9 subscribers

Препресс – технологические этапы

Препресс – технологические этапы

Препресс, пре-пресс или допечать (от англ. Prepress ) – допечатная подготовка. Иными словами, это комплекс работ, предшествующий процессу печати. Вообще, этапы изготовления полиграфической продукции делят на: издательскую деятельность → допечатную подготовку собственно печать постпечатную обработку.

Полиграфия не стоит на месте и оборудование и софт (программное обеспечение) и, в целом, технологии постоянно совершенствуются. Профессии видоизменяются, исчезая целыми пачками, а иногда появляются новые. Тем не менее, задачи, объединённые термином препресс остаются в целом неизменными.

Поскольку полиграфическая продукция достаточно разнится отличаются и технологии её производства. Для примера, изготовление детских книг – это не то, что изготовление журналов. Производство упаковки, скажем, для мишек «Барни» – это не то, что изготовление упаковки для подгузников. А в последние годы в полиграфию стремительно ворвалась цифровая печать, со своими особенностями и нюансами.

Но давайте более подробно рассмотрим собирательный образ современного полиграфического производства, с более детальным освещением тех процессов, которые послужили названием статьи, а именно допечатной подготовке. И так, какие этапы проходит продукт от идеи до товара на полке магазина.

Издательская деятельность

Рис. 1. Вёрстка издания.
Рис. 1. Вёрстка издания.
Рис. 1. Вёрстка издания.

Идея продукта формулируется маркетологами, далее дизайнеры визуализируют данное ТЗ (техническое задание), как правило в нескольких концептах. Если компания давно существует на рынке, то, как правило, визуализация происходит по некоторым устоявшимся правилам. Набор этих правил сформулирован и зафиксирован в специальных документах: в России их называют бренд буками (от анг. Brand book ), а западные партнёры называют их guide или Style guide .
После доработки и принятия концепции материалы поступают на обработку верстальщикам или дизайнерам-верстальщикам. Немного поясню за дизайнеров-верстальщиков. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, не требуется создания продукта с нуля и дорогостоящие маркетинговые исследования не проводятся, а просто вносятся правки в существующие концепты или даже макеты. Для этого не нужен крутой креатив и вполне достаточно специалиста, который может красиво расставить объекты на полосе, а также обладает определённым набором технических знаний. По тому же пути идут и более мелкие компании.
Конечный результат работы издательства – это макет издания. Он должен существовать в одном из форматов файлов, принимаемых типографией в которой планируется изготовление печатной продукции. Добавлю, что кроме «правильного» формата файла макет должен соответствовать техническим требованиям типографии (ТТТ).

В последние годы оборудование в купе с программным обеспечением взяло на себя львиную долю работ по согласованию технических параметров, входящих в понятие ТТТ. Поэтому квалификации дизайнера-верстальщика, как правило, хватает. Однако в некоторых случаях макет предварительно может поступать на доработку в препресс бюро. Примерно с начала нулевых по 2008 г., когда в России наблюдался издательский бум, многие крупные журнальные издательства и издательские дома пользовались такой схемой. Ныне же этой схемой пользуются крупные заказчики упаковки. Уместно задать вопрос, почему бы крупному заказчику не создать при себе службу допечатной подготовки и тем самым сократить траты на препресс? Видимо, это связано с разделением ответственности или по-научному – разделение рисков. Кто «накосячил» – тот и платит.

Этапы препресс

Ещё раз, задача препресс бюро сводится к адаптации макета к техническим требованиям типографии (ТТТ). По сути с этой стадии и начинается препресс. Приведение макета к ТТТ – есть начальная стадия допечатной подготовки. Эта стадия не имеет чёткой локации и может выполняться как силами издательства или препресс бюро, так и силами самой типографии. Но настоящий препресс происходит в типографии.

Предварительно работники типографии проверяют поступившие в работу файлы. Важно не только «заценить» файлы на соответствие ТТ типографии, но и проверить наличие, либо сделать (зависит от договорённостей) такие важные элементы препресс как:

  • цветокоррекция и цветоделение изображений;
  • треппинг;
  • вычитка текста (корректура текстов) [юридическая информация и соблюдение авторских прав] ;
  • порядок наложения красок (особенно важно для флексо- и высокой печати [ротогравюра]);
  • соответствие чертежам, если речь идёт об упаковке;
  • файлы для постпечатной обработки (тиснение, конгрев, выборочное или иное лакирование, вырубка);
  • вывод контрактной цветопробы, при необходимости.
Рис. 2. Вывод цветопробы.
Рис. 2. Вывод цветопробы.
Рис. 2. Вывод цветопробы.

Если замечаний не найдено, либо они ничтожны, то макеты завёрстываются в спуски. Для этого существует большое количество программ. Наиболее популярны: PrePS , SignaStation , Indesign , Illustrator . Для всех этих программ в качестве исходников могут выступать (PS , PDF )-файлы, выведенные с макетов, но Indesign и Illustrator позволяют работать непосредственно с макетами. Спуски раскладываются по-тетрадно и соответствуют параметрам печатной машины на которой тираж будет работаться. Утверждённые электронные спуски полос выводятся на пластины, как правило, по технологии CtP , если речь идёт об офсетной печати, либо на формы для флексопечати, либо гравируются цилиндры для высокой печати (ротогравюра).

Рис. 4. Рисунок сделан выборочным лаком.
Рис. 4. Рисунок сделан выборочным лаком.
Рис. 4. Рисунок сделан выборочным лаком.

Собственно, на этом допечатная подготовка макетов заканчивается. Следующий этап – это печать. Далее следует постпечатная обработка и передача готовой продукции заказчику. Если речь идёт о печатных изданиях (книжно-журнальной продукции), то в постпечать входит фальцовка, брошюровка, обрезка. Также могут присутствовать и операции улучшающие внешний вид изделий, например, тиснение, конгрев, припрессовка, выборочная лакировка, вырубка. Для упаковки свой, несколько иной, жизненный путь. Из типографии упаковка отправляется на фабрику изготавливающую продукт, требующий упаковки. Если речь идёт об упаковке конфет, то это кондитерская фабрика.

Рис. 5. Готовая продукция.
Рис. 5. Готовая продукция.
Рис. 5. Готовая продукция.

Далее, упакованный продукт, через логистические центры попадает на полки магазинов. Вот и весь препресс.

Оригинал статьи на сайте «Полиграфия глазами допечатника» [doPRESS].