46 subscribers

E-commerce в России

В момент резкого скачка доллара рынок E-commerce существенно просел.

Какие маркетплейсы продолжают работать в Китае с российскими бизнесменами?

Как оплатить товар в Китае, способы?

E-commerce в России

Геополитический кризис оказал серьезное влияние на трансграничную электронную торговлю, при том, что общий объем интернет-покупок в России увеличился в первом квартале 2022 года, ввиду желания россиян закупиться впрок, объемы покупок на иностранных маркетплейсах снизились на 51 процент по отношению к прошлому году. В связи с серьезными изменениями в привычной экономической картине актуальной проблемой сегодня является обзор текущих реалий E-commerce бизнеса России из Китая и оценка дальнейших перспектив его развития.

Серьезное влияние на спад трансграничной электронной торговли оказал резкий скачок курсов основных валют в марте. С российского рынка ушло множество электронных интернет-площадок, в том числе AMAZON и eBay. По факту в настоящий момент из крупных маркетплейсов в России остался только AliExpress, да и там наблюдается ряд проблем с оплатой из-за санкций. Изначально сложностей с переводами китайским партнерам не было, карты Visa и MasterCard, выпущенные в России, были доступны для списания средств, в настоящий момент с переменным успехом работают только карты UnionPay, возможны переводы с расчетных счетов ИП через несанкционные банки. Также AliExpress анонсировал возможное закрытие для Российских пользователей глобального приложения, вместо которого будет доступен только AliExpress Россия. Это подразумевает то, что покупатель больше не будет заказывать товар напрямую из Китая, российская площадка самостоятельно будет завозить продукцию и продавать только то, что есть на российских складах. В свете того, что с платежами возникают сложности набирает популярность сервис посреднических расчетов, он проявляется в любых очертаниях, начиная с серых, «товарищеских» схем, когда покупатель передает сумму в рублях с расчетом комиссии посреднику, проживающему в Китае, который покупает на указанную сумму карту магазина и передает пароль от нее российскому предпринимателю, заканчивая вполне легальными системами взаиморасчетов. Так СДЭК имеет посредническую компанию, зарегистрированную в одной из дружественных стран СНГ, которая по документам не аффилирована с российскими юр. лицами, тем самым не имеет препятствий для проведения взаиморасчетов в валюте, что позволяет предлагать клиенту сервис по оплате поставщику за совершенные покупки.

Параллельный импорт спасет ситуацию?

Стоп в электронной торговле также был спровоцирован поддержкой многими известными брендами санкций против России, в настоящий момент в целях избежать просадки рынка по критическим категориям товаров в стране, был легализован параллельный импорт, эта мера должна оживить рынок E-commerce из Китая в Россию, тем более что по факту Китай - это практически единственный путь поставить в Россию высокотехнологичные товары: микрочипы, оборудование, бытовая техника, отметим, что импорт именно этой категории товаров из Китая выделяется в настоящий момент среди прочей структуры импорта. Впрочем потенциал развития малого и среднего бизнеса с помощью легализации параллельного импорта имеется, так например с полок магазинов не пропадут брендовые товары, при этом их реализация не будет сосредоточена в руках одного дистрибьютера, что даст основу честной конкуренции.

Логистика. Что изменилось.

Стоит отметить, что в текущих реалиях AliExpress и «дешево» - уже давно не синонимы, с учетом прошлых скачков курса и ежеквартального подорожания стоимости доставки порой цена товара в Китае и у российского поставщика не сильно отличается. С учетом увеличившихся сроков доставки покупка товара в Китае не всегда оправдана. В целом же геополитический кризис, конечно, сказался на логистических процессах между Китаем и Россией, но не остановил движение товаропотока, а скорее спровоцировал развитие новой инфраструктуры: так открываются новые пограничные переходы, не лучшая ситуация на рынке авиаперевозок заставляет в большей степени использовать авто и ЖД-доставку. Порты Владивостока взамен ушедшим компаниям потихоньку осваивают китайские перевозчики. Новороссийск в настоящий момент в меньшей степени загружен, чем Дальний Восток, тем не менее после некоторого времени практически полного простоя возвращается к привычной жизни. Однако, как было отмечено ранее, в настоящий момент большую популярность приобретают именно автомобильные и железнодорожные маршруты ввиду более оперативных сроков доставки.

