Владивосток, Часть 9 (музей истории ДВ и "Zuma")

195 прочитали

Сегодня у нас по плану был музей истории Дальнего Востока, и я соответственно оделась. Я не большой любитель музеев, но мне казалось, что из всех оставшихся к посещению мест, это было самым стоящим. Музей находится на той же Светланской улице, и мы уже не раз проходили его мимо, так что ради интереса было решено, что к музею приведу нас я. И, как ни странно, мне это удалось.

К счастью, музей работал, все три этажа были открыты с предупреждением лишь не снимать маску и не толпиться в одном зале больше трёх или четырёх человек. Встречала нас стена с бородатыми портретами главных исследователей Дальнего Востока. Оказалось, что их было несколько. Нет, конечно, Дальний Восток огромен, и можно было предположить, что исследовал его не один человек, но фамилии большинства из представленных на портретах учёных я видела впервые. Портрет Арсеньева висел отдельно возможно потому, что музей назван в его честь. Сами портреты мне очень понравились, исследователи на них смотрелись очень солидно, и картины были написаны и оформлены на совесть. Не знаю, в чём тут дело, но эти портреты так меня загипнотизировали, что я даже вернулась к ним потом ещё раз, в самом конце.

портреты исследователей Дальнего Востока
портреты исследователей Дальнего Востока

Наверное, стоит сказать несколько слов об Арсеньеве. Он был военным и любопытным человеком, по описаниям весьма похожим на Пашу в своих пристрастиях забраться туда, куда ещё никто не забирался. У него был широкий круг интересов, среди прочего он любил знакомиться с новыми людьми и охоту. Как мне пояснил Паша, раньше убить животное было единственным способом его изучить, и Арсеньев изучил немало местных зверушек... Его поездки по окрестностям становились всё дольше и чаще, он много писал, изданные книги о его похождениях были и остаются популярными. Было у Арсеньева и слабое место - в своих исследованиях он не обращался к Марксистско-Ленинистскому научному подходу и даже осмеливался вести переписку с другими учёными на иностранном языке. Поэтому после его смерти его признали шпионом то ли польской (!), то ли японской разведки, а так как Арсеньев был уже в ином мире, расстреляли его жену, а дочь подвергли пожизненным репрессиям. Потом, конечно, Арсеньева оправдали. Кстати, дом-музей Арсеньева находится прямо перед нашей гостиницей, он был планом-Б на случай, если бы не работал музей имени Арсеньева.

вместо фото Арсеньева - мы в зеркале музея
вместо фото Арсеньева - мы в зеркале музея

Сначала мы попали в какой-то совсем уж исторический зал с кучей каменных изваяний и других малоинтересных предметов. Потом моё внимание привлекли красивые мечи и костюмы разных народов, я стала вчитываться в информацию на стенах и с большим удивлением открыла для себя, что раньше эта территория наравне с частью территорий современных Кореи и Китая входила состав государства под названием Бохай (тоже новое для меня слово). Это государство было довольно мощным для своего времени, но никак не могло найти общий язык с Китаем, и в 926 году было окончательно завоёвано народом со странным названием "кидани". Раньше я даже не задумывалась, что тут было давным-давно, а оказалось, что этот регион исторически является многонациональным, и все наши дегустации во Владивостоке разных кухонь с осознанием этого факта сразу приобрели более глубокий смысл...

Дальше был зал, посвящённый разным находкам. Он совсем не был скучным, так как многие находки в нём напоминали игрушки, несмотря на разницу форм и окрасок, все они назывались "севен" и в своё время использовались шаманами как символы духов или лечебные куклы, но это не точно.

севены и компания
севены и компания

Мы пошли выше. Там залы были поделены тематически, мне понравился зал, посвящённый природе. Там был огромный комод с множеством выдвижных ящиков, а в ящиках были разные экспонаты, в том числе большие красивые ракушки. Мне понравилось, что в каждом тематическом зале музея была своя атмосфера, соответствующее освещение и звуковое сопровождение. В зале "Время переселения" был слышен топот лошадиных копыт, скрип телег. До 1880 года люди ехали заселять Дальний Восток по бездорожью из центральной части России по 2-3 года... Кого-то сюда отправляли, а кто-то ехал сам, искать лучшей жизни. В зале "Время дома", например, можно было получить представление о том, чем жили жители Дальнего Востока в то время, но я ничего из него не запомнила.

