Корабли и коррозия: что произойдет, если выбрать неправильную технологию защиты металла?

550 full reads
565 story viewsUnique page visitors
550 read the story to the endThat's 97% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Среди всех металлических объектов, требующих перманентной защиты от коррозии, особняком стоят корабли. Конструкции это сложные, их обработка имеет множество неявных нюансов и особенностей, причем неважно, идет речь о маленькой рыбацкой лодочке или о пассажирском теплоходе на триста кают. О том, как сберечь металл от ржавчины, когда кругом вода, а также о том, как на этом процессе можно сэкономить, мы вам сейчас и расскажем.

Корабли и коррозия: что произойдет, если выбрать неправильную технологию защиты металла?

От судовых комплексов к лакам, краскам и эмалям

В основном металлические корпуса кораблей защищают от коррозии двумя способами. Первый - сложный, дорогой, но вместе с тем наиболее адекватный и совершенный. Это так называемая катодная защита, которую обеспечивают специальные судовые комплексы. Они состоят из нескольких элементов: жертвенного анода, электрода сравнения и ИПКЗ - импульсного преобразователя катодной защиты. Ключевое звено здесь - жертвенный анод, который крепится прямо на корпусе судна. Когда за счет ИПКЗ создается разница электрических потенциалов, жертвенный анод принимает на себя всю разрушительную мощь электрохимической коррозии, а металл, к которому он прикреплен, таким образом остается в целости и сохранности. Со временем, когда жертвенные аноды изнашиваются, их меняют на новые. Созданием судовых комплексов, служащих для защиты судов от губительной ржавчины, занимаются крупные научные центры, к примеру, Курчатовский институт в Санкт-Петербурге.

Однако даже таких крутых устройств зачастую оказывается недостаточно - слишком сильным разрушительным потенциалом обладает вода, в особенности морская, насыщенная хлоридами, сульфатами, натрием, калием и прочими химическими элементами. Поэтому в паре с судовыми комплексами, как правило, используется более примитивный и всем хорошо известный способ защиты металла от коррозии, а именно обработка поверхности лакокрасочными веществами, собственно, лаками, красками, мастиками и прочим.

Надо понимать: краска для корабля, особенно если речь идет о грузовом судне или пассажирском, предназначенном для долгих и далеких походов, годится не любая. Существует специальный документ под названием «Российский регистр морского судоходства», в котором четко прописано, как, чем и в какой последовательности нужно обрабатывать корпус любого судна. ЛКМ, включенные в регистр, обладают особыми, «усиленными» характеристиками: повышенной стойкостью, долговечностью, надежностью и так далее. Кроме того, как правило, для защиты кораблей от ржавчины используется принцип многослойного нанесения, в котором каждый слой имеет свою функцию.

И вот тут-то мы приближаемся к главному.

Корабли и коррозия: что произойдет, если выбрать неправильную технологию защиты металла?

Какие недостатки есть у корабельных ЛКМ?

Собственно, те же, что и у обычных: низкая устойчивость к механическим повреждениям, столь же низкая ремонтопригодность, все еще невысокие по сравнению с более прогрессивными методами защиты надежность и долговечность. Ну и плюс ко всему этому высокая стоимость - в среднем специальные лаки, краски и эмали стоят в пять (!) раз дороже обычных при той же расфасовке. Добавьте сюда необходимость регулярно подновлять защитный слой - и вы поймете, что защита судна от коррозии удовольствие далеко не из самых дешевых.

Как быть?

Ну, прежде всего внимательнее изучить рынок. Хорошей, годной альтернативой покровным ЛКМ является Цинкирование - обработка металлической поверхности составом на основе чистого цинка. Принцип действия у него примерно такой же, как и у судовых комплексов, о которых мы кратко рассказали в начале статьи, - цинк принимает удар коррозии на себя, а металл-основа таким образом остается невредимым.

Почему Цинкирование лучше, чем использование ЛКМ?

Во-первых, потому, что при прочих равных оно намного дешевле. Экономия в сравнении со специальными корабельными лаками, эмалями и мастиками составляет в зависимости от производителя последних от 40 до 50 процентов.

Во-вторых, цинковое покрытие долговечнее и не так подвержено механическим воздействиям. В случае же если на защитном слое появилась «плешь», из-за того что судно, например, ударилось бортом о причал, обновить его можно буквально на ходу - не потребуется ни каких-либо специальных умений, ни особого опыта, ни сложного оборудования, только валик или пульверизатор в зависимости от того, в какую тару упакован купленный состав. А более долгий срок службы (плюс десять - пятнадцать лет к стандартному сроку службы корабельных ЛКМ) позволяет экономить еще и на плановом ремонте, то есть финансовая выгода от использования составов на основе чистого цинка увеличивается в разы.

Корабли и коррозия: что произойдет, если выбрать неправильную технологию защиты металла?

Однако и тут есть свои нюансы.

Прежде всего Цинкирование, даже несмотря на то, что те же составы класса Zinker официально включены в список одобренных «Российском регистром морского судоходства», можно использовать не везде - как и у «классических» ЛКМ, у этой методики есть свои ограничения. Все они перечислены в руководящем документе 31.28.10-97 «Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии». Так, составы на основе чистого цинка нельзя применять для обработки подводных систем - киля, подруливающих устройств, внешней поверхности дейдвудной трубы, внутри которой проходит гребной вал. Не рекомендуется обрабатывать с помощью технологии Цинкирования и саму подводную часть корабля, расположенную ниже ватерлинии. Все дело в том, что состав, предназначенный для этих целей, должен формировать максимально гладкий защитный слой, чтобы на нем не могли закрепиться водоросли и морские ракушки. Цинк же дает шероховатую поверхность, за которую всю это морское добро может цепляться.

Яхта, защищенная технологией Цинкирования
Яхта, защищенная технологией Цинкирования
Яхта, защищенная технологией Цинкирования

Однако, если говорить в целом, Цинкирование - пожалуй, наилучший вариант для защиты корабельных корпусов. И это наглядно доказывает один из кейсов компании «Цинкер». Один из клиентов компании, работающий в Приобье, решил открыть новый бизнес и приобрел по сходной цене несколько барж, конечно, не новых и требующих серьезного ремонта. Баржи нужно было обновлять и в том числе обрабатывать от коррозии. В процессе изучения рынка клиент вышел на компанию «Цинкер». Путем нехитрых расчетов выяснилось, что:

а) обработка барж составом на основе чистого цинка будет стоить чуть дороже использования «стандартных» ЛКМ и чуть дешевле специальных корабельных

б) дополнительные расходы «в моменте» обернутся серьезной экономией в будущем, так как стандартные ЛКМ формируют защитное покрытие сроком на полтора-два года, а состав на основе чистого цинка - на десять - пятнадцать лет.

В итоге клиент отдал предпочтение именно Цинкированию - и, как показал дальнейший опыт эксплуатации барж, не прогадал. На данный момент покрытие отлично «держит удар» коррозии и не требует ни замены, ни ремонта.

Корабли и коррозия: что произойдет, если выбрать неправильную технологию защиты металла?

К чему мы ведем?

Собственно, к тому же, что и прежде: новое время требует новых решений. И «покровные» ЛКМ, несмотря на всю их «надежность» и «проверенность временем», вовсе не являются лучшим способом защиты металлического объекта от коррозии. Особенно если речь идет о конструкционно сложном объекте, работающем в особо агрессивных условиях, - таком, к примеру, как корабль.