Беспошлинный порог был повышен, обнулены ставки более чем на 1000 кодов ТН ВЭД

В целях поддержать импортеров были обнулены ставки ввозных таможенных пошлин более чем на 1000 кодов ТН ВЭД, в том числе на товары критического импорта, а также повышен порог беспошлинного ввоза до 1000 Евро и 31 кг, что дает предпринимателям дополнительные возможности оптимизировать издержки.

E-commerce диджитализируется.

Сервисы электронной торговли в Китае становятся более ориентированы на внимание пользователя, тем самым, устраняя главный недостаток маркетплейса перед точкой офлайн торговли – это вербальный контакт с покупателем, так многие магазины приглашают известных блогеров, которые снимают обзор на выбранную категорию товара и рассказывают о ней на странице магазина, что весьма эффективно и заслуживает внимания российских ретейлеров и владельцев торговых площадок, так как в настоящий момент в России маркетплейс – это все же только магазин, тогда как в Китае – это и социальная сеть, и платежный инструмент и т.д.

Основные советы

1. Не заказывайте трендовые, сезонные товары в Китае.

Тренд – это ограниченный период времени повышенного спроса на товар, после которого как правило, наступает рецессия, вплоть до полного исчезновения товара с рынка, так, например, было со спиннерами, антистрессами, поэтому, если не попасть в промежуток популярности, в дальнейшем можно просто потерять деньги на закупке и доставке товара. В текущих реалиях, с учетом того, что в Китае все еще возникают вспышки Covid-19, и страна соблюдает режим жестких ограничений, периодически закрываются на карантин заводы, логистические центры – все это затягивает срок доставки, плюс загруженность российских портов, в совокупности эти факторы могут увеличить привычный срок доставки более чем на 2 месяца, что несет определенный риск пропустить пик продаж и даже не компенсировать издержки на закупку товара.

2. Используйте сервис доставки сборных грузов, чтобы сэкономить на стоимости транспортировки.

Всегда нужно просчитывать перевозку, бывает, что выгоднее отправить два сборных груза, чем один полный контейнер. В целом же «сборники» быстрее доставляются, в том числе и потому, что при прохождении таможенной очистки используются специальные упрощения, предусмотренные для эксперсс-грузов.

3. Страна взяла курс на импортозамещение – используйте это как дополнительную возможность увеличить продажи.

В настоящее время отечественное производство – настоящий тренд, маркетплейсы в том числе активно вводят на площадку собственную продукцию по категориям товаров критического импорта. Однако в производстве таких товаров также используются компоненты, сырье, материалы – не все из них есть в свободном доступе в стране.

4. Проводите аналитику экономической выгоды перед покупкой товара зарубежом.

Причем в расчет нужно брать не только среднерыночную цену, но в том числе издержки на таможенную очистку, доставку, хранение, консолидацию, и т.д.;

Таким образом, в текущих реалиях трансграничная интернет торговля России и Китая переживает некоторый спад ввиду сложностей, возникших из-за санкций, однако экономика постепенно адаптируется и старается точечно и своевременно реагировать на изменения, также наблюдается постепенное снижение курса иностранных валют до рекордно низких показателей, переориентация курса внешнеэкономической политики государства на Восток способствует развитию логистической инфраструктуры в данном направлении, а диверсификация рынка логистических услуг, смена основных транспортных линий, уход от долларовой зависимости – все это в совокупности должно стабилизировать стоимость транспортировки, тем самым снизить цену товара на иностранных маркетплейсах, что должно способствовать увеличению E-commerce бизнеса России и Китая, при этом существует вероятность того, что в B2C сегменте покупатели будут лишены возможности покупать товары напрямую из Китая, в случае остановки доступа к приложению глобального AliExpress.