Когда мы слышим слово «блуд», обычно первая возникшая ассоциация связана с каким-нибудь развратом, не правда ли?
А есть ещё и персонаж низшей славянской мифологии такой – блуд, чья функция состоит в том, чтобы сбивать человека с дороги. Ему родственен глагол «блуждать», а не распутство.
Слово «блуд» – общеславянское и в большинстве славянских языков имеет значение «ошибка, заблуждение».
Блуд не всегда выступает в фольклоре как самостоятельный персонаж. Более распространён, конечно, леший, который практически точно так же «водит» человека, только сам по себе куда более сложный, многогранный и масштабный.
Прежде всего блуд характерен для украинской демонологии. В соответствующих текстах аналогичным словом – «блуд» – называют такое психическое состояние человека, когда он не узнаёт окружающую местность (хотя она ему знакома) и не в силах определить, куда ему нужно идти. Исходя из этого можно заключить, что блуд является персонификацией потери ориентации на местности.
Также поверья о блуде встречаются у поляков и русских.
Описываться блуд может по-разному: как нечто, лишённое каких-либо черт и не имеющее вообще никакого вида и формы, при этом страшное (такой блуд распространён на Гуцульщине и в Полесье), или же как нечто, имеющее человеческие или животные черты. Исследователи считают аморфный образ более древним, однако допускают и обратное утверждение: тогда внешний облик блуда упрощается до полного упразднения в связи с тем, что отображает одну-единственную функцию.
Вместе с тем блуд может появляться в виде различных животных (козы, кошки, собаки), птицы, человека любого возраста и социального положения, карлика, неодушевлённых предметов (таких как копны сена, к примеру) и просто свечения.
Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает блуд в образе птицы – хотя бы потому, что, будучи в такой форме, имеет отдельные названия: дури́птах или дури́потя. Дуриптах толком не летает, выставляя напоказ свою слабость, утомлённость, он едва-едва убегает от человека, может вспорхнуть и отлететь буквально на несколько шагов, не больше, тем самым вызывая у путника желание догнать себя, схватить, дабы в дальнейшем употребить в пищу. Так и сбивает с дороги.
В виде же свечения блуд подобен блуждающему огоньку: мигает на одном месте, а когда жертва приблизится – переносится дальше.
Звуковых проявлений преимущественно не имеет, но иногда описывается следующая ситуация: когда в лесу блуждают двое знакомых друг с другом людей, имитирует голос одного из них в известных целях (при этом тот, чей голос используется, лишается сил, каменеет).
Происхождение блуда в некоторых легендах связывается с представлением о происхождении нечистой силы из падших ангелов (низвергнутые с небес после подавления бунта ангелы, дескать, где упали, там и стали обитать в виде духов: кто упал в лесу – стал лешим, кто в реку – водяным и т. д. и т. п.).
Украинский церковный деятель Иван Иванович Огниенко (он же Иларион) связывал блуда с восточнославянским богом Переплутом (вероятно, «на правах» сниженного образа).
О Переплуте, к слову, я писал ранее.
Продолжение обзора блуда:
Список использованной литературы
- Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян
- Власова М. Н. Блуд; Блудь // Энциклопедия русских суеверий
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции
- Дынин В. И. О номенклатуре русских мифологических персонажей
- Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян: Блуд // Очерки истории культуры славян
- Блуд // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль
- Гайдученко Л. В. Світоглядні орієнтири малоросів Буковини в міфологічних та християнських легендах у записах Л. А. Штауфе-Симигиновича
- Гнатюк В. М. Блуд // Нарис української міфології
- Франко І. Я. Людові вірування на Підгір'ю // Етнографічний збірник
- Худаш М. Походження наймення та релігiйно-міфологічнi функції давньо-руського язичницького божества, відомого як переплут
- Чебанюк О. Ю. Українські народні вірування і перекази про блукання: семантика, прагматика, функції