Действия лётчиков признали грамотными, но подвиг засекретили.

19k full reads
21k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
МиГ-23 УБ
МиГ-23 УБ
МиГ-23 УБ

О подвиге лётчиков Гелия Куркая и Виктора Новикова, совершённом без малого 50 лет назад, сегодня напоминает лишь небольшая стела на территории иркутского авиазавода, сегодня это - Иркутский авиационный завод (ИАЗ) – филиал ПАО «Корпорация «Иркут».

Чрезвычайное происшествие в небе над Иркутском сначала засекретили, а потом сделали всё, чтобы о нём, если не забыли, то знали, как можно меньше.

В городе нет улиц с именами лётчиков-героев, а при названии скверов власти предпочли другие варианты, в итоге даже работники авиазавода, особенно молодые, толком не знают, за что увековечены имена летчиков Куркая и Новикова, правда, скромно, лишь на территории режимного предприятия.

Памятник  лётчикам  - героям на территории предприятия.
Памятник лётчикам - героям на территории предприятия.
Памятник лётчикам - героям на территории предприятия.

О том, что случилось в небе над Иркутском 8 июня 1972 года, общественность узнала много лет спустя во многом благодаря журналистам Олегу Суханову и Михаилу Денискину.

ЧП было связано с заводскими испытаниями самолёта Миг-23 УБ, являющимся учебно-тренировочным вариантом многоцелевого истребителя третьего поколения Миг-23. Важной отличительной частью машины от предыдущих считался среди прочего двухместный вариант кабины.

Опытный самолет «23-51/1» Фото: авиару.рф
Опытный самолет «23-51/1» Фото: авиару.рф
Опытный самолет «23-51/1» Фото: авиару.рф
Первый полет на двухместном самолёте нового типа (изделие «23-51») в апреле 1969 года выполнил летчик- испытатель М. Комаров. Через год завершились государственные испытания, и машину приняли на вооружение и передали для серийного производства иркутскому авиазаводу. За восемь лет предприятие выпустило 1008 машин, одной из которых не суждено было попасть к месту назначения.
Декабрь 1970 года. Первый серийный МИГ -23 УБ Иркутского авиазавода Фото: авиару.рф
Декабрь 1970 года. Первый серийный МИГ -23 УБ Иркутского авиазавода Фото: авиару.рф
Декабрь 1970 года. Первый серийный МИГ -23 УБ Иркутского авиазавода Фото: авиару.рф

События 8 июня 1972 года восстановили поминутно.

Погода была лётная даже для гражданских судов: солнечно, температура воздуха +24С, видимость —10 километров.

В 14 часов 22 минуты. МиГ-23 УБ с радиопозывным «477-й» поднялся в воздух. В кресле командира экипажа — старший летчик-испытатель 1-го класса Гелий Куркай.

Гелий Куркай. Фото из открытых источников
Гелий Куркай. Фото из открытых источников
Гелий Куркай. Фото из открытых источников

Выписка из лётной книжки. "Гелий Михайлович Куркай, летчик-испытатель первого класса, родился в 1930 году, окончил Борисоглебское военное училище лётчиков, специальную профессию получил в школе лётчиков-испытателей в 1960 году, в авиационной промышленности с 29 июня 1959 года, приказ N 663". Общий налёт 3261 час, из них 2216-испытательные (уже здесь на МиГ-23УБ налетал 163 часа и 44 минуты)

Второй пилот – лётчик-испытатель 3-го класса Виктор Новиков.

Виктор Новиков.Фото из открытых источников
Виктор Новиков.Фото из открытых источников
Виктор Новиков.Фото из открытых источников

Выписка из лётной книжки.

«Виктор Федорович Новиков, лётчик-испытатель третьего класса, родился в 1941 году, окончил Харьковское высшее военное авиаучилище летчиков, в авиапромлышенности с 1968 года. Обучался, в школе лётчиков-испытателей лётно-исследовательского института (ЛИИ)."

Плановое задание экипаж выполнил полностью. При возвращении на аэродром из зоны полётов сменился ветер, и диспетчер задал другой посадочный курс —со стороны города.

В 15 часов 19 минут самолет выпустил шасси, командир доложил диспетчеру: «Я 477-й, на прямой. К посадке готов». Высота полёта составляла 325 метров, расстояние до посадочной полосы 3,5
километра. В этот момент двигатель перестал подчиняться пилотам.

Первый лётчик – второму: «Что за с...?.. Максимальные обороты!»

Немногочисленные очевидцы рассказывали, что истребитель летел слишком низко над городскими кварталами.

15 ч. 22 м. 25 сек. Второй летчик – первому:
«Скорость – 300». 15 ч. 22 м. 27 сек. Первый летчик: «Полностью обороты, с...!»
12 ч. 22 м. 30 сек. Первый летчик: «Сейчас мы где-то п...» (Упадем.)

Впереди – здание цеха высотой почти 11 метров.
Лётчикам удалось заставить самолет чуть-чуть
приподняться.

12 ч. 22 м. 34 сек. Первый летчик: «Ах, ..! Перетянуть бы!»

12 ч. 22 м. 35 сек. Второй летчик — первому: «Сигаем?»

12 ч. 22 м. 36 сек. Первый: «Погоди, ни ...!»

Это были последние слова лётчиков – испытателей.

Шасси истребителя задели крышу заводского цеха, потом срубил верхушки тополей, перевернулся и врезался в землю. Ценою жизни лётчики уберегли часть городских кварталов, спасли от разрешения заводские корпуса, в которых в это время находилась рабочая смена, двумя словами – совершили подвиг.
Испытатели 125- го Иркутского авиационного завода. 1968 год. Третий справа в первом ряду  - Гелий Куркай. Фото из архива Л. Чеснокова
Испытатели 125- го Иркутского авиационного завода. 1968 год. Третий справа в первом ряду - Гелий Куркай. Фото из архива Л. Чеснокова
Испытатели 125- го Иркутского авиационного завода. 1968 год. Третий справа в первом ряду - Гелий Куркай. Фото из архива Л. Чеснокова

Специальная комиссия в ходе расследования чрезвычайного происшествия признала действия лётчиков – испытателей грамотными.

По неподтверждённой информации, первый секретарь Иркутского обкома КПСС Николай Банников и руководство авиазавода написали бумаги о представлении Гелия Куркая к званию Героя Советского Союза, Виктора Новиков – к ордену Красной Звезды. В Москве подвиг иркутских лётчиков не оценили, или недооценили. Якобы против звания Героя сыграло в том числе семейное положение Куркая, он был женат второй раз. В итоге Гелия Михайловича и Виктора Новикова наградили орденами Красного Знамени (посмертно).

Понравился материал - ставим лайк и подписываемся на канал "Планета Сибирь"