38 подписчиков

Депрессия полезна?

На протяжении долгих лет изучения депрессии она в основном рассматривалась как болезнь, отклонение от нормального функционирования психики. С эти нельзя не согласиться, ведь депрессия вызывает серьезные проблемы с психикой и соматическим здоровьем. Но что если депрессия - это тоже норма? Что если это часть нашей биологической защиты?

Что если депрессия - это тоже норма? Что если это часть нашей биологической защиты?
Все больше исследователей сходятся во мнении, что депрессия —

Все больше исследователей сходятся во мнении, что депрессия — это не психическое расстройство, а адаптивная реакция на неблагоприятные воздействия среды.

Общеизвестно, что депрессия начинается с искаженного мышления. Это приводит к "психосоматическим" симптомам, таким как головные боли, боли в животе или усталость. Но современные теории предполагают, что на самом деле всё наоборот. Наше тело обнаруживает опасность и инициирует стратегию защиты, призванную помочь нам выжить. Эта биологическая стратегия называется иммобилизацией, и она проявляется набором симптомов, которые мы называем депрессией.

Когда мы думаем о депрессии как о иррациональном, как отклонении от нормы, мы вешаем на таких людей ярлыки о том, что они больны. Но когда мы начинаем понимать, что депрессия, по крайней мере на начальном этапе, является целесообразным процессом, мы избавляем таких людей от стыда и обвинения самих себя. Люди с депрессией — это мужественно выжившие, а не больные люди.

Но даже если депрессия имеет в своей основе биологическое значение, это вовсе не делает её приятным опытом, который хотел бы пережить каждый.

Депрессия начинается с иммобилизации

Наш повседневное функционирование организма основано на том, в каком состоянии находится наша вегетативная нервная система (ВНС). Когда ВНС чувствует себя в безопасности, мы испытываем чувство благополучия и спокойствия. Тогда мы чувствуем себя самими собой.

Но вегетативная нервная система также постоянно сканирует нашу внутреннюю и внешнюю среду в поисках признаков опасности. Если наша ВНС обнаруживает угрозу или даже простое отсутствие безопасности, её следующей стратегией является реакция "бей или беги", которую мы часто ощущаем как тревогу.

Реакция «бей или беги» — состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы.

Иногда угроза настолько сильна или продолжается так долго, что нервная система решает, что от неё невозможно сбежать. В этот момент остается только один вариант: иммобилизация.

Реакция иммобилизации является первоначальной биологической защитой у высших животных. Это и есть реакция выключения, которую мы наблюдаем у рептилий, например. У нас понижается метаболизм до состояния покоя, что часто заставляет людей чувствовать себя слабыми или вялыми.

Иммобилизация играет важную роль в стрессовых или опасных моментах. Она притупляет боль. Представьте себе кролика, безвольно висящего у лисы во рту: этот кролик иммобилизирует свою нервную систему, чтобы не слишком страдать, когда лиса его съест. И у человека реакция иммобилизации оказывает воздействие на метаболизм, замедляя обмен веществ и переключая организм на кетоз. Некоторые врачи предполагают, что это метаболическое состояние может способствовать поправке при тяжелой болезни.

Эволюционный смысл кетоза — дать возможность организму выжить в условиях опасности.

Во время травматических событий люди часто описывают опыт "выхода из своего тела", что имеет защитный эффект смягчения эмоционального шока. Это важно, потому что некоторые вещи настолько ужасны, что наша психика отгораживает нас от их полного осознания.

Таким образом, реакция иммобилизации является ключевой частью биологической защиты, но в идеале она должна быть краткосрочной. Либо метаболический сбой сохраняет организм, то есть кролик спасается, либо организм умирает, и лиса съедает кролика.

Но если угроза продолжается бесконечно и нет никакой возможности бороться или бежать, реакция обездвиживания продолжается. А поскольку активность мозга также изменяется, люди отныне по-другому проявляют эмоции, меняется способность решать проблемы. Люди чувствуют, что любая физическая или умственная активность для них тяжела, они чувствуют себя безнадежными и беспомощными. Это и есть депрессия.

Имеет ли депрессия ценность?

Наша культура склонна считать депрессию у человека признаком слабости. Статьи о самопомощи подразумевают, что им просто нужно "больше работать" и "меньше грустить", и они могли бы справиться с этим состоянием. Даже некоторые психотерапевты говорят таким пациентам, что их депрессия — это искаженное восприятие обстоятельств, которые не так уж плохи.

Но для нашего тела и мозга дела обстоят не так. Защитные реакции вегетативной нервной системы, будь то борьба, бегство или иммобилизация, не имеют отношения к реальным жизненным обстоятельствам. Наш организм принимает решение о том есть угроза или нет бессознательно. Биологическая реакция на угрозу начинается еще до того, как мы осознаем её, а уже потом мозг рационально обосновывает и переводит угрозу в поле сознания и осмысления.

Изучение тревожности показало, что многие обстоятельства могут вызвать реакцию "бей или беги". Например, грохочущие звуки от строительной техники звучат для нервной системы как рычание крупного хищника. Говорят нам: "Лучше беги".

Что если депрессия - это тоже норма? Что если это часть нашей биологической защиты?
Все больше исследователей сходятся во мнении, что депрессия —-2

В конце концов, если эти стрессовые обстоятельства длятся достаточно долго, тело решает, что оно не может уйти от опасности. Затем наступает иммобилизация, которую тело запускает, чтобы защитить нас. То, что мы называем депрессией — это совокупность эмоциональных и когнитивных симптомов, лежащих в основе реакции иммобилизации. Это стратегия, призванная помочь нам выжить, тело пытается спасти нас. Депрессия не случается просто так

И это все меняет. Когда люди, находящиеся в депрессии, узнают, что они не просто имеют отклонения в психике, а имеют хорошую биологическую защитную систему, которая пытается помочь им выжить, они начинают видеть себя по-другому. В конце концов, депрессия известна присущим ей чувством безнадежности и беспомощности. Но если депрессия — это активная стратегия защиты, люди могут осознать, что они не так беспомощны, как им казалось.

Выход из иммобилизации

Если депрессия является эмоциональным выражением реакции иммобилизации, то для устранение симптомов депрессии состоит в том, чтобы выйти из этого состояния защиты. Но недостаточно просто устранить угрозу. Нервная система должна убедиться, что наш организм находится в безопасности, чтобы вернуть наше эмоциональное и соматическое состояние в норму. Как лучше всего это сделать? Поддержать людей, находящихся в таком состоянии.

Один из симптомов депрессии - стыд, чувство, что ты подвел других людей или, что ты недостоин быть членом какой-то социальной группы. Когда людям говорят, что депрессия — это отклонение от нормы, мы говорим им, что они не являются частью нашего общества. Они не здоровы, а значит не представляют больше пользы. Именно тогда их стыд усиливается, и они ещё больше избегают социальных связей. Таким образом общество отрезает им путь к быстрой реабилитации.

Необходимо начать уважать мужество и силу депрессивных людей. Пришло время начать ценить невероятную способность нашего организма находить выход в трудных и опасных обстоятельствах. И нам пора перестать притворяться, что депрессивные люди отличаются от всех остальных.

Если ваш близкий человек находится в тяжелой жизненной ситуации, а вы не знаете, как ему помочь, то вам может помочь эта статья