ПРОФЕССИЯ после 9, 11 класса. Проблемы и решения.

6 December 2020

Педагоги и психологи России повсеместно подмечают трудности подростков, связанные с отсутствием у них знаний о ценности и стоимости жизни, содержании и значимости труда, адекватной оценки своих личных качеств и способностей. В свою очередь, мы добавим, что никакой масштабной и системной работы по профессиональному самоопределению подрастающих поколений в нашей стране не ведётся. Развивающей профориентацией - поступательным вовлечением детей в трудовые отношения занимаются в большинстве случаев родители.

Несмотря на обилие в сети материалов, позволяющих изучать мир профессий, различных он-лайн ресурсов, проводящих диагностики наклонностей и оценивающих уровни знаний по отдельным предметам, самоопределение традиционно считается трудноразрешимой задачей. Выбор профессии как маленькими, таки и взрослыми людьми выполняется «вслепую», согласно принципу: спасение утопающих — дело самих утопающих.

Итак, давайте разберёмся в том, что происходит с «утопающим», и как можно их «спасать»!

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Проблемы юного, решающего «КЕМ СТАТЬ»:

Нужно …

  • Устоять под натиском учителей, родителей и окружения, сформировать долгосрочные жизненные цели, выбрать подходящую профессию, или хотя бы учебное заведение, дающее документ, позволяющий работать по специальности.
  • Перестать путать свой интерес к внешности с внешней оценкой работы и профессии.
  • Преодолеть лень и нежелание учиться, перестать жаловаться на чрезмерно высокие требования учителей и огромную нагрузку в школе.
  • Обуздать свои эмоции, перестать переживать и расстраиваться из-за неудач, особенно если это происходит на людях.
  • Усмирить желание копировать опыт чужой «успешности», не поддаться искушению поступить куда-либо за компанию, изучить предложения колледжей и вузов за пределами своего района.
  • Тщательно взвесить и просчитать все «за» и «против» совместного проживания с родителями во время учёбы.
  • Собрать все знания о себе в единое целое, осознать свою значимость, самостоятельность, «стать взрослым».
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

«Спасательный круг» Молодого Человека

Самое простое – просить помощи у специалистов в области профориентации, психологов и кадровиков.

Но можно решать проблему самоопределения и самостоятельно:

  1. Для выяснения склонностей и подтверждения результатов обучения пройти онлайн тестирование.
  2. Изучить печатные и видео материалы в сети по «своей» профессии, чтобы разглядеть не только обёртку специальности, но и её «начинку».
  3. Пообщаться с представителями интересующих профессий, узнать у них, какие знания и умения требуются для достижения успеха.
  4. Пройти стажировку, либо практику в соответствующей отрасли, познакомиться с профессией «вживую», или по крайней мере сравнить себя с требованиями, предъявляемыми работодателями к специалисту понравившейся профессии, сравнения всегда помогает принимать верные решения.
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Типичные проблемы Родителей, воспитывающих подростков

  • Ребёнок дерганный, излишне эмоциональный, категоричный, ленивый, непослушный.
  • Межличностные отношения интересуют его больше, чем учёба.
  • Интерес к предмету и успеваемость напрямую зависит от таланта учителя. Не повезло в школе с учителем – плохая оценка в аттестате, масса испорченных нервов, куча затрат на репетиторов.
  • Ребёнок не может самостоятельно выбрать профессию, чтобы продолжить обучение.
  • Где взять средства на подготовку по специальности, выбранную ребенком?
  • Кто может объективно оценить способности ребенка, его реальные возможности в обучении и трудоустройстве в будущем?

«Соломинки» для родителей

  • Посоветоваться с учителями в школе и преподавателями вузов, обратиться за помощью к специалистам профориентационных и кадровых служб.
  • Обеспечить подростка поддержкой и уверить в его нужности в обществе.
  • Научить ребенка ориентироваться в жизни, изучить совместно с ним рынок труда, посчитать затраты на жизнь, проанализировать требования, которые предъявляют работодатели к специалистам конкретных профессий.
  • Объяснить чаду, что не стоит ориентироваться на престижные профессии, потому что общество высоко ценит лучших специалистов и оценивает работника по его собственным талантам, выраженным в умениях и навыках.
  • Максимально содействовать тому, чтобы наследник разобрался в особенностях тех профессий, которые с ним обсуждаются, принял осознанное, самостоятельное решение.

Все взрослые люди понимают, что к вопросу выбора первой профессии нужно подходить очень серьезно. Его нельзя оставлять на последний год учебы или, что еще хуже, на последние месяцы перед экзаменами.

Если вы затянули решение задачи выбора будущей профессии, необходимо как можно быстрее обращаться к специалистам — консультантам по карьере и профориентаторам !