Михаил Гуров: «Я никогда и никуда не опаздываю» | Академия Минпросвещения | Яндекс Дзен

Михаил Гуров: «Я никогда и никуда не опаздываю»

На восьмом, заключительном вебинаре курса «Навыки будущего для учителя настоящего» 24 февраля на вопросы Алихана Динаева, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России – 2018», ответил Михаил Гуров, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2020», учитель математики из Ростова-на-Дону. Приводим его ключевые тезисы.

Михаил Гуров: «Я никогда и никуда не опаздываю»

О новых технологиях

На своих уроках Михаил Гуров применяет передовые программные комплексы со средствами визуализации. Один из любимых – Wolfram Mathematica. «Хотелось бы, чтобы такие комплексы активнее внедрялись, и это дало бы толчок к развитию математического и инженерного образования», ‒ считает он.

Но бывает и так, что учитель не одобряет использование его учениками технических средств, и в их числе – Photomath. Если навести камеру телефона, например, на уравнение, приложение моментально показывает не только верный ответ, но теперь еще и полное решение. Так что Михаилу Гурову иногда самому приходится обращаться к Photomath, чтобы определить, не воспользовались ли подсказкой его ученики.

Как и другие учителя, в период пандемии на дистанционных уроках он использовал различные системы видеоконференций – Zoom , Discord , Skype и хотел бы видеть среди них не только зарубежные, но и отечественные разработки – в частности, «Сферум», внедряемый Министерством просвещения.

О результатах для будущего

Школа помогает детям определить, какие навыки и какие профессии окажутся востребованными в будущем. По мнению Михаила Гурова, если мы хотим жить в высокоразвитом технологичном мире, нужно уделять особое внимание изучению фундаментальных наук, прежде всего математики.

«Иногда математиков воспринимают как людей в очках, которые занимаются тем, что не имеет практического значения. Но на самом деле в математике нет мертвых результатов – фундаментальные науки работают на очень отдаленную перспективу. Пройдет двадцать или сто лет, и результаты, полученные дядями и тетями в очках, будут неимоверно востребованы», ‒ уверен Михаил Гуров.

Сам же учитель, по его мнению, должен быть ориентиром для своих учеников. Роль единственного источника знаний он уже потерял, но зато на него возлагается роль психолога, воспитателя и проводника ценностей. Он должен понимать, что ждет детей в будущем, и готовить их к полноценной жизни в социуме.

О математике для всех

Конечно, любой учитель – это в первую очередь серьезный специалист в своем предмете. Если учитель математики является таким специалистом, он осознает связь между элементарной школьной математикой и математической наукой. Именно это позволяет ему убедить детей, что математика – важный и нужный предмет.

Другой вопрос, что многие дети считают себя гуманитариями и отказываются изучать математику, говорят, что она им не нужна. Так что учитель должен уметь мотивировать любого ученика на изучение сложных наук. Свои методики, помогающие создать такую мотивацию, Михаил Гуров продемонстрировал на вебинаре.

О научной работе школьников

Зачастую интерес детей к тому или иному предмету связан с личностью учителя – многое зависит от его педагогического таланта, навыков, компетенций, умения вовлечь детей в учебный процесс. Но, увлекаясь наукой, ребенок должен выходить за рамки школы, считает Михаил Гуров, и для этого существует множество ученических конкурсов, конференций, выездных смен. В их числе конкурс с государственной поддержкой «Большая перемена», научные смены в «Сириусе».

Каждый ребенок должен попробовать внести свой вклад в науку. Даже если эта попытка не приведет к серьезным результатам, она поможет ему взглянуть на школьную дисциплину под другим углом, даст возможность понять всю глубину науки, ее прикладные аспекты, значимость, важность и широту. Применительно к математике понятие «широта» особенно важно – ведь эта наука настолько разрослась, что всю ее освоить нельзя, можно быть только специалистом в той или иной узкой области.

О повышении квалификации

Недавно Михаил Гуров прошел онлайн-курс повышения квалификации на тему «Психологическая диагностика». Свой выбор он объясняет тем, что сегодня учителю очень важно владеть психологическими приемами работы с детьми поколения Альфа (родившимися после 2010 года). Эти дети с рождения на «ты» с гаджетами, у них снижена концентрация внимания, поэтому учителю нужно прилагать особые усилия, чтобы объяснить им сложный материал.

Один из инструментов, в этом помогающий, – создание незавершенных гештальтов, ситуаций, когда дети уходят с урока неудовлетворенными, понимая, что учитель им что-то недосказал. Тогда они начинают его разыскивать в социальных сетях и задавать уточняющие вопросы.

О самой полезной книге

Отвечая на вопрос, какую книгу, по его мнению, следует прочитать каждому учителю, Михаил Гуров порекомендовал «Эксперимент продолжается» знаменитого педагога Виктора Федоровича Шаталова. В этой книге объясняется, как при изучении материала сформировать у ребенка «скелет» из «опорных сигналов». Если учитель преподает предмет в строгой логике формирования этого «скелета», ученику будет проще разобраться в любой теории.

Каждый школьный предмет состоит из слоев, считает Михаил Гуров, и, не сформировав один слой, нельзя приступать к формированию следующего. Ни одна наука не может быть освоена лишь с помощью заучивания, и книга «Эксперимент продолжается» ярко это демонстрирует.

О человеческих качествах

На вопрос о трех наиболее полезных качествах, которые ему свойственны, Михаил Гуров ответил так: «Первое качество – способность отстраниться от внешнего мира. Решая серьезную задачу, я могу отстраниться даже от семьи и друзей. Второе качество – это работоспособность. Если передо мной поставлена задача, она будет выполнена, а до этого я не смогу ни спать, ни есть, ни заниматься чем-то другим. Третье – моя дичайшая пунктуальность. Я никогда и никуда не опаздываю».

О профессии учителя

Завершая вебинар, Михаил Гуров отметил, что профессию учителя часто называют непрестижной. Но люди все же приходят в эту профессию по зову сердца. Тем, кто хочет связать свое будущее с преподаванием, он пожелал не заглушать этот зов – ведь государство взяло курс на поддержку учителей и повышение их престижа в обществе.

«Уважаемые коллеги, не сворачивайте с выбранного пути и, конечно, получайте удовольствие от своей работы», ‒ сказал победитель конкурса «Учитель года России – 2020».