Перед тем, как создать игру, нужно установить несколько программ (здесь - для платформы Windows). Когда я разрабатываю игру в одиночку, то приходится быть и за программиста, и за художника, и за аниматора, а еще за музыканта (не обязательно).
Мне порой сложно совмещать все эти направления в себе, потому что одновременно они не работают, но вот по очереди – вполне.
С движком у меня особых проблем не возникло, а вот в выборе программ для рисования и анимации мне пришлось долго разбираться и пробовать.
В этой статье я буду рассматривать 2D, так как большая часть нарисованного мною лежит в этом направлении.
В 2D я различаю три направления:
- векторная (используются методы для рисования, которые не теряют в качестве при приближении, их можно увеличивать и уменьшать, удобно для печати в любом размере)
- растровая (картинка, созданная в растровой графике, при приближении распадется на пиксели, менять ее размер в большую сторону практически нельзя)
- пиксельная (считаю это подвидом растровой графики с особыми правилами)
Это не совсем корректное деление, так как может показаться, что последние два одно и тоже, но для меня оно удобно. Тем более, в пиксельной графике есть свои правила рисования.
Векторную графику я в этой статье не буду рассматривать, потому что не использую ее для создания игр, хотя знакома с Adobe Illustrator.
Программы для растровой графики
Среди растровых редакторов мне приглянулись:
- Paint Tool Sai
- Paint.net
- GIMP 2
- Krita
Paint Tool Sai
Paint Tool Sai является простой любительской программой, которую легко освоить. В основном, ее используют художники для рисования картин. В ней нет сетки, зато поддерживается графический планшет Wacom и есть режим, облегчающий создание лайна. Анимации нет, к сожалению.
Я постоянно использую эту программу, потому что именно в ней я училась рисовать. Она быстро загружается, поэтому можно сразу же накидать пришедшую в голову идею, и хорошо обработать ее после. В Sai я разрабатываю персонажей, рисую планы, схемы, наброски к игре.
Однако, если будет желание с помощью клавиши delete убрать выделенный участок, то не получится. На delete поставлен поворот хоста, а стирается выделенный участок ластиком. Поэтому эту программу я использую в комплекте с paint.net.
Paint.net
Paint.net тоже простая программа, в ней не поддерживается графический планшет, зато есть сетка и множество эффектов типа настройки яркости, насыщенности и др, а так же к ней можно подключить плагины.
Мне эта программа больше нужна для отрисовки основы комнат, состыковки разных спрайтов и все такое, техническое. Я использую ее в связке с Sai, например, делаю набросок комнаты в перспективе, потому что здесь есть линии, фигуры, текст, двойное выделение, а затем делаю детальную обработку с графическим планшетом в Sai.
Анимация не поддерживается, поэтому приходится сохранять каждый кадр отдельно, при этом объединяя все слои.
Paint.net иногда вылетает, но это происходит чаще всего при картинке, достигающей около 10 тысяч пикселей и больше. Но я все равно предпочитаю эту программу из-за того, что она немного весит, имеет необходимый минимум инструментов и быстро загружается.
GIMP 2
GIMP 2 минимально поддерживает анимацию с помощью слоев и не совсем понятно, поддерживает ли графический планшет (напишите в комментариях, если что-то знаете об этом).
Я пробовала рисовать разными инструментами, но не все они реагируют на давление пера. Зато остальные функции напоминают paint.net, но гораздо шире.
Особенно мне там нравится подход к интерфейсу - его можно сделать в одно окно или разделить на множество и перетаскивать.
Но недостатком программы считаю то, что она порой долго загружается. Мне действительно приходится подождать перед тем, как приступить к рисованию, поэтому пользуюсь я ей не особо часто.
Krita
Krita - профессиональная программа, поддерживающая графический планшет, анимацию и еще много всего, я не уверена, что до сих пор ознакомилась со всеми ее функциями, настолько она большая.
