683 subscribers

Караимские кенасы в Евпатории!

<100 full reads
132 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 50% of the total page views
3 minutes — average reading time

«Чтецами» (караимами) на средневековом востоке называли тюрков и крымских византийцев, решивших исповедовать иудаизм. Религия была занесена в Тавриду хазарами. Основную массу караимов истребило мусульманское население полуострова. Часть представителей конфессии дождались прихода русских. В Крыму можно найти восстановленные караимские обители. Примечательна в этом плане и Евпатория. Караимские кенасы – архитектурный ансамбль в ее исторической «сердцевине».

Караимские кенасы в Евпатории!

Караимские кенасы расположены в историческом ядре «детского» курорта, неподалеку от места, где встречаются улицы Интернациональная и Караева. Тут почти тысячу лет стоит Текие Дервишей ,

Караимские кенасы в Евпатории!

а в паре шагов начинается Караимская улица. В этой-то точке приезжие начинают обозревать вышеуказанный пункт для экскурсии. Остается лишь добавить, что посетив данный музей, можно за две минуты добраться до Гезлевских ворот .

Караимские кенасы в Евпатории!

Караимские кенасы один из самых крупных и действующих центров караимской культуры в Крыму. По мимо религиозной деятельности в кенасах открыт прекрасный этнический музей и несколько залов в которых проводят экскурсии.

Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!

Караимские кенасы религиозное учреждение, одного из небольших народов Крымского полуострова — Караимов. Сегодня в Крыму численность караимов насчитывает около 2200 человек. Религия караимов имеет большое сходство с иудаизмом, именно поэтому в годы оккупации фашистами Крыма, караимов истребляли наравне с Евреями, что привело к практическому исчезновению целого народа. Но пережив тяжелые времена народ Караимов, смог не утратить свою веру и культуру.

Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!

Сегодня Караимские кенасы открыты для всех гостей города Евпатория, часть помещений открыты как музей который повествует об истории Караимов, их вере и мужеству закаленную в борьбе за право на существования, которое длилась на протяжении практически 5 веков.

Караимские кенасы в Евпатории!

Добраться к Караимским кенасам , проще всего от Гезлевских ворот, по указателям или прогуливаясь по улочкам старого города, добравшись до пересечения улиц Ефета и Караимской.

Караимские кенасы в Евпатории!

Зданию Караимский кенас уже более 200 лет, по этому в комплексе можно заметить разные стили и целые эпохи. Начало осмотра кенас начинается с Виноградного дворика, в котором на каменных плитах рассказана вся история Караимов.
Из Виноградного дворика сразу попадаете в Мраморный, приуроченный визиту в Караимские кенасы императора Александра I в 1825 году.
К мраморному дворику примыкает Лапидарий в котором хранятся надгробные плиты с разрушенного старинного кладбища караимов. Далее идет дворик для ожидания молитвы и непосредственно большая и малая кенасы.
История Караимских кенас

Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!

Решение о создании подобного религиозного места было принято вскоре после присоединения Крымского полуострова к Российской империи. Место для строительства было выбрано достаточно быстро, ведь здесь уже была постройка XVI века, которая исполняла роль караимского храма. Авторами проекта Караимских кенас стали братья Бобовичи. Первой была возведена, так называемая, Большая кенаса. Строительство длилось около двух лет – с 1805 по 1807 годы. Здание Большой кенасы предназначалось для проведения служб в праздничные дни. Через восемь лет построили Малую кенасу. Она стала достойной заменой старого храма. Здесь проводили службы в будние дни и по выходным. Обеим постройкам характерна простота их интерьеров. Здесь нет ни фресок, ни художественной росписи. Их необычность состоит в том, что все окна расположены в два ряда. Причём, аркообразные окна в Большой кенасе имеют острую форму, а в Малой – более округлую.

Караимские кенасы в Евпатории!

Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!
Караимские кенасы в Евпатории!

Кроме зданий для проведения богослужений, Караимские кенасы украшают несколько двориков. Один из них называется Виноградный. В него сразу попадаешь, если войти в кенасы через главные ворота. Он представляет собой коридор, вдоль которого тянутся глухие аркады, соединяющиеся вверху между собой виноградной лозой. По всей длине коридора расположены мраморные плиты, с выбитыми на них фрагментами из священного Писания. Ещё один дворик называется Мраморным. Его визитной карточкой служит обелиск из белого мрамора, который был установлен после приезда в Караимские кенасы Александра I. А в 2007 году его дополнили позолоченной фигурой двуглавого орла. Отдельно был оборудован дворик для ожидания молитвы. Для удобства в нём были установлены скамейки.

Караимские кенасы в Евпатории!
Интересные факты об иудейской памятке. В мемуарах современников императора Александра I (царский визит в кенасы увековечен величественным обелиском) можно прочесть о том, что тот долго рассматривал иудейские книги, чем навлек подозрения сопровождавшей его свиты в преданности православию. Сразу же после этого события данный храм стал центром караимов Российской империи.
Интересные факты об иудейской памятке. В мемуарах современников императора Александра I (царский визит в кенасы увековечен величественным обелиском) можно прочесть о том, что тот долго рассматривал иудейские книги, чем навлек подозрения сопровождавшей его свиты в преданности православию. Сразу же после этого события данный храм стал центром караимов Российской империи.

В советские времена Караимские кенасы были закрыты. В 1942 году немецкие оккупанты возобновили проведение служб в Малой кенасе, но через пятнадцать лет она была вновь закрыта. А в здании Большой кенасы всё это время был караимский музей.
Все остальные помещения использовались то под спортивные школы, то под детские сады, то под административные учреждения. Был даже период, когда здесь располагался антирелигиозный музей.
Второе рождение Караимских кенас пришлось на сентябрь 2005 года. Тогда закончились реставрационные работы, и снова стали проводится богослужения.