Зато я хорошо запомнила зал "Время насилия", потому что там был звук с внезапными выстрелами и видеохроника. Конечно, когда-то очень давно в школе мы проходили и революцию, и интервенцию. Но, пожалуй, именно здесь люди как нигде больше прочувствовали на себе и то, и другое. Я, как в первый раз, погрузилась в историю о том, как в 1918 году во Владивостоке под предлогом помощи белым высадилось около 200 тысяч иностранных военных, особенно отличились японцы и американцы. Они не церемонились с местным населением и вообще вели себя довольно нахально. Страна, раздираемая революцией, поначалу практически ничего не могла с этим поделать. Но потом появились партизаны, не последнюю роль в этом движении оказал уже упоминаемый мной ранее Сергей Лазо. А затем, для облегчения контроля над ситуацией и лишения Японии юридических прав на пребывание на этих землях, было образовано целое отдельное государство - Дальневосточная республика (ДВР) со столицей в Чите... Эта информация параллельно с видеорядом хроники тех лет произвела на меня большое впечатление.

памятник Виталию Баневуру - партизану, участнику Гражданской войны
памятник Виталию Баневуру - партизану, участнику Гражданской войны

Затем была экспозиция, посвящённая охране границ. Я раньше не задумывалась, но Владивосток реально очень близок к Корее, Японии, Китаю. Поэтому тут всегда было много выходцев из этих стран, этим он сильно отличается от других городов России. В прошлом веке, например, во Владивостоке под понаехавших китайцев выделили целый район - "Миллионку", он некоторое время был самым злачным местом в городе, здесь процветали антисанитария, преступность, курение опиума, проституция и прочие вытекающие из этого понятия. Потом Миллионку упразднили, часть снесли и сделали там пешеходную улицу (ту самую), и сейчас уже там мало что напоминает о царившем здесь когда-то разврате и беззаконии. В музее Миллионке также была посвящена часть экспозиции, я запомнила опиумную трубку. По охране границ были приведены конкретные примеры конфликтов - с китайцами и японцами в разное время и за разные Богом забытые острова - на Амуре, Уссури и т. д. Паша пояснил, что эти территории реально были спорными, вопросы по ним окончательно урегулировали буквально лет 20 назад. А у меня сложилось мнение, что либо из-за географического положения, либо в силу природной склонности, жители Владивостока всегда отличались неравнодушием ко всему происходящему, и поэтому за последние меньше чем пару веков здесь произошло столько ярких исторических событий, сколько другие города не видели за всё время своего существования.

стрит-арт на территории Миллионки
стрит-арт на территории Миллионки

Пожалуй, самым показательным свидетелем этого бурного времени стала Элеонора Прэй. Я слишком долго незаслуженно обходила её вниманием в своих заметках, а ведь памятник этой женщине мы увидели ещё в самый первый день, он стоит не где-нибудь, а на Светланской. Меня тогда заинтриговала подпись к нему, её цитата, где она называет Владивосток неухоженным местом, которое ей невыносимо было бы покинуть. Элеонора Прэй была американкой, прожившей во Владивостоке большую часть своей жизни. Она приехала во Владивосток вместе со своим американским мужем, работала бухгалтером, и была довольно публичной личностью. Но прославилась она благодаря своим фотографиям Владивостока и многочисленным письмам, где с большим талантом описывала свои будни и события во Владивостоке. Удивительно, что она относительно благополучно пережила здесь и русско-японскую войну, и первую мировую, и революцию, и интервенцию, а уехала лишь потеряв свою должность бухгалтера на разорившемся предприятии в 1930 году. Но уехала она не на родину, а к внучкам в Шанхай, где попала в плен к японцам и позже была эвакуирована уже в США, где и умерла в глубокой старости. Вот это жизнь! К моей радости, в музее Элеоноре Прэй и её эпистолярному наследию был посвящён отдельный зал, пронизанный письменными и устными фрагментами из её писем.

памятник Элеоноре Прэй
памятник Элеоноре Прэй

Наконец, был зал, посвящённый связи Владивостока с морем, в котором тоже были красивые ракушки, а также множество фотографий, например радостных толп людей, встречавших китобойные суда... Китобойный промысел я никогда не поощряла, но было интересно узнать о том, что где-то, видимо недалеко, есть океанологический институт, в который я непременно поступила бы в какой-нибудь альтернативной жизни, или в этой, узнай я о его существовании раньше.

