9 кругов ада, которые я прошла на старте. Как запустить бренд женской одежды с нуля и совершить кучу необязательных ошибок.

Сегодня я успешная бизнесвумен. Продаю женскую спортивную одежду и владею двумя производствами: в Москве и в Питере. За несколько лет я прошла длинный путь от женщины, которая никогда не сталкивалась с бизнесом и не имела знакомых в этой сфере, до той, кто сама может многому научить. Мой первый год в предпринимательстве я запомнила на всю жизнь. Удивляюсь, я смогла найти в себе силы пережить все это.

О том, почему я пошла в бизнес

Свое дело я начала поздно. До этого 9 лет проработала в найме. Мне пришлось переехать из Москвы в Петербург, где я надолго обосновалась в офисе Деловых Линий. Я страдала и стагнировала. Мне было очень больно осознавать, что я трачу жизнь на кого-то, и совсем не развиваюсь. Но бизнес-идеи ко мне не приходили, да и страшно было начинать свое – опыта нет, знакомых тоже.

Для поддержания физической формы я ходила на аэростретчинг. Это комплекс упражнений по растяжке на подвесных гамаках. Заниматься было неудобно: штаны цеплялись за гамак, а майка задиралась, и оголяла тело. Но не все в группе страдали от этого. Была девушка в изящном обтекаемом комбинезоне, который она сшила себе сама.

9 кругов ада, которые я прошла на старте. Как запустить бренд женской одежды с нуля и совершить кучу необязательных ошибок.

Мы разговорились, и я замотивировала ее начать совместное дело. Девушка умела отлично шить, кстати, сейчас она руководит моим цехом в Санкт-Петербурге. Мы выпустили первую коллекцию облегающих комбинезонов. В производство я вложила личные 300 000 рублей. Если б я знала, какой тернистый путь мне предстоит, я бы точно засомневалась. А стоит ли начинать?

О 1-ом круге ада – собственном производстве без продаж

Любое рабочее место нужно обеспечивать нагрузкой. Бизнес строится как машина, в которой нет лишних запчастей, и любая из них должна работать по максимуму. Я тогда об этом не подозревала и сразу посадила работать наемную швею – создала производство. О нас никто не знал, заказов не было, что именно востребовано, тоже было не ясно. Лучше было сперва вложиться в рекламу, а производство вести по договоренности на аутсорсе до выхода на обороты от 1 000 000 рублей.

О 2ом круге ада – отсутствии бизнес-контактов

После старта бизнеса я быстро впала в депрессию. Я не понимала, что я делаю правильно, а что нет? Куда мне двигаться дальше? Это нормально для молодого предпринимателя терзаться такими вопросами. Лучше всего, когда рядом есть опытный коллега, который поговорит с вами, успокоит и поддержит. А еще лучше, если даст ценный совет. Не стесняйтесь спрашивать совета у экспертов в вашем деле. В крайнем случае, купите консультацию у практикующего бизнесмена.

9 кругов ада, которые я прошла на старте. Как запустить бренд женской одежды с нуля и совершить кучу необязательных ошибок.

О 3ем круге ада – страхе делегирования

О, это очень распространенный страх! Лично у меня он появился из-за желания сэкономить. Я все пыталась вести сама: операционку, планы развития, заказ сырья и маркетинг. В итоге везде недорабатывала и теряла еще больше денег, чем могла бы. Сейчас в моей команде 25 человек. У каждого есть прописанная зона ответственности. Так что «один в поле не воин», это про бизнес.

О 4ом круге ада – экономии на качественных промо-материалах

В первый год работы я экономила на всём. Ради классных фото для Instagram, я созвала стройных подруг и пригласила фотографов, которые соглашались провести фотосессию «за репутацию». В результате у меня были неплохие, но «непродающие» фото. Качественные фото должны показывать достоинства одежды. Мои показывали испуганных девушек без фантазии и в похожих позах.

На Wildberries более 6000 брендов, и читать конкретно про вас никто не будет. Фото должно вызывать яркую подсознательную эмоцию на покупку. Я сменила стратегию и наняла моделей и известного фотографа. Потратилась, но это окупилось – продаж стало намного больше.

9 кругов ада, которые я прошла на старте. Как запустить бренд женской одежды с нуля и совершить кучу необязательных ошибок.

О 5ом круге ада – сезонности спроса

Когда вы ограничены в средствах, это становится крайне актуально. Я выпустила партию купальников в августе. Они пользовались спросом, но не таким большим, как мне хотелось. Товар распродать не удалось, и деньги на заказ нового сырья ушли из оборота. Конец. Сейчас у меня 4 направления, и я очень хорошо понимаю сезонность каждого товара. Пример: новые коллекции спортивных комбинезонов выходят в марте и ноябре, как раз перед пиком продаж.

О 6ом круге ада – работе с одним поставщиком

Сегодня у меня 4 поставщика – два итальянских и два российских. Если один из них меня подводит по срокам, я обращаюсь к другому. Когда я начинала, поставщик был один. Очень классный. Но однажды, он меня подвел, и я была вынуждена срочно искать замену, а это стресс и финансовые потери.

О 7ом круге ада – неграмотном ценообразовании

Я долго продавала по «неправильным» ценам. У меня сформировались постоянные покупатели. В один момент, я поняла, что не закладываю в цену амортизацию производства и капитальные расходы. А тут, как назло, упали продажи, нужно было срочно делать систему скидок. Но какие скидки, когда и так торгуешь дешевле, чем нужно? Пришлось сперва сильно повышать цену, а потом делать небольшие скидки. Я словила справедливую волну негатива от покупателей.

9 кругов ада, которые я прошла на старте. Как запустить бренд женской одежды с нуля и совершить кучу необязательных ошибок.

О 8ом круге ада – не анализировать рекламу

При работе с Instagram лучше всего использовать таргетированную рекламу. По ее результатам можно проверить гипотезы на разную аудиторию и понять, есть ли интерес и конверсия в продажи. Вряд ли угадаете с первой попытки, так что настраивать по результатам предыдущего теста всё равно придется.

Второй вариант – работать с блогерами. Тут уже важно четко понимать, подходит ли вам их аудитория. Я часто составляла неправильные технические задания и обращалась к неподходящим людям. Деньги тратились, а пользы было мало.

О 9ом круге ада – не верить в себя

В 90% случаев ваши сомнения беспочвенны и легко разрешимы. Я далеко не предприниматель «от Бога», не имею полезных связей и собрала весь комплекс ошибок новичка. Тем не менее мне удалось создать успешный бизнес. Главное – верьте в себя и в то, что вы делаете. Результат точно будет.