Всегда ли зависть — дурное чувство? Отвечает раввин

Всегда ли зависть — дурное чувство? Отвечает раввин
Всегда ли зависть — дурное чувство? Отвечает раввин

Шалом, это «Цимес» — еврейский проект, где рады всем. В нашей постоянной рубрике «Вопросом на вопрос» мы разговариваем с раввинами разных течений на актуальные темы. Сегодня обдумываем, грешно ли завидовать другим: что делать, если испытываешь смешанные чувства из-за чужого успеха? Отвечает раввин Мамаш Скалка, директор еврейского центра при МГУ «Хаверим».

— Во-первых, все мы люди, и все чувства, которые мы испытываем, априори легитимны. Во всех нас без исключения происходит борьба между дурным и хорошим, разрушительным и созидательным. Любой человек в жизни переживает некоторые этапы, когда его тянет, с одной стороны, к созидательным действиям, а с другой — к разрушительным.

И если зависть в итоге приведёт к чему-то хорошему — это прекрасно.

Если человек скажет: вот мой друг достиг таких высот и успехов, почему бы и мне не достичь? Пусть даже его при этом одолевают сомнения, пусть у него есть какие-то не вполне светлые чувства, но если он скажет: отчего мой друг добился успеха? Во-первых, он сам старался. Во-вторых, Б-г благословил его, Б-г послал ему успех. Значит, если я буду стараться, это может случиться и со мной.

Если размышления о чужом успехе сподвигнут меня на стремление вперёд, помогут стать лучше, тогда моя зависть — совершенно прекрасное чувство. Не зря же есть в русском языке такое выражение — «белая зависть». И наши мудрецы говорят: зависть среди мудрецов увеличивает мудрость. Потому что ты хочешь стать лучше мудреца, которому завидуешь, и работаешь над этим.

А когда зависть ведёт к разрушительным действиям — скажем, человек думает: вот товарищ мой стал успешным, мне это неприятно и я сейчас какой-то вред ему нанесу — это, конечно, нехорошо.

В этой ситуации важно не столько то, что ты чувствуешь, сколько то, что ты с этим чувством делаешь. Как оно внутри тебя перерабатывается и что получается на выходе. Да, то, как чувства появляются, не всегда под нашим контролем. Но то, что мы с ними делаем, зависит только от нас, и за свои поступки отвечаем только мы.

Мы не можем влиять на то, какие чувства у нас рождаются, но можем и обязаны контролировать свои поступки с помощью разума.

Возможно, когда-нибудь в зависти как двигателе прогресса не останется нужды. Маймонид в конце своего знаменитого труда «Мишне Тора» говорит, что, когда придёт Машиах, никакой зависти вообще не будет.

«В те времена [то есть в мире грядущем. — Прим. М. С.] не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, потому что благо будет в изобилии и всё хорошее будет доступно, как песок. И весь мир будет желать только одного: познать Б-га. Поэтому все будут великими мудрецами, и будут знать тайные и глубокие вещи, и постигнут замыслы своего Творца в той мере, в какой это может позволить человеческий разум, как сказано: „Наполнится земля знанием о Б-ге, как полно водой море“».

Записала Мария Вуль

Читайте также: