Как понимание типов личности помогает в обучении: часть 3

PCM может помочь в профилактике стресса и создании условий для обучения и развития через удовлетворение психологических потребностей, которые мы описали в прошлой части статьи. Также взаимодействие между учителем и детьми, общение детей между собой может стать более легким и эффективным.

На самом деле использование этих знаний облегчит взаимопонимание самих взрослых (учителей), но это пока мы оставим за рамками нашего фокуса внимания.

Давайте рассмотрим наиболее показательные ситуации, которые можно решить через понимание различий различных типов личности.

1. Взаимодействие учителя с преобладающими типами Логик и Упорный с учеником с аспектами Бунтарь, Деятель или Мечтатель.

Как понимание типов личности помогает в обучении: часть 3

Исходя из своего мировосприятия, учитель любит спокойно структурировать свои дела, много и упорно работать. Ценит рациональность, усилие и ответственность. Он естественным образом ожидает того же от учеников. И в классе есть один или несколько детей, которые упорно проявляют, как ему кажется, противодействие и саботаж. Эти дети постоянно отвлекаются, кривляются, делают провокационные шутки в сторону товарищей (Бунтарь). Или они отрыто спорят и дерзят учителю, задирают товарищей вплоть до драк, кидают вызов своим поведением и реакциями (Деятель). Учитель будет оценивать такое поведение как войну с ним – ребенок «злонамеренно» нарушает порядок и бросает вызов системе в лице учителя. Если у ребенка преобладает аспект Мечтателя, то такой ребенок будет проявлять рассеянность, часто отвлекаться и смотреть «в пустоту» (на самом деле, что-то представлять и обдумывать), бросать начатые дела и задания.

В какой-то момент конфликта взаимодействие может действительно перейти в «войну», но она не является целью ученика. В основе его поведения лежит движение к удовлетворению психологической потребности в позитивном и негативном виде: у Бунтаря – в игровом контакте, у Деятеля – в возбуждении и физической активности, у Мечтателя – в пространстве и возможности без спешки помечтать и разглядеть сложные образы в своем сознании.

Вместо «войны» учитель может пойти другим путем – дать детям то, что им надо! Сделать небольшой перерыв и дать детям отдохнуть и порезвиться, перейти на игровые формы обучения, предложить активным детям проявиться позитивно и, например, дать им возможность сделать самим выступления или презентации. Выражаясь образно, «использовать атомную энергию в мирных целях».

Я проверял эти пути на своих детях и удивлен, насколько эффективно и радостно дети восстанавливаются и берутся за задачи от взрослых и решают их! Мой сын, будучи Бунтарем в своей Базе, даже выигрывает математические олимпиады – потому что для него это стало веселой игрой и забавой! А средний сын буквально расцветает, когда к нему подходят с теплотой и лаской (в ведущем характере у него тип Чувствительный (Душевный).

2. Конфликт учителя и ребенка с типом Мечтатель.

Как понимание типов личности помогает в обучении: часть 3

Очень часто в таком конфликте взрослые (особенно у кого тип Мечтатель слабо представлен в характере) злятся и раздражаются на детей типа Мечтатель. Им кажется, что эти дети – «тормоза», что они «издеваются» над взрослыми своей медлительностью и зависающим состоянием. В действительности в стрессе человек с типом Мечтатель еще больше «отлетает» и уходит в себя. Что во взаимодействии приводит к еще большему усилению конфликта, пока взрослые полностью не «теряют» такого ребенка. При сильном стрессе Мечтатель включает палочку-выручалочку – он переходит в режим автоматического выполнения команд взрослого. Такой ребенок становится бездумным и послушным – в его мире это единственный способ сохранить отношения и сделать взрослого рядом с ним счастливым.

И если взрослый не понимает этот процесс внутри ребенка и очень хочет «вернуть» ребенку самостоятельность путем насильственного воздействия, то его ждет неудача. И в итоге – конфликт.

Если взрослый понимает особенности типа личности ребенка Мечтателя, то он может осознанно работать на удовлетворение психологической потребности ребенка. В нашем случае – это дать ребенку пространство и время для уединения и достаточно времени, чтобы тот выразил свою мысль и внутренний образ.

При этом дать возможность уединиться – не значит «бросить» ребенка или покинуть его. Ребенку принципиально важно знать и помнить, что его любят и ждут. Иначе поступок взрослого не сработает и сохранит стресс у ребенка-Мечтателя.