Я бы сказала, что эта программа заменяет одновременно и Paint.net, и Sai. В основном, я использую эту программу для анимации, но в ней можно создавать и персонажей, и комнаты, и вообще что угодно в 2D.
Программы для пиксельной графики (+ анимация)
Отдельно вынесу в список те программы, в которых можно анимировать:
- Aseprite
- Krita
- GraphicsGale
- Piskel
Aseprite
Самая идеальная программа для анимации, на мой взгляд, это Aseprite. В ней можно быстро разобраться и уже начать анимировать. Главное сетку включить в настройках и адаптировать ее под свои размеры, например 1х1, 2х2 и так далее, и программа поддерживает множество форматов.
Интерфейс регулируется практически в ноль, если нужно, настраиваются цветные палитры, сохранение по слоям или все вместе, частота кадров, и вообще, не программа, а золото. Я создавала в ней гиф на больше, чем 100 кадров, и не запуталась.
Порисовав в Aseprite, я могу сказать, что настолько к ней привыкла, что при поиске аналогов просто таковых не нахожу. И если приходится рисовать в других программах... я начинаю скучать по этой.
Krita
В Krita анимация не является основным направлением, но ее можно включить. Мне программа не особо подошла из-за того, что у меня небольшой размер экрана и интерфейс там не регулируется особо, но анимировать можно. Думаю, я бы сделала ее одной из основных для себя, если бы не монитор.
Программа удобная для анимации, хотя управление не интуитивное, мне пришлось посмотреть урок на Ютуб, но после пары минут я разобралась. Лучше всего управляться с помощью горячих клавиш. Здесь можно делать как пиксельную анимацию, так и растровую.
GraphicsGale
В GraphicsGale не особо гибкий интерфейс, но его можно передвигать, оставляя белые пространства.
Мне пришлось повозиться с освоением этой программы через уроки, хотя перед этим я уже создавала анимацию в Aseprite и Krita.
В программу можно загрузить стопку фреймов, но если цвета не соответствуют программе, то при сохранении в gif, она изменит прозрачный фон на желтый.
Так же, мне пришлось долго разбираться с тем, где настраивается частота кадров. Мне было вовсе не очевидно, что это в настройках каждого кадра, и там такая система, что она подстроена и под 60, и под 1000. Чтобы разобраться, мне понадобился урок с Youtube.
Я бы не назвала эту программу удобной, но функции в ней хорошие, гиф сделать можно. Требуется привычка и изучение, но я все-таки предпочитаю Aseprite.
GraphicsGale на моем рабочем столе, как запасная программа.
Piskel
Piskel является удобной программой. Когда я скачала ее, то мне было понятно, куда нажимать, чтобы получить то или это. Мне не понадобились какие-то дополнительные уроки.
Минусом является то, что нельзя загрузить сразу стопку кадров, если они в формате png, например. Чтобы загрузить много фреймов, нужно загружать сразу формат gif.
Размер пикселей для кисти настраивается от 1х1 до 4х4, можно включить сетку и изменить ее цвет. Также есть tile mode.
Я пользуюсь Piskel для небольших gif, в которых не больше 20-40 кадров, потому что неудобно каждый раз листать вниз в поисках. Для больших гиф я использую Aseprite, даже если там и не показывается каждый кадр, замененный точкой.
Интерфейс в программе не двигается, но это не мешает рисовать. Особенно мне нравится ползунок под предпросмотром в правом верхнем углу, можно легко изменить FPS, то есть, частоту кадров. Обычно я настраиваю это значение где-то на 12, но каждая работа требует особых условий.
Я считаю, что важно уметь работать не в одной программе в своем направлении. Случалось так, что мне приходилось быстро искать какой-то аналог из-за технических неполадок, чтобы не прерывать темп работы.
Если вам интересно смотреть за тем, как я развиваюсь в геймдеве, то подписывайтесь на канал. :)