5.1 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015–002–2020. Часть 1

329 full reads
534 story viewsUnique page visitors
329 read the story to the endThat's 62% of the total page views
5 minutes — average reading time
5.1 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015–002–2020. Часть 1

Пришла пора закончить радостные пляски по поводу выхода ГОСТ РВ 0015–002–2020 и внимательно посмотреть, что же там нарисовали за пять лет каторжной работы.

Напомню, что ГОСТ РВ 0015–002–2020 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования» вводится в действие с 1 января 2022 года. Особенности его переходного периода мы с Вами рассматривали здесь.

Начнём?

Вспомним, что ГОСТ РВ 0015–002–2020 включает требования к системе менеджмента качества, регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001–2015, и определяет дополнительные требования, отражающие специфику менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции согласно ГОСТ РВ 0015–004 в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и другими нормативно-техническими документами, включая документы по стандартизации.

В ГОСТ РВ 0015–002–2020 под военной продукцией понимаются вооружение и военная техника, а также боеприпасы, продукция специальной химии, комплектующие изделия, сырье и материалы, выполняемые работы, оказываемые услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), и информация в военно-технической области, поставляемые по государственному оборонному заказу, международным договорам, включая договоры в области военно-технического сотрудничества.

Обращаю внимание, что ГОСТ РВ 0015–002–2020 распространяется на участников всех уровней кооперации головного исполнителя (внешние поставщики), формирование которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сие означает, что раньше клепали Вы спокойненько замки или петли для спецтары и в ус не дули – теперь извольте получить сертификат по ГОСТ РВ 0015–002 (если Ваш потребитель потребует...).

Скажете – а нас за шо? Читаем новый ГОСТ:

«В системах менеджмента качества организаций — участников всех уровней кооперации головного исполнителя следует реализовать только те требования, которые распространяются на номенклатуру продукции (военную продукцию, народно-хозяйственную продукцию, научно-техническую продукцию, а также выполняемые работы и оказываемые услуги), создаваемую участниками кооперации.

В системе менеджмента качества организации, создающей продукцию, на которую не распространяются требования государственных военных стандартов, следует применять требования настоящего стандарта без учета требований, содержащих ссылки на конкретные государственные военные стандарты.»

Примечание – Справедливости ради, отмечаем, что слово «следует» (подчеркнуто) означает, что это не требование, а рекомендация...

1 Область применения

Сразу обращаем внимание, что область применения ГОСТ РВ 0015–002–2020 расширена и уточнена:

"Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества организаций, исполняющих государственный оборонный заказ, при исследованиях, обосновании разработки, проектировании (включая изыскания), разработке, производстве, испытаниях, строительстве, установке, монтаже, техническом и сервисном обслуживании, ремонте, хранении, утилизации и реализации военной продукции и боеприпасов; организаций, исполняющих международные договоры, включая договоры в области военно-технического сотрудничества; организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, закупку, хранение и поставку изделий электронной компонентной базы, а также организаций всех уровней кооперации головного исполнителя."

А как просто было в версии 2012 года:

«Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества организаций, осуществляющих исследования, разработку, производство, поставку, обеспечение эксплуатации, ремонт и утилизацию военной продукции, направленные на обеспечение соответствия военной продукции требованиям тактико-технического задания (технического) задания заказчика и условиям контракта (договора) на всех стадиях жизненного цикла военной продукции.» И всё...

Отмечаем, что добавлены: проектирование (включая изыскания), испытания, строительство, установка, монтаж, техническое и сервисное обслуживание, хранение и реализация военной продукции. Почему-то в области применения нового стандарта разделены военная продукция и боеприпасы – не волнуйтесь, это не последняя «плюшка» нового ГОСТ РВ.

2 Нормативные ссылки

Большое количество новых ссылочных ГОСТ, тем не менее, некоторые новые военные стандарты не успели «включиться» в раздел «Нормативные ссылки» - обращайте на это внимание. Например:

ГОСТ РВ 0015–004–2020 Система разработки и постановки на производство военной техники. Стадии жизненного цикла изделий и материалов

ГОСТ РВ 0008–000–2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение военной техники. Основные положения (взамен ГОСТ РВ 1.1–96).

В обозначении ГОСТ РВ 0015–301–2000 допущена ошибка: этот ГОСТ 2020 года.

3 Термины, определения и сокращения

Исключены «старые добрые» термины, такие как:

  • - отступление;
  • - стандартный образец;
  • - контрольное оборудование;
  • - техническая система (комплекс) полигона или испытательной организации.

Введены новые:

  • - анализ риска;
  • - аттестация технологического процесса;
  • - высшее руководство;
  • - ключевая характеристика;
  • - контрафактная продукция;
  • - конфигурация;
  • - критический риск;
  • - объект конфигурации;
  • - программное средство;
  • - руководитель процесса;
  • - стабильность технологического процесса;
  • - среда организации;
  • - статистическое регулирование технологического процесса;
  • - сторонняя организация;
  • - точность технологического процесса;
  • - требования к безопасности военной продукции;
  • - управление конфигурацией;
  • - управление риском.

