Антикоррозионные краски, эмали и «холодное цинкование» – как вас обманывают производители?

11 January
215 full reads
299 story viewsUnique page visitors
215 read the story to the endThat's 72% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Защита металла от ржавчины – процесс необходимый и непростой. Ассортимент антикоррозионных покрытий и процедур такой, что глаза разбегаются. И при этом 90 % из них не только не приносят никакой пользы, но еще и вредят – как минимум кошельку. Почему так происходит, и что все-таки выбрать, чтобы быть уверенным в результате? Давайте разбираться.

Что вообще есть на рынке антикоррозионных средств?

1. Лакокрасочные составы: лаки, краски, эмали, грунты и разного рода смеси «2 в 1», «3 в 1» и так далее.

2. «Холодное цинкование».

3. «Горячее цинкование».

4. Цинкирование при помощи специального состава.

Экзотические методы вроде покрытия металла золотом мы рассматривать не будем – это совсем дорого, сложно и большинству, прямо скажем, не нужно. Вообще, здесь надо четко понимать, что именно мы хотим получить в итоге.

Эмали, краски и грунты обладают неплохим (до поры до времени) барьерным эффектом – то есть, они служат как бы прослойкой между поверхностью, которую нам нужно защитить, и внешней средой. Но этот эффект длится совсем недолго – защитная прослойка постепенно истончается, истирается, в ней образуются поры. Рано или поздно (причем скорее рано – срок службы антикоррозийных составов редко превышает пять лет) ее придется обновлять. То есть опять тратить деньги, время, силы и нервы. Надо оно нам? Вряд ли.

Кстати, раз уж заговорили про краски, грех будет не упомянуть очень модное в последнее время «холодное цинкование». Это когда для защиты металла от ржавчины используют составы на основе цинка – либо в качестве основы, либо как самостоятельное покрытие. «Холодное цинкование», если верить рекламе, чуть ли не дар божий. Оно и стоит сравнительно недорого, и поверхность, на которую наносится, делает чуть ли не вечной. Только вот все это – маркетинговые уловки, не более. Чтобы цинк начал работать как надо, он должен реагировать – то есть, образовывать с металлом гальваническую пару, которая защищает его, вступая в реакцию с влагой и кислородом. Это называется «протекторный эффект» или «электрохимическая защита». Так вот, при «холодном цинковании» полимерные пленки и связующие, входящие в состав защитного покрытия, блокируют доступ цинка к воде и кислороду. А значит, его естественные свойства просто не работают — он не может активно растворяться и обеспечивать катодный защитный эффект. И результат от такой процедуры ничем не отличается от результата, который можно было бы получить, просто покрыв поверхность эмалью или краской. При этом стоят услуги по «холодному цинкованию» отнюдь не дешево.

Итог такой: ни краска, ни то, что ушлые дельцы выдают за «цинкование», долговременной защиты обеспечить не может. Погонитесь за экономией или модой – получите всю ту же коррозию, все те же «рыжики», только чуть позже и местами. Тогда-то вся мнимая «экономия» и испарится – вместо того, чтобы отдать нормальные деньги сразу, вы будете отдавать их понемногу, но каждый год – и в итоге все равно переплатите.

Окей, а что точно работает?

1. Цинкирование. То есть обработка металла специальным составом на основе цинка и полимера. В отличие от «холодного цинкования» цинк здесь главное действующее вещество, в составе нет присадок и модификаторов, блокирующих его свойства. После нанесение цинка с помощью цинкирующего состава (состава класса Zinker) не требуется никаких финишных слоев — а значит, цинк не потеряет своих свойств в течение многих лет. Кроме того, если покрытие вдруг окажется повреждено, его будет просто восстановить – достаточно забрызгать царапину или трещину все тем же составом из баллончика. Минус тут, в общем-то, только один – цена состава. Но и он умозрительный – особенно если учесть, что в будущем вам не придется регулярно подновлять и наносить заново защитный слой.

2. Горячее цинкование. Смысл тот же – формирование на поверхности металла защитной цинковой пленки. Отличается лишь методика – при горячем цинковании изделие, которое нужно защитить от ржавчины, опускается в ванну с расплавленным цинком при температуре порядка 460 градусов. Нетрудно догадаться, что процесс это технологически сложный, а размеры конструкции, на которую можно нанести таким образом цинк, ограничиваются размером емкости. То есть, автомобиль так не защитишь – если только не разбирать его и не окунать в ванну каждую деталь по отдельности. А уж ошибки, которые у нас так любят допускать “профессионалы” во время горячего цинкования — тема для отдельной статьи.

Вот так. Ну и вместо выводов:

1. Не гонитесь за экономией. Лучше заплатить сейчас, но нормальные деньги, чем платить каждый год – и все равно потратить в итоге больше, чем планировало.

2. Трезво оцените свои цели. Если вам нужно защитить какую-то конструкцию от коррозии на годик, а потом гори оно огнем, то, конечно, выбирайте самое дешевое средство. Но если результат должен держаться долго, придется присмотреться к другим вариантам.

3. Посоветуйтесь со специалистами. И вообще – если есть такая возможность, поручите все манипуляции грамотным людям. Ну а если уж взялись делать сами – делайте под чьим-то присмотром и обязательно вдумчиво изучайте инструкцию.

P. S
Привет! Мы решили запустить свой блог — будем в простой и понятной форме рассказывать про рынок антикоррозионных средств, способы защиты металлов, поделимся лайфхаками. Если у вас есть вопросы или вам интересна определенная тема, напишите об этом в комментах, и мы постараемся рассказать об этом в следующей статье!