Горячее цинкование – технология 18-го века, которая устарела?

18 January
241 full read
278 story viewsUnique page visitors
241 read the story to the endThat's 87% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Разбираем “боли” популярного способа защиты металла от коррозии

Горячее цинкование среди всего многообразия средств и методов защиты металла от коррозии стоит как бы особнячком. Технология эта сложная, дорогая, но тем не менее имеющая множество поклонников и, в общем-то, довольно востребованная. Компании, которые им занимаются, обещают прямо-таки фантастические результаты: оцинкованное таким способом изделие, по их словам, становится в разы прочнее и долговечнее, а о ржавчине его владелец и вовсе может забыть на 65-70 лет. Что случится потом, мало кого волнует – тут дожить бы! В общем, получается сплошная выгода и благодать – на словах, по крайней мере. А как на самом деле – давайте разбираться.

Для начала минутка теории. Как происходит горячее цинкование?
- Прежде всего детали, которые нужно защитить, обезжиривают, промывают, вытравливают поверхностный слой и промывают снова.
- Потом в специальном вращающемся барабане (он нужен для того, чтобы жидкий металл равномерно покрыл все изгибы и полости) их опускают в промышленную ванну с расплавленным цинком.
- Профит! Осталось дождаться, когда металл остынет, а потом в случае необходимости «пройтись напильником» - проточить резьбу, снять излишки цинка и так далее.

Очевидно, что процесс этот долгий и сложный. Неудивительно, что из-за таких серьезных манипуляций могут возникнуть – и, зачастую, возникают! – самые разнообразные ошибки, которые могут свести все достоинства метода на нет.

ДЕФОРМАЦИЯ

Так, например, изделие, если оно не симметричное, может… деформироваться. Дело в том, что горячее цинкование происходит при очень высоких температурах (до 450 градусов Цельсия). Эта температура соответствует условиям для снятия термических и деформационных напряжений. В итоге изделие, которое вы решили защитить от ржавчины, может измениться в размерах, исказиться и даже разрушиться.

НЕПРОЦИНКОВКА

Еще один важный момент, который также сам собой вытекает из сложности технологии – опасность появления «непроцинковки». Если покрытие цинка на изделии получится не сплошным, вся работа автоматически пойдет насмарку, и ржавчина «съест» его не через 65-70 лет, а уже лет через пять-десять. К такой технологической ошибке может привести множество факторов: пересушивание, избыток алюминия в расплаве и так далее.

Наконец, деталь могут просто-напросто плохо промыть перед тем, как опустить в ванну с жидким металлом. Примечательно, что если вы не специалист, определить маленькие пятнышки непроцинковки будет крайне трудно. А добиться от компании, чтобы они исправили свои же собственные косяки, как показывает практика, еще труднее.

ИСПОРЧЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД И СЛОЖНОСТИ С РЕМОНТОМ

Наконец, горячее цинкование может просто-напросто испортить внешний вид изделия – если оператор недостаточно опытен, а ванну с расплавом чистят недостаточно тщательно, на его поверхности могут образоваться потеки и наплывы, чешуйки, крупинки, темно-коричневый налет или полосы оксида алюминия в виде «рыбьего скелета». Да, почти все это можно отмыть, счистить, зашкурить и так далее. А кому-то вообще нет дела до внешнего вида изделия: работает – и ладно. Но все же, думается мне, за такие деньги клиент должен быть уверен в надежном результате (а берут компании, занимающиеся горячим цинкованием, дай боже, да еще и как-то бессистемно – кто за килограмм, кто за сутки работы).

Ну и как вишенка на торте – процинкованное таким способом покрытие очень сложно ремонтировать.

ВМЕСТО ВЫВОДА

Горячее цинкование – процедура востребованная, а если все удачно складывается (оператор хороший, оборудование надежное и так далее), то еще и, в целом, достаточно надежная. Однако сложность исполнения, куча дополнительных факторов, за которыми нужно следить (причем следить должны сотрудники компании, проконтролировать работу которых вам вряд ли удастся) и прочие ограничения и нюансы сводят все его преимущества практически на нет.

А ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

Альтернатива, конечно, есть. Причем найти ее достаточно просто: нужно лишь думать от обратного, идти не в сторону усложнения, а в сторону упрощения. В таком разрезе наиболее выгодным смотрится обыкновенное цинкирование – то есть, обработка изделия специальным составом на основе цинка и особого полимера. В отличие от горячего цинкования состав класса Zinker наносится при помощи обыкновенного окрасочного пистолета. В итоге получается однородная, ровная серая пленка без каких бы то ни было комков, потеков и чешуек. К тому же такое покрытие очень легко подновлять: прошелся по нужному месту еще раз пистолетом – и снова все в порядке.

Еще один плюс – отсутствие ограничений по размерам. Погрузить в ванну с жидким цинком автомобиль не получится – вы просто не найдете такую ванну. А вот состав класса Zinker можно нанести хоть на автомобиль, хоть на мост – хватило бы состава, а все остальное не так важно.

Одним словом, вывод такой: не нужно усложнять. И популярность способа вовсе не означает его надежность. В ряде случаев – а защита металла от коррозии как раз относится к таковым – лучше выбрать более простой, но зато более эффективный и доступный вариант.