Digital Hub Agency
9 subscribers

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Открывать бизнес и развиваться на рынке становится с каждым годом сложнее: высокая конкуренция, искушенные клиенты, уровень требований к цене, функционалу, сервису и т.д.

Начинали работать без маркетолога, но пришли к выводу, что ваш отдел продаж (или вы сами) продает меньше, чем хочется? Значит пора развивать маркетинг.

Как? Можно разбираться своими силами или поработать с фрилансером. Рассказываем, кто такой современный маркетолог и может ли владелец бизнеса быть им.

Зачем мне маркетолог?

Давайте разбираться, что из себя представляет интернет-маркетинг и кто такой современный маркетолог.

Интернет-маркетинг - совокупность методов маркетингового продвижения, направленные на вывод продукта на рынок, повышение продаж, масштабирование компании и т.д в онлайне.

Маркетолог — специалист, который занимается продвижением продукта, в том числе и в онлайне.

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Методы маркетингового продвижения онлайн:

  • разработка маркетинговой стратегии;
  • контекстная реклама;
  • таргетированная реклама;
  • разработка сайта, лендинга;
  • поисковое продвижение (SEO);
  • продвижение в социальных сетях (SMM);
  • управление репутацией в интернете.

Каждый метод требует теоретических и практических знаний, учета сотен нюансов и трендов.

Итак, вы определились, что маркетолог вам все же нужен. С чего начать?

Сам себе маркетолог

Начинающий предприниматель сам может быть и маркетологом, и отделом продаж.

В реальности так часто бывает с микробизнесами. Ограниченность ресурсов диктует свои правила и собственники осваивают новые компетенции поневоле.

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Какие плюсы в таком варианте?

  • полная погруженность в специфику бизнеса. Только владелец лучше всего знает свой бизнес изнутри,
  • изучил-применил-проверил. Можно изучить канал продвижения и сразу реализовать методику, к примеру в соцсетях. Попробовать формат и оценить результат,
  • дешево. Себе не нужно ничего платить.

К минусам:

  • дорого, т.к. большие затраты времени. На изучение основ маркетинга уйдет много часов, дней, недель. Кто в это время занимается бизнесом и продажами?
  • поверхностные знания. Освоение новой профессии и специализаций (!) невозможно за 2-3 курса от профессионалов (их еще надо найти). Чаще выбирают бесплатные, быстрые курсы с “фишками” маркетинга. Для долгосрочных результатов и перспектив нужны глубокие знания и опыт работы по специализации.
  • фрагментарность знаний. Что изучить в первую очередь? Какие курсы купить, какую книгу почитать? Что сейчас актуально работает? Итоговая картинка в голове сложится после нескольких лет изучения и практики в маркетинге, а до этого - отдельные знания, которые не дадут полноценного развития бизнеса.
  • ограниченный инструментарий. Применяются бесплатные или максимально доступные инструменты. Удобные инструменты с хорошим функционалом платные,
  • реальные затраты, в т.ч. рекламный бюджет. Без рекламы и бюджета на нее продвинуть продукт невозможно. Готовы методом проб и ошибок делать рекламу и тратить на нее заработанные?

Вывод:

Когда владелец становится маркетологом — это вынужденная мера.

Но и изучение основ маркетинга очень важно! Оно дает понимание насколько это большая и сложная сфера, позволяет ставить конкретные маркетинговые цели и задачи, говорить на одном языке со специалистами.

Сделать маркетологом непрофильного специалиста

Почему бы не сделать маркетологом своего сотрудника? А, действительно, он уже есть, ЗП получает, сидит под боком, ему легко дать задачу, легко узнать что получилось. Остается дать распоряжение, дать задачу изучить материалы и в бой. На кого падет выбор? Тут у всех по-разному, но это может быть и секретарь, и делопроизводитель, и много кто еще.

Плюсы и минусы сильно пересекаются с предыдущей главой, за исключением главного: мотивация у вашего сотрудника, которого брали на другую должность намного ниже.

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Какие плюсы в таком варианте?

  • хорошая погруженность в специфику бизнеса. Владелец всегда рядом, можно уточнить любую информацию,
  • изучил-применил-проверил. Точнее, сколько смог понять, то и применил.
  • дешево. “Много” доплачивать не нужно.

К минусам:

  • дорого, опять же большие затраты времени. Изучать и применять в рабочее время? А кто в это время занимается основными задачами? Работа не ждет!
  • спорная мотивация. Сложно мотивировать сотрудника на достойный результат, давая ему дополнительную работу к основной.
  • поверхностные знания. Если у вашего подчиненного за плечами нет профильного образования, блуждание будет долгим.
  • фрагментарность знаний. Нашел ваш специалист курс по SMM, постарался, освоил. И теперь точно знает, что делать. Вот только как это поможет в общей стратегии не знает, т.к. стратегии не видит. Так и появляется работа без результата.
  • ограниченный инструментарий. Что нашел, про что прочитал, то и использует. Может еще денег попросить на сервис, который в вашей нише не нужен (см. предыдущий пункт).
  • реальные затраты, в т.ч. рекламный бюджет. А вот тут страшно. Когда сотрудник берет инициативу и просит бюджет на рекламу, которую сделал сам. Это не его деньги, ответственность ниже.