Попробуйте просто давать время и пространство такому ребенку и при этом будьте чуткими и внимательными к его просьбам и движениям. Тогда у вас точно получится дать ребенку возможность раскрыться и вернуться в состояние, полное сил и оптимизма. В таком состоянии ребенок в том числе сможет легче переходить на ваши аспекты личности и общаться на том «языке», который вы ему изначально предлагаете!

3. Учитель с преобладающим типом Деятель и ученик с преобладающим типом Чувствительный (Душевный).

Как понимание типов личности помогает в обучении: часть 3

Учитель с такой акцентуацией в характере склонен к вызовам и ценит запредельные нагрузки, справедливо полагая, что так мы все развиваемся и растем быстрее всего.

Ученик с преобладанием типа Чувствительный (Душевный) испытывает психологическую потребность в тепле и уюте. Это для него среда для роста и развития. Если эмоциональный комфорт нарушен, то Чувствительный ребенок хочет сначала восстановить доброжелательную атмосферу и эмоциональное состояние всех людей вокруг, а затем перейти к делу.

Если учитель не понимает особенность психологического типа ребенка, то он может усиливать давление и наращивать конфликтность ситуации. Его самого это бы вдохновило и мотивировало к действию. Чувствительный ребенок, напротив, будет глубже погружаться в стресс и становиться еще более мягким и заискивающим, внутренне преследуя цель перевести учителя в более благожелательное и доброе к нему состояние. Если участники взаимодействия упорствуют в своем поведении, то, скорее всего, взаимодействие будет ухудшаться и приведет к конфликту и взаимному разочарованию.

Таких примеров можно привести множество, и, к сожалению, я не могу в рамках данной статьи пересказать все нюансы и особенности взаимодействия с каждым типом ребенка.

Напомню, что главное здесь не знание какого-то определенного метода или знания типологии, а осознание, что:

  • мы все разные и имеем индивидуальные особенности;
  • нужно искать, пробовать и отлаживать персональные подходы к каждому ребенку, изучая его личную самобытность.

А типологии личности – это первые «костылики», пока мы не научились набирать собственные наблюдения за ребенком и использовать их в воспитании и обучении.

И в заключение хочу сказать пару слов про ошибки в использовании любых типологий. По моему опыту, люди, которые изучили какую-либо типологию и видят различия у людей, часто фанатично ратуют за то, чтобы в нашем случае учителя тотально учитывали ребенка в любой ситуации. Конфликт считается «провалом» и недоработкой того, кто должен знать типологию, кто старше и «мудрее».

В действительности люди живут многие тысячелетия без знаний о типах личности и выстраивают вполне понятные взаимоотношения. Это происходит потому, что у каждого человека, включая ребенка, есть все аспекты личности, все акцентуации. А это значит, что любой ребенок всегда может сделать усилие и переместиться на тот «этаж» восприятия, на котором находится другой человек (в нашем примере учитель или родитель). И у ребенка, как это может не показаться неожиданным в нашей культуре воспитания детей, есть своя личная ответственность за конфликт или недопонимание.

То есть все могут адаптироваться и общаться на разных «языках», соответствующих различным типам личности. Могут – не значит будут, в том числе потому, что не осознают, что могут. При этом надо понимать, что часто не будут, потому что действительно не хватает сил и состояния.

Более того, я рискну предположить, что детям в какой-то мере полезны небольшие конфликты и трудные ситуации в коммуникации, потому что это заставляет их включать разум и обучаться, побеждать, нарабатывать опыт. Во взрослой жизни им все это пригодиться, не так ли?

Поэтому не надо паниковать или впадать в расстройство от того, что в мире у людей много непонимания и конфликтов. Инструмент понимания типологии личности – это всего лишь возможность делать то, что мы делаем каждый день проще, эффективнее, осознаннее. И инструмент, который часто спасает, когда конфликт заходит слишком далеко и угроза разрушения становится слишком большой.

Поэтому я выступаю однозначно за освоение любых знаний и способностей, которые помогают людям более действенно строить отношения, собирать свое внутреннее состояние, а также избегать стресса. И обучаться можно спокойно, «без фанатизма», исследуя и проверяя в жизни новые модели и способы действовать.

Посмотрите прямо сейчас: что вы можете улучшить в вашем взаимодействии с ребенком таким образом, чтобы вы оба выиграли и стали более эффективными и счастливыми? Каковы ваши личные мысли относительно того, как сделать вашу совместную жизнь качественнее?

Автор статьи: Михаил Степанов, психолог, сертифицированный коуч, бизнес-тренер, исследователь, автор блога в Instagram.