Итак, это было даже слишком много информации для одного дня. Музей нам, безусловно, понравился, мы вышли из него в 15:30, и с большим аппетитом пообедали в "НЕ РЫДАЙ". Затем пошли погулять по Миллионке в поисках хоть каких-то свидетельств её нашумевшего прошлого, ничего такого не нашли, но наткнулись на граффити, посвящённое Дерсу Узала - помощнику Арсеньева, в честь которого он назвал свою книгу.

стрит-арт Дерсу Узала
стрит-арт Дерсу Узала

На вечер у нас был забронирован столик в популярном ресторане Zuma, где мы хотели продегустировать морепродукты, у нас ещё оставалась время, поэтому мы повернули на набережную. Неожиданно, моё внимание привлекла палатка с сувенирами, раньше мы их здесь не видели. Разумеется, пришлось проверить, что там за сувениры, и... О чудо! Это были оригинальные значки, лампы-маяки, дальневосточные варенья и много разной другой интересной всячины. А самое главное, там были киты, броши и магнитики в виде китов в их естественных, а не мультяшно-китайских формах.

броши-киты
броши-киты

И девушка-продавец была заинтересована в нас не меньше, чем мы в её товаре, она стала спрашивать, откуда мы приехали, какие у нас впечатления о городе. Правда, я сломала шаблон, дав не слишком оптимистичный отзыв, но это лишь сделало наш разговор более оживлённым. Поговорили и о наших планах на последний день, который у нас оставался. Мы, пожимая плечами, отвечали, что придётся ехать в ботсад, на что девушка-продавец очень удивилась, и по её реакции я решила, что ботсад, должно быть, очень похож на филиал Покровского парка... Она стала тестировать наши знания города по карте и очень сожалела, что мы не добрались до маяка Тобизина, про который я читала, что сам маяк очень невзрачный, а идти в одну сторону можно несколько часов. В целом мы неплохо сдали этот экзамен, и наша экзаменатор угостила нас лимонником - ягодой, сочетающей в себе пять вкусов. Лимонник нам понравился, но купить и взять в самолёт мы его не могли, так что я с удовольствием купила себе значок в форме кита. Нас уже поджимало время, поэтому мы взяли визитку с адресом магазина (он назывался "Якорь") в надежде непременно заскочить туда перед вылетом. Как я правильно предположила, девушка-продавец и была его владелицей, до обеда она работала в магазине, а вечером - на набережной. Напоследок, она посоветовала нам заменить ботсад на мыс Тобизина, и мы решили так и сделать.

В Зуму мы пришли с пятиминутным опозданием. Там было весьма уютно, мы попросили столик на веранде, где было много зелени. Однако, я быстро поняла, что расслабиться здесь не получится, нас посадили прямо возле стойки официантов, а первое же блюдо в разделе "Дары моря" меню стоило 9000 рублей, и это было больше, чем у нас осталось даже с учётом заначки... "Ничего себе "дары"!" - подумалось мне. Видела, как несли на кухню огромного живого краба, стало его жаль.

меню ресторана Zuma
меню ресторана Zuma

В итоге, вместо одного или двух дорогих блюд, мы заказали по два блюда с морепродуктами попроще на каждого. Блюда были очень вкусные, но, благодаря месторасположению нашего столика, официанты всё время у нас что-то забирали, я буквально ещё не успела донести до рта последнюю вилку, как прямо из-под моего носа унесли тарелку. Наконец, заказанный вместо дорогого вина лимонад процентов на 80 состоял из льда, а стоил почти 500 рублей, поэтому в знак особого шика я предложила его не допивать. Так, несмотря на все наши усилия задержаться, в заведении мы провели даже меньше часа. На выходе взяли печенья с предсказаниями, Паше предсказали бурную личную жизнь, а мне пожелали быть внимательней и чаще оглядываться по сторонам.

в ресторане Zuma
в ресторане Zuma

Оставив в ресторане больше трёх тысяч рублей, мы пошли в супермаркет возвращать наши дважды списанные вчера 317 рублей... Там был вечерний час-пик, администратору было не до нас, она уверила, что вторая сумма застряла между банками и, так как чек аннулирован, советовала нам обратиться в банк. Я возразила, что у нас в этом городе несколько другие планы, чем ходить по банкам из-за трёхсот рублей. Она ответила, что она не виновата и из своего кармана выплатить не может. Я заметила, что и мы не виноваты. В гостинице Паша звонил в банк, там сказали, что списаний этой суммы было целых три, первое сразу вернулось, два других прошли. Номера чеков в банке подсказать не смогли, а за возвратом средств советовали обратиться в супермаркет... Такая мелочь, а так неприятно!

Продолжение следует...