Как кризис с COVID-19 может сказаться на душевном состоянии детей с онкологическими заболеваниями?

По мере того как пандемия коронавируса (COVID-19) распространяется по всему миру, она вызывает всеобщее беспокойство, страх и стресс, которые являются естественными и нормальными реакциями на меняющуюся и неопределенную ситуацию.

Особенно пострадали семьи с детьми с тяжёлыми заболеваниями из-за их ослабленного иммунитета.

По мере того как пандемия коронавируса (COVID-19) распространяется по всему миру, она вызывает всеобщее беспокойство, страх и стресс, которые являются естественными и нормальными реакциями на...

Почему так происходит?

У детей и родителей развился страх, страх перед неизвестным: «Что делать? Врачи сказали, что мы должны ждать лечения? Как же нам спастись? Ухудшится ли моё состояние/состояние моего ребёнка, будет ли прежнее лечение таким же эффективным? Никто нам ничего не говорит. Они сказали нам идти домой…». Эти высказывания ясно показывают страх, стресс и беспомощность семей. Ощущение безысходности и тревожные мысли о будущем не дают покоя никому: ни родителям, ни детям.

Негативизм и ощущение того, что мы одиноки в этой болезни нередко сопровождает тяжелые заболевания особенно в период пандемии. Поскольку сейчас стало сложнее поддерживать связь детей и родителей со специалистами разного профиля, они как будто бы стали отрезаны от этой линии жизни.

К чему это приводит?

Эмоциональная травма, стресс, беспокойство о лечении сказываются на эмоциональном и физическом самочувствии ребёнка. Чтобы вывести родителя или ребёнка из этого тревожного состояния потребуется помощь специалиста. Врачи, медицинский персонал, социальные работники и психологи – это те, кто создают связь семьи с настоящим и помогают им поверить, что они смогут справиться с этой ситуацией.

Кроме того, дети становятся буквально отрезаны от социальной жизни. Коронавирус внес существенные изменения в работу онкологических клиник: просто так попасть в онкоцентр сейчас не так легко. Посещения родными и близкими запрещены, госпитализация ребёнка происходит без родителя. Ребёнок испытывает ещё больший стресс, что негативно сказывается на его эмоциональном и физическом благополучии.

Трудность ещё в том, что детям (особенно маленьким) может быть трудно понять произошедшие изменения и ограничения, поэтому зачастую капризничают, злятся и раздражаются. Как никогда они хотят быть ближе к своим родителям, поскольку лишены чувства безопасности и защиты, ощущают себя одинокими и беспомощными.

Лечение тяжело больного ребёнка – настоящее испытание в любое время, но особенно сложно приходится во время всемирной пандемии. Семьи столкнулись с многими трудностями и ограничениями, никак от них не зависящих. Поэтому единственное, что они могут обеспечить ребёнку здесь и сейчас – это поддержка, забота и ощущение безопасности в непростое для него и вас время.

Статью подготовила психолог благотворительного фонда «Нить добра» Арина Доценко.

При поддержке Фонда президентских грантов.