Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

524 full reads
549 story viewsUnique page visitors
524 read the story to the endThat's 95% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Ржавчина – противник не только коварный, но и совершенно беспринципный. С одинаковым успехом она уничтожает корабли, мосты, опоры линий электропередач, а кроме того, покушается на материальную память человечества – памятники истории, культуры и архитектуры. Это уже само по себе тревожно, а когда к естественным коррозионным процессам добавляется еще и частная безалаберность или банальная криворукость, последствия и вовсе могут стать катастрофическими. В этой подборке мы расскажем о монументальных скульптурах и постройках, которые могли потерять – а некоторые можем до сих пор – из-за сочетания этих двух разрушительных факторов.

Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

КОНИ КЛОДТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Знаменитые взвившиеся на дыбы кони авторства великого скульптора Петра Карловича Клодта на Аничковом мосту давно уже стали одним из символов Санкт-Петербурга наряду с Ростральными колоннами и шпилем Адмиралтейства. Но каких-то двадцать лет назад мы вполне могли их потерять – а все из-за ржавчины и человеческой неосмотрительности.

Поясним: с течением времени на поверхности бронзовых изделий образуется патина – рыжеватая или зеленоватая оксидная пленка. Профессиональные реставраторы к патине относятся двояко. Одни считают ее естественным защитным барьером, который как бы консервирует скульптуру и служит дополнительной преградой на пути развития коррозии. Другие полагают, что она портит внешний вид металла, а потому от нее надлежит избавляться. Оба подхода имеют право на жизнь – второй, например, с успехом реализуется в Индии, где все старинные статуи регулярно чистят, подкрашивают, золотят и так далее.

Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

Как вы уже, наверное, догадались, в конце 1990-х к коням Клодта применили именно второй подход – взяли и счистили с них всю образовавшуюся за сотни лет патину. Кони засияли новенькой медью, но уже спустя некоторое время стало ясно, что реставраторы оказали скульптурам медвежью услугу: на сверкающих начищенных боках появилась коррозия. И развитие ее было особенно стремительным, потому что кони стоят низко над поверхностью мостовых в условиях повышенной влажности и концентрированных выхлопов автотранспорта. К тому же зимой из-под колес автомобилей прямо на скульптуры летели грязь и соль, которой в Петербурге обильно посыпают дороги. К счастью, на проблему вовремя обратили внимание и решили ее… снова покрыв коней патиной – только на этот раз искусственной, тончайшим слоем толщиной всего в 100 микрометров. Технология сработала на «отлично» - ржавчина исчезла и, по прогнозам специалистов, проблема вновь будет актуально уже через 50 лет.

РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА

Известнейший во всей России монумент тоже чуть было не «съела» коррозия. Причина, опять же, в безалаберности и отсутствии внимания. Скульптура, принесшая СССР мировую славу на международной выставке в Париже в 1937-м году, на протяжении почти 65 лет не реставрировалась, за ней никто не ухаживал. Еще в 1987-м после масштабного обследования выяснилось, что каркас монумента значительно обветшал, а облицовка практически полностью разъедена коррозией. Не спас даже особый материал – нержавеющая хромоникелевая сталь (о том, что полностью коррозионностойких материалов не существует, мы подробно рассказывали в одной из предыдущих статей).

Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

«Рабочего и колхозницу» решено было срочно отправить на реставрацию, но «срочно», как это часто бывает у нас в стране, не получилось, потом застойные восьмидесятые сменились лихими девяностыми – и в результате у правительства дошли руки до монумента только в новом тысячелетии. Но, к счастью, на этот раз за скульптуру взялись основательно: специалисты буквально с лупой и карандашом обследовали каждый сантиметр конструкции, составили подробную «карту» пораженных коррозией участков, а также при помощи методов лабораторного анализа выяснили характер и состав самой коррозии. Большую роль в возрождении памятника сыграли специалисты Всероссийского Института авиационных материалов – ими была разработана специальная паста, которая позволяла удалять ржавчину, не повреждая сам металл. Обновленную скульптуру покрыли специальным бесцветным тонкопленочным составом, который должен обеспечивать ее защиту от новых очагов ржавчины по меньшей мере на протяжении ста лет.

СТАТУЯ СВОБОДЫ

Да-да, если вы думали, что проблема халатного отношения к памятникам истории и архитектуры может возникнуть только в России, вы крупно ошибались. Одно из главных американских достояний – монументальная Статуя Свободы вблизи острова Манхэттен – также могло быть полностью уничтожено из-за расползшейся по металлу ржавчины. Тут причина была в сочетании сразу нескольких факторов.

Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

Во-первых, уже неоднократно упоминавшаяся нами халатность. На протяжении более чем полувека монумент никем не охранялся и не осматривался. Во-вторых, безалаберность: в 1937 году Статую Свободы отреставрировали, но кое-как: специалисты Службы национальных парков США просто повыдергивали из обветшалого каркаса проржавевшие железные прутья и заменили их точно такими же, только новыми. Казалось бы, ничего особо страшного, но проблема в том, что новые прутья прикрутили к «скелету» каркаса обыкновенными саморезами. То ли в то время никто не слышал о сочетаемости металлов (мы подробно освещали эту тему – пролистайте предыдущие статьи), то ли всем было все равно, но факт остается фактом: места крепления прутьев к каркасу стали очагами невероятно быстро разрастающейся коррозии. Обнаружилось это случайно – когда во второй половине XX века полиция снимала со статуи какого-то экзальтированного поэта, забравшегося туда, чтобы вывесить транспарант.

Дальше – больше. Тщательное обследование показало, что на протяжении долгих лет Статуя Свободы использовалась в качестве «полигона» для экспериментов. Сначала ее неизвестно для чего покрыли дегтем, потом – алюминиевой, а потом и эмалевой краской, специальной, предназначенной для легкого удаления граффити. В итоге монумент оказался одет словно бы в многослойную «шубу», и самое страшное – эта «шуба» активно удерживала внутри себя воду, которая поступала через разболтавшийся дренаж, обветшалые крепления и отверстия, оставшиеся на местах вылетевших заклепок.

Как ржавчина уничтожает наше культурное наследие

Планировавшаяся реставрация Статуи Свободы превратилась в полномасштабную реконструкцию. Фактически, монумент заменили, кусок за куском, так что оригинального материала в современной скульптуре осталось крайне мало.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Да, ржавчина – коварный противник. Но хуже всего, когда в невольный «союз» с ним вступают люди. Ничто так не ускоряет процесс развития коррозии, как обыкновенная невнимательность и работа «спустя рукава».