Вызывают некоторую оторопь новые примечания к «старым добрым» терминам типа валидация и верификация.

Примечание для валидации: Валидация проводится с обязательным участием Заказчика или его представителя. Именно Заказчик или его представитель признает, что требования, предъявляемые к продукции в конкретных условиях, выполнены и цель достигнута.

То есть по логике данного примечания – обязательная (по этому же ГОСТ) аттестация специального процесса может проводиться только с участием ВП. Где на всех набрать ВП? Тем более, что практически по всему тексту стандарта: ВП (при наличии).

Примечание для верификации: Верификация проводится методом оценки (проверки) соответствия характеристик продукции заданным требованиям. Результатом данного процесса является вывод о соответствии (несоответствии) продукции. Верификация означает проверку качества выполнения требований на всех этапах создания продукции. Верификация проводится организацией самостоятельно.

А здесь ВП, как видим – ни при чём! ПСИ, приёмка – не, не слышали...

Новшество – корректирующая мера, то же что и корректирующее действие, но с примечанием...

4 Среда организации

4.1 Понимание организацией её среды

В подразделах, которых не было в ГОСТ РВ 0015–002–2012, смотрим только на дополнительные требования к ГОСТ Р ИСО 9001–2015.

Ну что, и тут нужно поздравить внимательных разработчиков ГОСТ РВ, которые умудрились переврать название подраздела 4.1.

В ГОСТ Р ИСО 9001–2015 он называется «Понимание организации и ее среды» (кто забыл, напомню, что ГОСТ РВ устанавливает доп. требования к ГОСТ Р ИСО, но не меняет его содержание)...

Что требует ГОСТ РВ для понимания организации и ее среды? Смотрим:

  • должна быть организована и проводиться на регулярной основе
    работа по оценке внешних и внутренних факторов, влияющих на стратегию развития организации, результативность функционирования системы менеджмента качества, качество создаваемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
  • должен быть разработан перечень значимых внешних и внутренних
    факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на создание качественной продукции (выполнение работ оказание услуг).

При этом: организации следует разрабатывать документированную информацию, устанавливающую методы, порядок, периодичность определения и классификацию оценки и анализа факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, а также формы отчетных документов по результатам оценки и анализа влияния данных факторов.

Сие означает, что работа по оценке и перечни ДОЛЖНЫ быть, а вот стандарт организации (регламент, инструкция) по данному вопросу только рекомендован. На самом деле – без этого СТО практически не обойтись, если только не запихивать всю СМК в безразмерное руководство по качеству.

Содержание такого стандарта «СТО 123456RW-102-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление пониманием среды организации» можно посмотреть здесь.

Подробно понимание среды организации мы с Вами уже рассматривали здесь.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 в СМК должны быть реализованы следующие требования:

«С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:
a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;
b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.
Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.»

ГОСТ РВ 0015–002–2020 добавляет к этому свои требования:

«4.2.2 Организация должна проводить анализ требований заинтересованных сторон и оценивать степень их влияния на результативность действующей системы менеджмента качества, а также вырабатывать решения об удовлетворении требований.

4 2 3 Организация должна документировать результаты мониторинга и анализа информации о заинтересованных сторонах и их требованиях (с указанием периодичности мониторинга)».

Здесь требований по наличию стандарта организации (регламента, инструкции) вообще нет, но, по опыту – он целесообразен.

Что включать в такой стандарт «СТО 123456RW-103-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон»? Смотрим здесь.

Подробно определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон мы с Вами уже рассматривали здесь.

Возможно ли объединение требований 4.1 и 4.2 ГОСТ РВ 0015–002–2020 в один стандарт организации? Конечно, особенно если определением потребностей и ожиданий, а также пониманием среды организации будут заниматься одни и те же люди...

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества

Особенных новаций в этом подразделе по сравнению с ГОСТ РВ 0015–002–2012 в новом стандарте нет. Оба стандарта предписывают определить область применения СМК в руководстве по качеству, включая исключения из этой области.

С исключениями интереснее. Старый ГОСТ не допускал исключений своих требований, кроме раздела 7 (процессы жизненного цикла продукции), потом это потихоньку стало забываться.

ГОСТ РВ 0015–002–2020 допускает исключение любого из требований стандарта из области применения СМК по согласованию с ВП (при наличии) при условии, что это исключение не повлияет на результат деятельности организации.

Заметим, что ГОСТ Р ИСО 9001 допускает исключения своих требований из области применения СМК, если они не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.

Если исключений из области применения СМК много – возможно для кого-то будет удобнее, собрать их в одно приложение к руководству, чтобы не «засорять» текст. Но и размещение исключений в соответствующих подразделах руководства по качеству не противоречит ничему...

Продолжение следует...

5.2 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015-002-2020. Часть 2. 12.10.2021

5.3 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015-002-2020. Часть 3. 12.10.2021

6.10.2021