OrbitSoft
4 subscribers

Фрилансер или ИТ-компания: кто лучше справится с проектом

Фрилансер или ИТ-компания: кто лучше справится с проектом

В любом проекте важно выбрать исполнителя, который сможет достичь его целей, — реализовать определенный набор функций, уложившись в сроки или в бюджет. Если исполнитель подобран неправильно, цели могут быть не достигнуты, а заказчик потеряет время и деньги.

Когда в команде не хватает отдельных специалистов или вообще нет отдела разработки, возникает выбор: привлечь фрилансеров или обратиться в ИТ-компанию. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы и подходит для разных задач.

Критерии выбора исполнителя

Стоимость и качество работы

Найти фрилансера для выполнения конкретной задачи дешевле, чем сотрудничать с таким же специалистом через ИТ-компанию, где всегда есть накладные расходы. Но разница небольшая, обычно это 25—35%. Если речь идет о высококвалифицированных фрилансерах или «звездах» с редкими навыками — такими сейчас считаются специалисты по VR/AR или data science, — то разница может быть еще меньше — 10—15%.

При этом качество кода программиста из компании зачастую выше, чем у фрилансера. В компании один разработчик пишет часть программы, еще 3 проводят код-ревью, тестировщики проверяют функциональность, за это время готовится следующая часть. Фрилансер за тот же срок успевает только написать код.

Некоторые фрилансеры сами тестируют свой код, но это растягивает проект: нельзя одновременно писать и тестировать. И качество тестирования собственного кода всегда ниже: для хорошей проверки нужен свежий, незамыленный взгляд.

Посредники

С фрилансером заказчик работает напрямую, лично с исполнителем. В компании всегда есть посредник — менеджер проекта. Часто заказчик даже не знает, кто именно работает над его задачей. Это кажется испорченным телефоном: задачи искажаются, пока доходят до исполнителя.

Однако работать через менеджера бывает проще. Зачастую айтишники — интроверты, общение — не самая сильная их сторона. Менеджер помогает разобраться в задаче и заказчику, и исполнителю: задает правильные вопросы, чтобы сформулировать внятное ТЗ, в процессе работы доступно объясняет заказчику, что делают исполнители.

Разработчик в ИТ-компании сосредоточен на своих прямых обязанностях — пишет код, остальное — работа менеджера. Фрилансер — сам себе менеджер: занимается договорами, бухгалтерией, должен тратить время на переговоры, а если клиент — иностранец, еще и свободно владеть английским. Очевидно, что, пока он занят административной работой, проект не движется.

В ИТ-компании менеджер обсуждает задачи с клиентами, в том числе с иностранными
В ИТ-компании менеджер обсуждает задачи с клиентами, в том числе с иностранными

Стартапы и команды, которые еще растут, часто надеются на фрилансе найти адекватного исполнителя и взять его в штат, если тот захочет расстаться со свободой самозанятости. Специалиста из компании переманить трудно, да и незачем: всегда можно договориться о длительном аутсорсе.

Надежность

Отсутствие гарантий — главная беда фриланса. Исполнитель может исчезнуть в самый неподходящий момент: заболеть, уйти в другой проект, просто не выходить на связь. Даже если подписан договор, вернуть деньги за невыполненные обязательства не так просто. Мало кто станет судиться из-за какой-нибудь 1000 $ гонорара, особенно если фрилансер из другой страны: судебных издержек будет больше. Фриланс-биржи в этом смысле предпочтительней: они защищают интересы заказчиков. Однако от нерадивого исполнителя они тоже не спасут: если фрилансер слился со всеми наработками по проекту, придется начинать все заново.

Так мы однажды спасли проект небольшой американской страховой компании. Изначально над ним работало два фрилансера: один занимался бэкендом, второй — фронтендом. Бэкенд решил уйти с фриланса в крупную ИТ-компанию, а вместе с ним ушли знания о структуре и функциональности проекта: документация была написана плохо. Нам пришлось разбираться в чужом коде и заново описывать проект.

В ИТ-компании, если основной исполнитель по проекту заболел, ушел в отпуск или совсем уволился, ему сразу найдут замену. Перед уходом он передаст дела новому исполнителю, и заказчик может даже не заметить изменений. Кроме того, компания — это юридическое лицо. Она никуда не исчезнет и будет отвечать по всем обязательствам в полном объеме. У OrbitSoft, например, есть представительства в России и Америке — с нами удобно работать клиентам по всему миру.

Объем услуг и опыт

В компании много разработчиков. Сотрудничая даже с одним из них, заказчик получает совместный опыт всех этих людей. У них есть совместные наработки, успешно выполненные проекты, собственные продукты компании, есть коллеги и смежные специалисты, у которых можно спросить совета или которых можно привлечь к решению задачи. В итоге разработка занимает меньше времени: исполнитель берет готовые решения, быстрее решает возникающие проблемы.

Например, когда к нам за разработкой сайта обратился американский контент-провайдер, мы взяли за основу наработки по собственному успешному проекту POSiFLORA: управление пользователями, ролями, отображение статистики, таблицы. Это сэкономило время и бюджет проекта.

Конечно, у фрилансеров тоже есть наработки, например свои библиотеки. Но у 30 разработчиков в компании их в любом случае больше, чем у одного независимого. Если у фрилансера возникает проблема, ему не у кого спросить совета. Он вынужден искать ответ на форумах, проходить обучающие курсы, туториалы — тратить много времени.

ИТ-компании обычно предлагают полный цикл разработки: у них в штате есть front-end- и back-end-программисты, тестировщики, менеджеры, UX- и web-дизайнеры. Клиент может реализовать идею любого масштаба или начать с малого, а потом легко расшириться. Фрилансер — это всегда один человек, узкий специалист. Например, если это мобильный разработчик, а заказчик просит его заодно поправить что-то в серверной части, он не сможет помочь.

В больших, комплексных проектах один фрилансер может не справиться: нужна команда. Даже при создании мобильного приложения одного разработчика недостаточно: нужен как минимум дизайнер, а если в приложении есть, например, фотофильтр для обработки изображений, понадобится еще back-end-специалист. Если набрать фрилансеров, риски для проекта увеличиваются: чем больше команда, тем сложней ею управлять и тем выше шансы, что кто-то из исполнителей подведет.

Например, автор системы учета продаж в цветочном бизнесе POSiFLORA полтора года пытался реализовать свою идею с командой из трех фрилансеров, но система так и не заработала. После этого он договорился о сотрудничестве с OrbitSoft — совместно мы сделали качественный, полезный продукт, которым пользуются уже 1200 клиентов.

Благодаря комплексной работе мы масштабировали POSiFLORA и экспортировали на зарубежные рынки — сейчас приложение работает в 18 странах
Благодаря комплексной работе мы масштабировали POSiFLORA и экспортировали на зарубежные рынки — сейчас приложение работает в 18 странах

В каких случаях стоит обращаться к фрилансеру, а в каких — к ИТ-компании

Фрилансер или ИТ-компания: кто лучше справится с проектом