Самые уязвимые зоны на стройке промышленных объектов — что и как надо защищать от коррозии в первую очередь?

12 April
412 full reads
1,5 min.
435 story viewsUnique page visitors
412 read the story to the endThat's 95% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Коррозия, как мы с вами уже успели выяснить, – враг не только опасный, но и потрясающе коварный. Она проникает в каждую щель, в каждую трещину и легко «выбирает» наиболее благоприятные для себя условия – стоит лишь создать хотя бы одну предпосылку для их появления. Благо, конструкторская и техническая мысль не стоит на месте: «предпочтения» ржавчины давно изучены, существуют целые справочники и учебники, посвященные тому, как обезопасить от нее строительный объект еще на этапе проектирования. О некоторых из них мы с вами сейчас и поговорим – простым и доступным языком.

Щели

Щели в конструкции – идеальное место для образования коррозии. Они могут появляться по сотням самых разнообразных причин: недотянули болт, неправильно сварили две металлические пластины и так далее. При этом ржавчина, которая образуется в щелях, считается одной из самых опасных, потому что ее объем, как правило, больше объема металла, из которого она образовалась. В итоге тонкие листы металла могут деформироваться, толстые – со временем проржаветь насквозь. А если злополучная щель еще и расположена в таком месте, куда не так-то просто подобраться – пиши пропало.

Что делать?

Первые и главное – упрощать. Упрощать конструкцию, которую вы собираетесь возводить, настолько, насколько возможно. К примеру, если есть возможность на каком-то участке заменить модульную клепаную или сварную конструкцию цельной – заменяйте, не раздумывая. У такого подхода, к слову, есть и еще одно серьезное преимущество – чем конструкция получится проще, тем она будет экономичнее в плане денег и материалов.

Тем не менее даже максимальное упрощение не решает проблему с щелями на сто процентов (увы, делать жилые дома или корпуса заводов из цельнолитых металлических пластин человечество пока не научилось). В этом случае можно дать два совета. Во-первых, старайтесь заменять болтовые или клепаные соединения сварными – в этом случае вероятность образования коррозии снизится в разы. Во-вторых, все стыки, где гипотетически может завестись коррозия, следует делать как можно более ремонтопригодными, чтобы в случае чего к ним можно было без особых проблем подобраться, счистить ржавчину и заново нанести на металл защитное покрытие.

Острые грани

Еще один потенциально уязвимый конструкционный элемент – острые грани. Защитный состав, будь то краска, лак, цинкирующий состав или мастика, держатся на них плохо, толщина пленки получается недостаточной.

Что делать?

Закруглять! Международный стандарт ISO 12944-3, в котором содержатся основные требования к антикоррозионной защите стальных конструкций с помощью лаков и красок, содержит, помимо прочего, такую установку: кромки всех металлических элементов должны быть закруглены и иметь радиус скругления как минимум два миллиметра. Если по каким-то причинам добиться этого невозможно, кромки следует сделать скошенными. Одним словом, избегайте прямых углов – и будет вам счастье.

Резервуары

Пожалуй, одна из наиболее уязвимых к ржавчине конструкций просто в силу прямого назначения – накопления и удержания влаги. В одной из предыдущих публикаций мы уже подробно разбирали вопрос влияния влажной среды на металл. Вкратце – сочетаются они плохо, возникновение ржавчины на металлоконструкциях, напрямую соприкасающихся с водой в течение какого-либо длительного срока практически неизбежно. Особенно если вода эта (или другая жидкость – смысл один и тот же) застаивается и становится грязной.

Что делать?

Здесь единственным спасением станет грамотный дренаж. Подчеркиваем – именно грамотный, такой, который позволяет выполнять полное опорожнение резервуара. Просто трубки, выведенной где-нибудь сбоку, недостаточно – на дне такого резервуара в любом случае будет оставаться вода, а значит, угроза возникновения ржавчины никуда не исчезнет. Лучший вариант – дренаж, расположенный непосредственно в дне. Еще лучше – если сам резервуар при этом будет иметь такую форму, которая позволит жидкости стекать в дренажное отверстие самотеком. Забудьте о прямоугольных бочках с плоским дном, наш вариант: скругленные или суженные бока и форма перевернутого конуса.

Контакт разнородных металлов

Коррозия, как мы тоже уже не раз объясняли, бывает не только атмосферная или химическая. Ничуть не меньшую опасность представляет так называемая гальваническая коррозия – она возникает, когда в контакт вступают два разнородных металла, один из которых начинает вести себя как анод, а другой – как катод. Чем дальше металлы находятся друг от друга в гальваническом ряду (он же ряд напряжений металлов), тем быстрее и опаснее становится коррозия.

Что делать?

Самый простой и самый логичный ответ – не допускать контакта разнородных металлов. Проще говоря, не вкручивайте в сталь алюминиевые болты. Ну а если серьезно, то в этом случае действительно ничто не поможет так, как предусмотрительность. В тех случаях, когда контакта разнородных металлов не допустить невозможно, выбирайте металлы, близко отстоящие друг к другу в гальваническом ряду, и постарайтесь сделать так, чтобы они были максимально изолированы друг от друга.

Более того – коррозионный потенциал контакта разнородных металлов необходимо учитывать и во время сварочных работ. В зависимости от типа электрода сварочный шов также может стать анодом, либо катодом по отношению к основному металлу – в этом случае будет разрушаться либо сам шов (если он менее инертен, чем основная конструкция), либо эта самая основная конструкция (если она менее инертна, чем материал сварочного шва). И то и другое с учетом того, что речь идет о месте соединения – очень опасно. Поэтому химические справочники вам в помощь.

Трубопроводы

В трубопроводах может возникнуть другой тип коррозии – эрозионная. Специфика эрозионной коррозии в том, что она представляет собой, как нетрудно догадаться, «гибрид» коррозии и эрозии и возникает в том случае, когда на металл оказывается одновременно и коррозионное и ударное воздействие. Возникает такой эффект, как правило, в трубопроводах, где жидкость в результате турбулентности с силой бьет в стенки труб.

Что делать?

Турбулентность образуется тогда, когда направление потока жидкости в трубе резко изменяется. Соответственно, лучшее (и вообще единственное) решение проблемы – не допустить этих изменений. Во всех соединениях (будь то фланцы, патрубки, тройники и так далее) не должно быть никаких заусенцев, никакие элементы конструкции не должны выходить в зазор внутри трубы – только скругленные углы, только плавные переходы и плавное же изменение размеров. В противном случае конструкция долго не прослужит.

Вывод

Конечно, это – лишь малая часть правил, которые нужно соблюдать, чтобы защитить объект от коррозии еще на этапе проектирования. Но по крайней мере даже этого достаточно, чтобы снизить риск возникновения ржавчины в разы. Пренебрегать же ими не стоит вовсе – как и подавляющее большинство строительных норм и правил, они написаны кровью.

Ну и, конечно, используйте правильные технологии защиты металла от коррозии. Для всех вышеперечисленных случаев прекрасно подходит Цинкирование. А составы класса Zinker предназначены в том числе для таких специфичных условий эксплуатации.