Враг народа Снусмумрик

10 April
8k full reads
3 min.
10k story viewsUnique page visitors
8k read the story to the endThat's 75% of the total page views
3 minutes — average reading time
Утащено
Утащено

Наткнулся я тут на некую статеечку с недвусмысленным названием "Муми-тролли Туве Янссон - вредная детская литература" . Тянет на оскорбление чувств верующих, с учётом того, что Снусмумрик - моё тотемное животное, а одна из любимейших книг моего детства - "Шляпа волшебника" Туве Янссон. Чуть позже к ней добавились "Мемуары папы Муми-тролля" и сборник рассказов "Дитя-невидимка", с остальными сказками цикла ознакомился в уже более-менее взрослом возрасте. И знаете что... ничего плохого сказать о них не могу.

Хотя врать не буду, в "Шляпе" у меня всегда вызывала грусть сцена расставания Муми-тролля со Снусмумриком, когда последний отправлялся в очередное путешествие. Друзья очень не хотели расставаться, но оба понимали, что так НАДО. Такой уж он, этот Снусмумрик - бродячая душа.

Так вот, про статеечку.

Фру Янссон и её автопортрет.
Фру Янссон и её автопортрет.

В первую очередь, достаётся самой Янссон, её житейскому инфантилизму и (конечно же) ориентации. Вообще, личную жизнь писателей лучше не изучать. А то выяснится, например, что Ганс Христиан Андресен на досуге только тем и занимался, что теребонькал (о чём честно писал в дневнике). Или что Льюис Кэррол фотографировал несовершеннолетних девочек в откровенном виде. А автор "Гринча" Доктор Сьюз ненавидел детей... И останется один выход: всю детскую литературу - сжечь!

Что же до инфантилизма, то, пожалуй, соглашусь. Читали "взрослую" прозу Янссон? Если её детские произведения (особенно гениальный сборник "Дитя-невидимка") отличаются, на мой скромный взгляд, недетской мудростью, то новеллы для старшей аудитории, напротив, абсолютно беззубы и ясно дают понять, что автор_ка (как сейчас принято писать) жизни не нюхала. Ну да ладно, детскому писателю простительно.

Сила материнской любви.
Сила материнской любви.

Далее в статеечке достаётся собственно произведениям Янссон. Причём половину претензий можно предъявить каждой второй сказке в мировой литературе. А вторая половина взята откуда-то с потолка. "Не читал, но осуждаю".

Но изучив книгу, мы так и не узнаем ни о ком из персонажей ровным счетом ничего, – откуда они взялись, что из себя представляют, к чему стремятся в жизни.

Какую именно книгу? "Мемуары папы Муми-тролля" как раз и посвящены тому, откуда взялись герои, что из себя представляют и к чему стремятся в жизни.

Автора это не интересует. И его герои тоже не интересуются друг другом.

Ага, особенно это заметно в сцене, когда Муми-тролль, посидев в шляпе волшебника, превращается в монстрика, а прочие персонажи, решив, что этот монстрик сделал что-то плохое с их другом, начинают его избивать. Затем появляется Муми-мама и исцеляет сына силой материнской любви.

Более того, – герои абсолютно неизменны по ходу повествования, у них отсутствует характер, если характером не считать одну-две яркие черты (вроде тщеславия Сниффа, брюзгливости Ондатра, вечной непоседливости хиппи-Снусмумрика).

Вечной непоседливости, любви к одиночеству, композиторского таланта, невозмутимости, тяги к приключениям... Снусмумрик, если уж на то пошло - один из самых ярких и сложных образов в мировой детской литературе.

Найдите фаната Снусмумрика!
Найдите фаната Снусмумрика!
Символично, кстати, что собственные имена у героев отсутствуют. Муми-тролль – просто муми-тролль, Мама – это его мама, Папа – это его папа, Снусмумрик – это какой-то мумрик, Ондатр – понятно, Хемуль – тоже просто хемуль.

А Пятачок - на самом деле просто поросёнок (piglet), а Кролик - просто кролик, а Сова - просто сова, а Тигра - tigger, то есть просто тигр с двумя "г". Дальше-то что?

Бессмысленность существования, праздность и индивидуализм – вот основные характеристики главных героев. Они не работают, не занимаются никакой творческой или продуктивной деятельностью (только Муми-папа строит мост или пишет мемуары). Здесь отсутствует даже упоминание о каких-то профессиях, каком-то сельском хозяйстве или промышленности, хотя присутствует почта, груши «заграничного сорта», садовый инвентарь и всегда полная кладовка с едой.

А Винни-Пух с Пятачком у станка стояли, ага. Вместе с Карлсоном. А крокодил Гена... Стоп, у Гены была работа. Он, не покладая рук, работал в зоопарке крокодилом. Кто сказал "на гармошке играл"? Не было в книге гармошки. Она в мультфильме появилась.

Они совершают всякие безответственные и опасные поступки (вроде скатывания камней с горы), и иногда просто поступают нехорошо (как Снифф, «открывший» грот, или Муми-тролль, заманивший муравьиного льва в ловушку, чтобы испытать на нем шляпу волшебника).

Совершают, как и многие (если не все) дети. Кстати, муравьиный лев - отрицательный персонаж. Его обезвредили, всего-навсего превратив в ёжика.

К тому же Муми тролли постоянно нарушают какие-то правила.

Равно как и Буратино, и Карлсон с Малышом, и Пеппи, и Эмиль, и Винни-Пух, и Нильс... Так, стоп! Среди героев детских книг вообще есть хоть один пай-мальчик или пай-девочка?

Зато тема ужасов, тоски, какого-то постоянного беспросветного одиночества, смерти раскрыта, определенно, избыточно для детской сказки. Это, мягко говоря, не вполне характерно для героев детской литературы, особенно отечественных.

Я без понятия, откуда автор статьи это взял. Видимо, что-то из серии "свинья грязь найдёт" (как и вся статеечка). Хотите ужасов и смерти - почитайте сцену расправы над полицейскими собаками из "Приключений Буратино": И вот, когда один из бульдогов широко разинул пасть, чтобы вычихнуть ядовитую муравьиную кислоту, старый слепой уж бросился головой вперед ему в глотку и винтом пролез в пищевод . Буэ-э-э-э!

В общем, сказки Туве Янссон я обязательно дам прочитать моему сыну. (Когда читать научится.)

Или не надо? Как думаете?