Почему детям сложно работать в парах и группах

Представьте, что учитель географии попросил учащихся в парах написать список возможных причин изменения климата. С какими сложностями столкнутся дети? Вот лишь несколько: отсутствие (малочисленность) идей, будут стесняться заговорить с соседом по парте (такое тоже бывает), будут отвлекаться на обсуждение посторонних вещей, в классе будет слишком шумно, будут только создавать видимость обсуждения, так и не запишут ничего в тетрадь, не смогут представить классу результаты обсуждения.

Почему детям сложно работать в парах и группах

Рассмотрим каждую из перечисленных ситуаций и возможные сценарии ее решения:

Отсутствие (малочисленность) идей

Что делать: это, конечно, проблема учителя, который заранее не позаботился об «информационной поддержке» либо дал задание, к которому дети не готовы (не проходили, недостаточно хорошо осведомлены, не заинтересованы в проблеме и др.).

  1. Убедитесь, что детям это интересно. Сформулируйте вопрос для обсуждения так, чтобы он был понятен и ценен для ребенка.
  2. Обеспечьте обучающихся информацией: ссылки на Интернет-источники, страницы в учебнике, материалы в РЭШ, распечатайте статьи и т.д.

Будут стесняться заговорить с соседом по парте

Что делать: к сожалению, школьники, не приученные к парной работе, совсем не умеют общаться формально – не для решения бытовых задач, а для конструктивной познавательной деятельности. Удивительно, но помочь могут простые опорные фразы и разговорные клише. Напишите их на доске, выведите на экран или распечатайте. Например:

  • Мы должны обсудить и …
  • Давай начнем с …
  • Почему бы не включить в список …
  • Что ты скажешь, если мы …
  • Давай обсудим еще … . и т.д. по ситуации.

Будут отвлекаться на обсуждение посторонних вещей

Такое поведение возможно в нескольких случаях:

  1. Задание просто не интересно (см. выше);
  2. Инструкция учителя непонятна (что именно нужно сделать и что в результате должно получиться);
  3. Выполнение задания не проверяется (в результате обсуждения учитель не просит каждую пару отчитаться, а раз отчитываться не нужно, то можно и не делать).

Что делать: давайте максимально четкие инструкции (обсудить – что?, записать – где? в каком виде? сколько пунктов?, рассказать – по какому плану? кому?). Всегда спрашивайте ребят, что получилось, иначе это задание – пустая трата времени.

В классе будет слишком шумно

Что делать: ничего не делайте! Если все заняты делом и обсуждают проблемный вопрос, то 10 минут рабочего шума – это прекрасно. Однако будьте с детьми. Не стоит безразлично сидеть на стуле и заполнять ЭЖД. Подходите к парам, «подслушивайте», реагируйте на обсуждение.

Будут только создавать видимость обсуждения

Что делать: смотри предыдущий пункт. Сознательность у школьников еще невелика. И даже интересное задание можно выполнять кое-как, если уже седьмой урок, хочется есть и вообще весна. Будьте участником обсуждения, давайте комментарии, обсуждайте вместе, делайте заметки об услышанном в свой блокнот, а затем обсудите их фронтально.

Так и не запишут ничего в тетрадь

Что делать: эта сложность также связана с недостаточно четкими инструкциями. Объясните, что именно должны сделать дети.

Не смогут представить классу результаты обсуждения

Что делать: это частое затруднение. К сожалению, даже в старших классах многим школьникам сложно построить самостоятельное монологическое высказывание, обобщить результат, сделать выводы. Дайте им простой план ответа:

  • Мы обсуждали …
  • Вот, что нам удалось выделить в качестве причин …
  • Мы пришли к выводу, что …

Это поможет детям структурировать свои мысли и устно оформить результаты обсуждения.

Важно, что эти правила работают на всех предметах. Не стоит надеяться, что учитель географии сам научит детей эффективно работать в парах и группах. Все учителя всех предметов должны следовать этим простым правилам для достижения наилучших результатов.