Мифы и правда о защите металла от коррозии

15 March
223 full reads
1,5 min.
251 story viewUnique page visitors
223 read the story to the endThat's 89% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Тема защиты металлических поверхностей от коррозии весьма и весьма благодатна — это уже давно поняли все те, кто внимательно следит за моим блогом. И, как и любая благодатная тема, она успела обрасти невиданным количеством мифов и легенд. В этом материале мы постараемся рассмотреть самые популярные и жизнестойкие из них. Поехали.

Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 1. Защита от коррозии — это навсегда

Ложь. Причем ложь довольно опасная, так как ее выгодно поддерживать производителям защитных составов. На деле ни одно вещество, будь то краска, мастика, лак и прочее не дает вечной гарантии качества и надежности. В первую очередь это относится к «покровным» материалам, которые формируют на металлической поверхности защитный слой, который препятствует проникновению веществ, вызывающих ржавчину. Прочность и долговечность этого слоя во многом зависит от условий эксплуатации — от того, насколько она активная, он может разрушаться, осыпаться, в нем могут возникать трещины и “протертости”. Поэтому покрыть, скажем, опоры моста и забыть о проблеме на долгие десятилетия не получится — защитный слой нужно время от времени осматривать, фиксировать уязвимые участки и подновлять. Особенно это касается поверхностей сложной формы или поверхностей, у которых есть какие-то движущиеся части.

Жизнестойкость покрытий:

  1. Краски, эмали, мастики — 2-3 года
  2. Горячее цинкование — 25-30 лет
  3. Цинкирование — от 25 лет
Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 2. Чем дороже защитное средство — тем лучше

Ранее мы уже неоднократно отмечали, что действительно надежную, качественную и долговечную защиту металлических изделий от коррозии за, условно говоря, три копейки не обеспечишь. Это верно, но ударяться в другую крайность и выбирать антикор исключительно по его стоимости тоже не стоит. Как и в любом другом деле, здесь важны баланс и грамотный подход. Вполне вероятно, что конкретно для ваших нужд дорогой состав и не нужен. Условно говоря, нет никакого смысла разбирать и частями везти опору ЛЭП на завод, чтобы вам ее там окунули в ванну с расплавленным цинком. Да, с большой долей вероятности это решит все ваши проблемы на долгие годы, а при особо удачном стечении обстоятельств и на десятилетия вперед. Но подобного результата можно добиться и с помощью куда менее внушительных денежных вложений и куда более доступных защитных средств и покрытий. Грамотно ставьте задачи и ищите конкретные пути их решения — тогда и будет вам счастье.

Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 3. Импортная продукция — это круто

И да, и нет. Нет особой нужды в десятый раз говорить, что рынок антикоррозионных составов и покрытий сегодня явно перегружен — на нем можно встретить сотни самых разных наименований от десятков самых разных производителей, причем как отечественных, так и зарубежных. В чем-то импортная продукция действительно превосходит российскую, но гнаться за «страной происхождения» все же не стоит — риск нарваться на нечто невразумительное и полностью запороть процесс защиты металла от коррозии есть и там и там. Вместо этого лучше почитать профильные форумы (да хотя бы и вот этот самый блог) и пообщаться со знающими людьми. Запомните: импортный состав — еще не гарантия качества.

А сейчас сложный момент: да, европейские составы — это не эталон качества. Но и составы от российских производителей из отечественного сырья — тоже штука спорная и, как правило, не особо качественная. Поэтому составы Zinker, производятся на территории России, но цинк при этом делают в Бельгии, он специальной формы, увеличивающей площадь соприкосновения частиц, при этом исходное сырье особой химической чистоты.

Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 4. По-настоящему надежная защита от ржавчины — это сложно, долго и дорого

Опять же — и да, и нет. Все зависит от задач, которые вы сами перед собой ставите, и от конкретных технологических процессов, которые требуются для решения этих самых задач. К примеру, с горячим цинкованием — так, если кто вдруг забыл, называется процесс окунания металлического изделия в специальную промышленную ванну с расплавленным цинком — вы самостоятельно действительно не справитесь (в том, конечно, случае, если у вас нет собственного заводика со всем необходимым оборудованием). Но технический прогресс, к счастью, не стоит на месте, и для решения бытовых, а также большей части промышленных задач давно уже существуют куда более экономичные и куда менее трудозатратные схемы. Та же обработка поверхностей составами класса Zinker происходит достаточно быстро, просто и, в зависимости от объемов работы, силами одного-двух человек: состав просто наносится на предварительно подготовленную поверхность при помощи кисти или пульверизатора. Через полчаса покрытие высохнет и будет готово служить более 25 лет.

Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 5. Коррозия развивается только во влажном климате

На самом деле нет. Существует множество видов коррозии металла, и далеко не все из них имеют прямую зависимость от климатических условий местности, в которой находится объект. Та же наиболее широко распространенная атмосферная коррозия сама по себе делится на три разновидности: сухую, влажную и мокрую. Отличаются они друг от друга, как нетрудно догадаться, соотношением влаги в окружающей среде: при сухой коррозии, например, влагонасыщенность воздуха составляет менее 60 %, при мокрой — около 100 %. Соответственно, и в Петербурге с его высокой влажностью и постоянными дождями, и в относительно нейтральной Москве, и где-нибудь в горах Кавказа вероятность возникновения коррозии на металлической поверхности примерно одинакова — отличаются лишь условия ее появления и скорость разрастания. Поэтому просто взять и отказаться от дополнительной защиты в надежде на то, что «само как-нибудь обойдется», не получится в любом случае — этот момент всегда надо продумывать заранее.

Мифы и правда о защите металла от коррозии

Миф 6. Оцинкованный металл не ржавеет

Цинк (равно как и алюминий) действительно достаточно широко используется для защиты металлических поверхностей от коррозии. Однако если мы говорим о заводской оцинковке, то ее слой на металле, как правило, очень и очень тонкий — он измеряется тысячными долями миллиметра. Этого вполне достаточно для того, чтобы не дать металлу реагировать с окружающей средой и обрастать рыжей коркой, но беда в том, что такая пленка очень чувствительна к разного рода механическим повреждениям. В случае с автомобилем, например, большой ее участок без труда можно снять, к примеру, просто проехав через пыльное облако. В местах, где цинковая пленка повреждена, со временем развивается очаг коррозии. Да, она не будет распространяться вширь, но обязательно полезет вглубь, и рано или поздно металл, даже точечно пораженный «рыжей чумой», проржавеет насквозь. Поэтому за состоянием заводской оцинковки необходимо тщательно следить, а лучше — покрыть ее слоем еще какого-нибудь качественного защитного покрытия, чтобы обеспечить себе двойную гарантию надежности.

Миф 7. Антикоррозионную обработку нужно проводить до того, как появилась коррозия. Если полезла ржавчина, металлическую поверхность уже не спасти

Действительно, в таком важном деле, как защита металла от коррозии, сани лучше готовить летом — то есть, заранее озаботиться тем, чтобы ржавчине на обрабатываемом изделии было попросту неоткуда взяться. Но тем не менее сама по себе коррозия — не приговор. Ее вполне можно «вылечить», причем сразу несколькими способами. Самый верный — подготовить металл (как минимум зачистить и обезжирить) и уже потом покрыть надежным защитным составом.

Мифы и правда о защите металла от коррозии