17 subscribers

Секретная формула, прославившая целую династию тосканских скульпторов

До сих пор исследователи не нашли ни одного документа, содержащего точное описание процедуры, списка необходимых веществ и формулы для изготовления глазурованной терракоты, которую в огромных количествах производила одна из самых больших мастерских Флоренции эпохи Возрождения - делла Роббиа.

Изобретатель глазурованной терракоты Лука делла Роббиа (1440-1482) был родом из семьи, занимающейся изготовлением сукна. Фамилия династии произошла от названия красного цвета, в который тогда часто окрашивали ткани - rubia.

Бюст святой, Лука делла Роббиа, музей Барджелло, Флоренция
Бюст святой, Лука делла Роббиа, музей Барджелло, Флоренция

Лука изучал скульптуру в мастерской Лоренцо Гиберти. Но, в отличие от своего собрата по цеху гениального Донателло, Лука решил посвятить себя работе с терракотой. Вскоре он изобрел метод изготовления скульптур, который сразу же принес ему популярность.

Первый искусствовед, автор "Жизнеописаний наиболее замечательных живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари вот что написал в своей книге о Луке:

“Проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их (глиняные скульптуры) сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны”.

Если описать метод вкратце: скульптор делал двойной обжиг своих глиняных скульптур. Первый был необходим, чтобы глина отвердела и приняла нужную форму. Перед вторым обжигом он покрывал скульптуры специальной смесью своего изобретения. После обжига они получались глянцевыми, водонепроницаемыми и долговечными. Ими можно было украшать и интерьеры, и фасады. Ни дожди, ни палящее солнце не изменяли на удивление устойчивый цвет скульптур.

Белая и голубая глазурь на терракоте до и после обжига
Белая и голубая глазурь на терракоте до и после обжига

Уже в 1440 году династия Медичи, ценившая талантливых инноваторов, взяла Луку делла Роббиа под свое покровительство. И заказы стали ссыпаться со всех сторон. Одна из самых знаменитых его работ - хоры для Дуомо Флоренции. Еще один значимый заказ - скульптурные украшения Капеллы Пацци в Базилике Санта-Кроче.

Произведения делла Роббиа можно увидеть практически в каждой церкви Флоренции: трогательные Мадонны с младенцем, барельефы, статуи Святых, табернакли, украшения архитектурных элементов.

Почти во всех работах делла Роббиа неизменно присутствуют два цвета: белый для фигур и голубой для фона. Это сочетание стало его своеобразным логотипом и произведения его мастерской легко узнаваемы.

Слава о терракоте Луки делла Роббиа распространилась по всей Европе. Заказов было столько, что он уже не мог один их выполнять. Проблема состояла в том, что он не хотел ни с кем делиться своим секретом. Во всем мире он доверял только двум людям - своим родным братьям. Вот их-то он и взял к себе в помощники. Те, в свою очередь, обучили этому мастерству своих сыновей и внуков. Из всего семейства делла Роббиа особенно выделялись талантом племянник Луки Андреа и его младший сын Джованни.

Коронация Девы Марии, Джованни делла Роббиа, фасад церкви Оньисанти, Флоренция
Коронация Девы Марии, Джованни делла Роббиа, фасад церкви Оньисанти, Флоренция

Получилось, что секретом обжига терракоты делились только среди родственников и бизнес оставался исключительно семейным. Это обеспечило стабильные заказы и хорошую прибыль нескольким поколениям семьи делла Роббиа. А произведения, вышедшие из их мастерской, итальянцы так и назвали - robbiane.

Вскоре скульптор Бенедетто Бульони открыл конкурирующую мастерскую во Флоренции. Он был подмастерьем у Андреа делла Роббиа и решил открыть свое собственное производство, копируя стиль делла Роббиа, но значительно снизив цены на произведения. Несмотря на это, мастерская Бульони не имела такого же головокружительного успеха. А к началу 16-ого века, с окончанием эпохи Возрождения, глазурованная терракота и вовсе вышла из моды.

Барельеф на госпитале Пистои, мастерская Бульони
Барельеф на госпитале Пистои, мастерская Бульони

Произведения делла Роббиа стали такой же неотъемлемой частью Флоренции и ее истории, как и здания в стиле Ренессанса. Самая большая коллекция скульптур мастерской делла Роббиа хранится в музее Барджелло.

Автор текста и фото - гид по Флоренции Татьяна Шумская