ВЫБОР ПРОФЕССИИ после 9, 11 класса. Трудный выбор.

15 February

«Самостоятельность»

Несмотря на постоянные возвраты из взрослости в детство подросток себя ребенком не считает! Он требует признания, уважения, серьезного и доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Подросток чувствует себя полноправным членом семьи и коллектива. Убежденный борец за равноправие он отвергает свою принадлежность к детям. С одной стороны, он яростно стремится к самостоятельности, с другой стороны, объективно находится в зависимости от окружения.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Внутренние противоречия подростка часто приводят к некоторым неприятными моментами:

  • Подросток с заниженной самооценкой сомневается в своей привлекательности, не имеет никаких целей, плывёт по течению, ищет легких путей. Он страдает от невозможности настоять на своем, проявить свою волю. Подросток замыкается, впадает в депрессию, теряет интерес к школьным предметам (особенно к тем, которые ведут принижающие его значение учителя) или вовсе запускает учёбу, переключаясь на всякие тусовки и развлечения. Этот тип личности чаще остальных попадает под влияние более сильного «старшака», он стремится подражать кумирам, либо иным авторитетам.
  • Подросток с завышенной самооценкой не желает слушать ничьих советов, он зациклен на своих собственных идеях и планах. Этот типаж нередко перестает участвовать в делах семьи, рьяно осуждает и отвергает чужое мнение, всеми силами стремится выделиться и контролировать окружение. Он – нигилист, идущий всем и вся наперекор, беспрестанно настаивающий на своем.

Права взрослых подросток, как правило, ограничивает, при этом свои расширяет. Он претендует на уважение и признание его достоинств, на доверие, предоставление ему самостоятельности.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Фантазии

Когда молодые люди терпят неудачу или не достигают того, чего ожидали, у них довольно быстро наступает разочарование в неуспешных занятиях и в самих себе. Незрелость и ребячество проявляются у подростков в том, что победы и достижения они охотно приписывают себе, а провалы и ошибки стараются свалить на других.

В каждом подростке можно подметить следующие черты:

  • Слабость воли, необъективная оценка себя;
  • Переменчивость в настроении и желаниях;
  • Романтическое представление о своем будущем;
  • Эмоциональная зависимость от окружения;
  • Стремление повторить чужой успех;
  • Легкий отказ от достижения поставленной цели и т.д.
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Эксперименты

Поиск себя у подростка часто реализуется в самой примитивной форме - в экспериментах с внешностью. Поверхностная, с акцентом на внешнюю привлекательность, оценка людей, вещей и любых явлений характерна для всех подростков без исключения. Молодой человек смотрит на мир в достаточно узком диапазоне и, как правило, упускает из вида причинно-следственные связи. Он не видит ситуацию в развитии, не погружается внутрь изучаемых им предметов.

В своих товарищах подросток ценит не столько знания, сколько их успеваемость, выраженную во внешних оценках, не столько самостоятельность и ответственность, сколько смелость и уверенность, умение владеть собой на публике.

Трудности в выборе первой профессии

Юноши и девушки постоянно испытывают трудности в выборе своего профессионального направления. Взрослые люди имеют жизненный опыт, и в том числе некоторый опыт работы в какой-либо сфере экономики, поэтому им выбирать проще. Человек не выбирает то, чего не знает, поэтому детей нужно знакомить с профессиями как можно раньше!

Школьники смотрят и слушают разных людей и, как чужое платье, стараются примерить на себя чужую жизнь и профессию. Сложности в выборе первой профессии случаются потому, что подросток…

  • Не понимает себя и своих особенностей;
  • Слабо ориентируется в многообразии образовательных траекторий;
  • Не разбирается в особенностях рынка труда и рабочих отношениях;
  • Не учитывает все факторы, влияющие на выбор профессии;
  • Подвергается эмоциональной и ментальной зависимости от окружения;
  • Не умеет соотносить свои желания и возможности мира по их удовлетворению;
  • Проявляет незрелость в поступках и маловариативность в мышлении;
  • Не осознает значимости социального развития человека и пр.
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Нет идей, варианты отсутствуют

Чем уже круг общения у подростка, чем меньше у него занятий и увлечений, тем более вероятно, что у ребенка нет никаких идей относительно своей будущей профессии, нет никакого выбора! В настоящее время какая-либо системная профориентационная работа с молодежью не ведётся, государство отстранилось от этого процесса. Предполагается, что вопросом выбора профессии для ребенка занимается семья, она же финансирует его профессиональное обучение, при необходимости.

Резюме

Учитывая все вышесказанное, не следует удивляться тому, что наблюдается среди выпускников школ. Подростки, испытывающие эмоциональные, волевые, информационные и финансовые проблемы, выбирают популярные, престижные и высокооплачиваемые профессии.

После окончания 9 и 11 класса молодые люди поступают в образовательные учреждения

  • Рядом с домом;
  • За компанию со своими товарищами;
  • По указанию и советам родителей;
  • По стопам своих авторитетов и кумиров;
  • С гарантией бесплатного обучения.

Для каждого взрослого человека, имеющего или воспитывающего детей, очевидно, что молодые люди в возрасте 14-17 лет (в подавляющем своем большинстве) не способны на самостоятельный выбор профессии, они остро нуждаются в сторонней помощи и поддержке. Если родители сами не справляются с выбором и решением профориентационных задач, желательно обращаться к специалистам, причем как можно раньше, а не после или накануне выпускных экзаменов.

Об особенностях выбора профессии 9-классником читайте в статье ПРОФЕССИЯ после 9 класса

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Уже несколько десятилетий не утихают споры, дискуссии и обсуждения на тему, кто и как должен заниматься профориентационной работой, при этом в российском обществе ничего не меняется. Государство пытается регулировать профессиональную подготовку кадров за счет выделения бюджетных мест на востребованные в регионах специальности. Формально помощью в выборе первой профессии занимаются школьные психологи и педагоги, при поддержке государственных служб занятости. Фактически личные профессиональные проблемы подростков решают либо их семьи, либо сами подростки, при этом выбор чаще всего падает на то, что доступно по баллам и аттестату в бесплатных формах обучения. Из-за ошибочного выбора профессий, не соответствующих индивидуальным личностным особенностям, Россия имеет одну из самых низких в мире производительностей труда, а также масштабный процент людей, не работающих по своей специальности .