Танки в цехах завода "Серп и Молот"

22 July
Ремонт танков «КВ» в цехах завода «Серп и Молот». Москва. 1941 год.
Ремонт танков «КВ» в цехах завода «Серп и Молот». Москва. 1941 год.
Ремонт танков «КВ» в цехах завода «Серп и Молот». Москва. 1941 год.

В октябре 1941 года в связи с крайне тяжелой обстановкой в войсках Западного фронта, оборонявших Москву на Центральном направлении, где не хватало вооружения, ощущалась острая потребность в танках, командованием принимается решение о размещении ряда ремонтных средств фронтового подчинения на площадях эвакуированных предприятий Москвы.

Так, созданная в начале войны ПРБ (подвижная ремонтная база) №22, укомплектованная оборудованием и специалистами Ленинградского завода им. С. Кирова, выпускавшего танки «КВ», в конце октября начала работать на машино-строительном заводе «Красная Пресня». Однако производственные условия были весьма ограничены. Тогда руководство города МГК ВКП(б) и Моссовет, с учетом масштаба производственных корпусов, дорожно-транспортных условий и наличия квалифицированных кадров принимает решение о размещении ПРБ №22 на площадях металлургического завода «Серп и Молот».

Просторное отделение отделки листопрокатного цеха, имевшее въездную железнодорожную эстакаду, два мостовых крана большой грузоподъемности, позволило ремонтировать одновременно несколько машин, проводя сложные им трудоемкие работы, такие, как замена артиллерийских систем и погонов башни.

В первые же дни со всей строгостью военного положения была проведены большая организационная работа: под казармы для состава ПРБ №22 и прибывающих с фронта военных, сопровождавших боевые машины, переоборудованы бытовки и конторские помещения, организована работа столовой. Самое главное – из заводчан были составлены бригады, в зависимости от специальности и квалификации, для привлечения к ремонту отдельных узлов, как-то: двигателей, оптики и электрооборудования, вооружения, коробки скоростей, трансмиссии, ремонту ходовой части, брони. Определена группа такелажников, в задачи которой входили снятие и погрузка танков с железнодорожных платформ, но так как вес боевых машин значительно превышал грузоподъемность мостовых кранов, эту сложную и ответственную операцию проводили двумя кранами с помощью специальной траверсы.

В начальный период каждую заводскую бригаду возглавлял специалист из ПРБ, но вскоре стали работать самостоятельно, так как были привлечены заводские кадры самой высокой квалификации.

В пролете одновременно находились до 10 танков. В первое время старались пусть танки, требующие среднего ремонта, за счет деталей, изготовленных в ремонтно-механическом цехе, и агрегатов, снятых с машин, требующих сложного ремонта. Вскоре была организована доставка запасных деталей и агрегатов, включая двигатели, коробки скоростей, узлы ходовой части, вооружения, со специализированных заводом, и перешли на сложные капитальные ремонты.

В торцевой части здания листоотделки были сделаны специальные ворота, откуда ночью танки уходили на обкатку. А в ноябре – начале декабря – прямо на фронт.

После ремонта танк обкатывался на всех режимах хода, проверялась надежность механизмов и узлов. Как правило, ночью выезжали в пустой город на Рязанское шоссе. Во время обкатки отчетливо видели зарево артиллерийский выстрелов на западе. Фронт бы рядом.

В январе 1942 года началось возвращение из эвакуации оборудования листоотделки, и ремонт танков перевели на другую территорию, в корпус канатного цеха. А с марта членов бригад стали отзывать на монтаж возвращаемых агрегатов.

По оценке Л.Н. Переверзева, начальника ПРБ №22, всего в период контрнаступления наших войск – с декабря 1941 года по май 1942 года – на площадях завода было отремонтировано около 90 таков «КВ», из них 10 – капитально, в декабре восстановлено 34. Таким образом можно было бы укомплектовать более четырех тяжелых танковых полков организации того периода. Восстановили более 40 коробок передач, 46 главных фрикционов и др. Выездными бригадами в полевых условиях были отремонтированы еще 27 машин.

Содружество производственных коллективов двух прославленных заводов, Кировского и « Серп и Молот», хоть и было кратковременным, оказало действенную помощь танковым соединениям и частям Западного фронта в период с ноября 1941 года по май 1942-го.

Из воспоминаний Афанасия Михайловича Чуракова (1912-1981). На заводе «Серп и Молот» работал с 1931 по 1973 годы. Начав вальцовщиком, после окончания в 1938 году металлургического техникума прошел путь от мастера до руководителя отдела оборудования листопрокатного цеха.