Конец российской архитектуры или #москваненавсегда.

13 January

Смотрел в ютуб-блоге «Редакции» фильм про панельные дома в российской истории. 

Глубокомысленные (и не всегда глупые) комментарии давал архитектор, чьи работы  служат у меня на лекциях образцом безвкусного строительства начала двухтысячных.  

И так он хорошо говорил, и рубашечка белая прибавляла образу демократического флёра, а у меня перед глазами стояли торговые центры, похожие  эстетикой своей на задворки вокзальных складов. 

Нет, никуда не делась лужковская эпоха. 

Собянин закономерно продолжает внедрять вентилируемые фасады и прочие изыски временной архитектуры. Все улучшения на московских набережных и бульварах - неизбежное следствие инвестиций в девелоперский бизнес в центре города. Если вложить чуть-чуть денег в бульвар, то дома вокруг неизбежно подорожают. 

Но текущий правитель РФ не отрекомендовал себя архитектурном стилем. Нет ничего в современной архитектурной стилистике, что характеризовало бы нынешнее государство. 

Мужчина в бурке под видом князя Владимира или ржевский солдат  насаженный на мачту электропередач - довольно посредственные образчики художественного формотворчества. 

В случае с российским зодчеством или монументальным строительством подкупает общественное бесстрастие и полное отсутствие активной позиции критиков и экспертов. 

Задача искусствоведа указать, где именно «красиво», а где наличествуют очевидные провалы в реализации. И хотя возводимые за текущие 5-7 лет постройки просты для формальной критики даже студентам-искусствоведам  первых курсов, профессиональное сообщество будто не видит убогости Московского строительства. 

Можно молчать о несовершенстве политической системы, можно не замечать как город превращается в набор пластмассовых декораций, можно игнорировать исторический контекст окружающей среды. Разумеется страдания специалистов, скрытые деликатным отношением к власти никак не повлияют на текущее состояние дел. И, конечно же, девелоперский аппетит неизбежно поглотит остатки здравого смысла. 

В этом месте статьи, читателю (если он дожил до этой части) следует предоставить иллюзию катарсиса, за которым должна следовать надежда. 

«Мы, конечно, ещё полетим к звёздам, а наша архитектура неизбежно приблизится к стандартам общемирового зодчества». 

Но нет. 

Надежды не будет. 

Равнодушие буквально всех социальных страт нашего общества не оставляет возможности для Ренессанса. 

Чтобы что-то создавать, надо уметь чувствовать и переживать. Наивно ждать от населения нашей страны незапланированных общественных реакций. Наступила эпоха Согласия. Все согласны с любой глупостью, спущенной сверху. 

Это род сна. 

Немного страшного, но неизбежного для нездорового человека. 

Сон общественного разума породит ещё много чудовищ и химер в архитектуре и монументальном искусстве, но проснуться после этого кошмара будет дано не всем.  

Конец российской архитектуры или #москваненавсегда.