«Съедено» коррозией: почему в России так много ржавчины?

8 February
<100 full reads
110 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 67% of the total page views
2 minutes — average reading time

Ржавчина – штука давно и хорошо известная, повсеместно распространенная и очень-очень злая. От «рыжей чумы» страдают практически все страны мира: пожалуй, только африканские племена, у которых каменные копья – величайшее достижение прогресса, с ней не знакомы. Не минула чаша сия и Россию. Коррозия у нас везде. Ржавеют металлические водоотводы на зданиях, ржавеют водосточные и канализационные трубы, дверные ручки, корабли, самолеты, башенные краны и многое, многое другое; новенькие автомобили уже через год-другой «расцветают» неопрятными рыжими пятнами. Что происходит? Вопрос трудный, так что попробуем разобраться вместе.

Причина 1. Экономия и лень

Не секрет, что в России многие проблемы предпочитают решать по одному и тому же принципу: если проблемы не видно, то ее как бы и нет. Вероятно, дело в особенностях менталитета – как часто ты, дорогой читатель, вместо того, чтобы пропылесосить ковер, просто сметал ногой мусор под диван?

Со ржавчиной такая же история. Вместо того, чтобы подобрать для металлического объекта нормальное защитное покрытие, его, как правило, просто красят обычной краской (реже «3 в 1») – это быстро, дешево и удобно. Вот только краска металл от коррозии никак не оградит – в одной из предыдущих статей мы подробно рассказывали, почему. Но за счет уже упоминавшихся «достоинств» пользуются ею практически все – и начальники муниципальных автопарков, и прорабы на строительных объектах, и рядовые «гаражевладельцы».

Причина 2. Отсутствие контроля

Косвенно этот пункт вытекает из первого. Не секрет, что в России достаточно специфический климат – не просто суровый, но еще и достаточно влажный. Причем процент влаги в воздухе сильно разнится в зависимости от региона. В том же Санкт-Петербурге, к примеру, который стоит на берегу Балтийского моря и вдобавок весь изрезан реками и речушками, народ вообще старается не покупать отечественные автомобили, потому что они «убиваются» буквально за пару лет.

Отсюда следует вывод – в каждом регионе должны быть свои стандарты, свои методики контроля за металлическими объектами. Однако же реальность такова, что их то ли нет, то ли на них все дружно забивают. Ярчайший пример подобной безалаберности – ситуация, которая сложилась в Норильске на ТЭЦ-3 в мае прошлого года. Из проржавевшего насквозь резервуара вытекло более 20 000 тонн нефтепродуктов, которые растеклись веселыми ручейками по окрестностям и поставили под угрозу экосистему Северного Ледовитого океана.

Буквально через полтора месяца история повторилась – прохудился съеденный ржавчиной трубопровод с нефтесодержащими продуктами на Дальнем Востоке. Во второй раз экологической катастрофы удалось избежать – но таких нефтепроводов по России протянуты сотни тысяч километров. Да и не только нефтепроводов – достаточно вспомнить трагедию 2006-го года, когда в Москве рухнула крыша Басманного рынка. Погибло 68 человек. Из-за чего? Правильно, из-за ржавчины: дальнейшее расследование показало, что стальные ванты, на которых эта самая крыша держалась, коррозия успела съесть как минимум наполовину. Добавим сюда грубейшие эксплуатационные ошибки, на которые также годами никто не обращал внимание – и получим страшную трагедию, унесшую жизни десятков людей.

Причина 3. Климат

Мы неспроста поставили эту причину лишь на третье место. Как вообще климат влияет на образование ржавчины? Да очень просто. Если относительная влажность воздуха менее 60%, развивается сухая коррозия – медленно нарастание на металле окисных пленок. Если более 60 % — уже влажная или мокрая: на металле образуется тонкая пленка влаги, которая способствует его разрушению. В России климат преимущественно влажный (в Санкт-Петербурге, например, в год выпадает около 700 миллиметров осадков, в Сочи – 1 700 и больше), поэтому чаще всего мы сталкиваемся именно с этим типом коррозии. От сухого он отличается большей агрессивностью и более высокой скоростью распространения. Само по себе это не проблема – как показывает практика, металл можно надежно защитить в любых климатических условиях. Но вкупе с отсутствием контроля и стремлением на всем экономить влажный климат становится настоящей бедой.

Причина 4. Менталитет

Да-да, не удивляйтесь. Увы, но на глубинном уровне все люди устроены одинаково: они предпочитают старое новому и с трудом решаются на перемены. При чем тут коррозия? Да при том, что в мире сегодня существует множество средств надежной защиты металла от окисления. Но большинство из них так или иначе почему-то проигрывает в народном сознании старым-добрым ГФ/ПФ — стандарту удивительно дешевого покрытия. Отдельный привет хочется передать маркетологам, которые впаривают народу «супернадежные суперсоставы», помещая на их упаковки заведомо ложную информацию.

Вместо вывода

Проблема коррозии в России действительно есть, и временами она достигает угрожающих масштабов. Но если копнуть глубже, то выяснится, что не так страшна сама проблема, как отношение к ней. Достаточно наладить контроль за важными объектами, выработать стратегию их защиты и внимательнее изучить мировой рынок антикоррозионных средств, как она исчезнет – пусть и не сразу.