса нет, поскольку он отнимает много времени и сил, а также мешает разглядеть в человеке его светлую душу. Люди пьют специальные таблетки, а затем держатся за руки, отчего получают наслаждение, за меньшее время и без лишних усилий. Но на далёкой планете Барбарелле частенько приходится "благодарить" местных жителей по старинке. Героине этот способ нравится явно больше, чем с таблетками.

Несмотря на простенькие спецэффекты, есть несколько запоминающихся сцен: например, атака кукол-вампиров или казнь с помощью волнистых попугайчиков. Джейн Фонда великолепно сыграла бестолковую блондинку, впрочем, возможно, что она и не играла. Хорош саундтрек, особо понравилась темка под названием Smoke (с чудесной губной гармошкой).

2. "Молчаливое бегство"/Silent Running (1972)

Я б поостерёгся с роботами играть... Смухлюют же!
Я б поостерёгся с роботами играть... Смухлюют же!
Я б поостерёгся с роботами играть... Смухлюют же!

В далёком будущем люди окончательно уничтожили экосистему Земли. Живые растения остались лишь на космических станциях в специальных куполах. Как-то раз команда одной такой станции получила приказ взорвать все купола, ибо содержать их стало накладно ("Капыталызм!", как говаривал персонаж совсем другого фильма.) Трём космонавтам на это плевать: взорвать так взорвать, делов-то. Зато четвёртый очень привязался к своему лесу и уничтожить его не разрешил. Решил он извести остальных и отправиться в свободное путешествие через космос.

Сад в космосе.
Сад в космосе.
Сад в космосе.

А вот это - настоящая классика научной фантастики, да ещё и с экологическим уклоном. Космические спецэффекты хорошо смотрятся даже по нашим временам, а роботы - помощники главного героя - дюже обаятельны, даром что похожи на коробки с ногами.

Вместе с тем, сюжет примитивен до безобразия, да и мораль проста, как три копейки. Но дух эпохи и атмосфера старой-доброй фантастики для думающих людей всё окупают. Плюс поклонникам Хаяо Миядзаки концовка фильма покажется знакомой...

3. "Фаза 4"/Phase IV (1974)

Нет, это не Египет.
Нет, это не Египет.
Нет, это не Египет.

Где-то в американской пустыне обнаружились разумные муравьи. Двое учёных и случайно примкнувшая к ним девица изучают феномен, сидя в футуристического вида лаборатории. И если один научный муж - вполне вменяемый дядечка, то второй - безумец, которому непременно нужно устроить с насекомыми войну. Боевые действия продолжаются весь фильм, побеждает мудрейший.

Не обижайте муравья!
Не обижайте муравья!
Не обижайте муравья!

Об этом фильме прочёл на одном сайте, посвящённом "плохому кино", а потом нашёл в списке "отвратительные научно-фантастические фильмы с блестящей концовкой". Уж не знаю, что им так не понравилось. "Фаза 4" пропитана духом времени и всё той же атмосферой хорошей, взрослой фантастики . А главное здесь - сцены из жизни муравьёв, где блестяще сыграли сами муравьи. (Ни слова не говорят, но всё понятно.)

Теперь о концовке (кстати, вот она). В том хит-параде забыли упомянуть, что её вырезали под корень. И зря! Это было великолепное сюрреалистическое зрелище - картины будущего, где муравьи победили. Действительно, такого точно больше не снимают...

4. "Зардоз"/Zardoz (1974)

Мини-бикини 1974.
Мини-бикини 1974.
Мини-бикини 1974.

Во! Тяжёлая артиллерия пошла.

Итак, наступило будущее. На обломках цивилизации племя воинственных наездников охотится на остальных людей, которые совсем одичали. Наездниками командует летающая каменная голова, которая приносит им оружие, взамен забирая зерно.

Как-то раз один из воителей по кличке Зед (Шон Коннери) проникает в каменную башку и выясняет, что это всего лишь летающая машина, которая доставляет его в Вортекс - место, где обитают последние разумные обитатели этого мира, бессмертные хиппи-телепаты. Пока эти чудаки пытаются понять, каким образом полудикий стрелок попал в их маленький рай, и что с ним теперь делать, Зед изучает здешние порядки.

Винтовка - это праздник!
Винтовка - это праздник!
Винтовка - это праздник!

Выясняется, что бессмертие привело жителей утопии к полной деградации, они и рады бы прекратить всё это, да не могут. Нужен человек извне. Далее оказывается, что Зед попал в Вортекс неслучайно и сам он не так прост, как кажется...

Звучит как сюжет даже не фильма, а отличного фантастического романа, не так ли? Есть одно "но": выглядит "Зардоз" очень странно. Настолько, что непонятно: то ли это арт-хаус, то ли трэш. То ли режиссёр сам не понимал, что делает, то ли напротив - слишком хорошо понимал и целенаправленно сотворил полный вынос мозга. Словом, добро пожаловать в кислотные семидесятые!

Как же тебе повезло, моей невесте...
Как же тебе повезло, моей невесте...
Как же тебе повезло, моей невесте...

Да, и большую часть фильма вы будете любоваться на Шона Коннери, расхаживающего в одних лишь красных труселях (лишь однажды сменив их на подвенечное платье). Если вы всю жизнь мечтали на это посмотреть, то милости прошу.

5. "Бегство ото сна"/Dreamscape (1984)

Фоллаут...
Фоллаут...
Фоллаут...

Опасный маньяк убивает людей, проникая в их сны. Остановить его может только экстрасенс, также способный путешествовать по чужим сновидениям... Что это - "Кошмар на улице Вязов"? Никак нет - это Dreamscape, он же "Пейзаж снов", он же "Бегство ото сна" и добрый десяток вариантов перевода, ни один из которых не является адекватным.

Пикантности добавляет то, что оба этих фильма вышли в один год. Но в "Дримскейпе", в отличие от "Улицы Вязов", всё научно и никакой инфернальщины. Жаль только, что сами проникновения в мир снов кратковременны, хотя и чрезвычайно живописны. Лучше всего получились радиоактивные грёзы Президента США, который видит уничтоженный ядерной войной Вашингтон и жутких мутантов, тычущих в него пальцами и хрипящих: "Это ты сотворил!"

Казалось бы, при чём здесь Крюгер?
Казалось бы, при чём здесь Крюгер?
Казалось бы, при чём здесь Крюгер?

Просто поразительно, как авторам фильма удалось воссоздать атмосферу сновидений, используя самые простые средства - причудливые декорации, расплывчатое изображение и архаичный stop-motion (в сцене с человеко-ящером, терроризирующем маленького мальчика в его сне). А кроме путешествий по снам, здесь есть неиллюзорные погони, стрельба и политические интриги.

Всем спасибо! Буду рад, если посоветуете что-то в том же духе!

Ещё о кино на канале "Записки литературного панка":

"Праздничный спецвыпуск" - малоизвестный и очень странный фильм из вселенной "Звёздных войн".

Подборка очень необычных, но притягательных фильмов разных стран.

Ужастики, состоящие из коротких новелл. Да-да, совсем как "Калейдоскоп ужасов".

Ни "Матрицы", ни "Первого игрока". Малоизвестные фильмы о виртуальной реальности.