Вывод:

Когда владелец ставит маркетологом непрофильного специалиста — это тоже вынужденная мера. Шанс, что у вас есть в штате толковый спец с образованием маркетолога — низкий. А вот потерять время и деньги на эксперименты — тут вероятность высокая.

Привлекаем фрилансера

Предприниматель проходит несколько стадий или шагов, прежде, чем понимает, а кто ему все же нужен?

От первого шага — пробуем маркетологом кого угодно, только не специалиста — переходим ко второму — найму фрилансера.

Как понять, что пора нанять маркетолога? Часть 1

Ситуация: предприниматель разбирается в азах маркетинга и решает, что наилучший канал продвижения его продукта — Instagram (помните про фрагментарность?). На нем он хочет сосредоточить усилия и выделить бюджет на ведение аккаунта. Он ищет исполнителя — фрилансера, который специализируется на этом, нанимает и ждет продажи. Фрилансер с радостью возьмется за работу, это же деньги.

И результат будет всегда, вот только какой? Может ли только ведение профиля поднять или стартовать продажи? Однозначно нет. Здесь без стратегии и тактики, инструментов не обойтись. А умеет ее делать нанятый фрилансер или нужно искать нового?

Как вообще определить формат сотрудничества, чтобы один честно исполнял, второй честно платил за любой результат, и чтобы стороны не пропали со связи? Ответ — никак.

Плюсы работы с фрилансером:

  • фрилансеры специализированы по каналам продвижения. Узкая специализация может говорить о глубоких знаниях, опыте и постоянном обучении. Ему важно быть в курсе трендов, чтобы быть востребованным,
  • большой рынок предложений. Вы можете выбирать по отзывам, портфолио, рекомендациям,
  • стоимость услуг вполне доступна, вы платите за конкретный объем работы,
  • можно нанять нескольких фрилансеров для разных видов продвижения,
  • юридическая простота. Вы сами выбираете продолжать сотрудничество или завершить сразу после выполнения,
  • финансовая простота. Никаких оформлений в штат, никаких социальных взносов, можно оплатить на карточку (но мы не рекомендуем), цифры минимальны,
  • простота контроля работы фрилансера за вами. Обилие мессенджеров упрощает контроль и нивелирует удаленность сотрудника.

Минусы сотрудничества:

  • сложность контроля. Только те, кто так работал, знают что это такое. Чаты, письма, на что-то специалист ответил, а на что-то забыл. Выход — контролировать каждый шаг фрилансера вашему менеджеру. Но тут есть риск глухого телефона: в результате получить зеленую панду вместо розового кролика. Коммуникация может быть долгой и отнимать много вашего времени или сотрудника,
  • нужно составлять четкое ТЗ и бриф, чтобы вашу задачу правильно поняли. Этому тоже нужно учиться, а т.к. фрилансеры часто меняются, это приходится делать максимально подробно,
  • универсальных фрилансеров не бывает. Если он умеет делать все или почти все, то поверхностно, долго или некачественно. Или отдает часть работы своим коллегам,
  • исчезающие люди. Самое опасное — это исчезающий исполнитель. Работа еще не сделана, а человек не выходит на связь. Искать нового, ждать старого и срывать сроки? Ходят целые легенды, о фрилансерах, у которых в родстве до 10 бабушек, которые поочередно покидают этот мир, давая спецу повод исчезнуть,
  • неудачный выбор фрилансера грозит потерями времени, финансов, особенно, если он работает с рекламным бюджетом, и может навредить репутации,
  • юридическая незащищенность. Работа не по договору, фрилансер может пропасть в любое время. Оплата в обход бухгалтерии, перечисление через разные платежные системы,
  • работа в долгую невозможна. Даже если вы нашли удаленного специалиста и он оказался адекватным и вы сработались, знайте: рано или поздно он найдет работу или уйдет к более платежеспособным клиентам. А еще он может в один момент стать уличным музыкантам, у нас есть и такой опыт.

Вывод:

Работа с фрилансером удобна при маленьком бюджете, при четком понимании работающих каналов продаж, при тестировании разного вида продвижения, для разовых работ.

Некоторым везет и они находят толковых специалистов, но чаще такой формат полезен для набивания шишек.

Для маленькой компании или микробизнеса с маленьким бюджетом можно рассматривать работу с фрилансерами, часть задач выполняя самостоятельно или с помощью ваших сотрудников. Но качественный рост возможен только при работе с профильными специалистами. О маркетологах и агентствах поговорим в нашей следующей статье.