Academia-nadezhda
552 subscribers

Если образование - "услуга", то учитель - "при..."?

<100 full reads
107 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 37% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Если образование - "услуга", то учитель - "при..."?
А.П. Ткачёв. "Учительница"
А.П. Ткачёв. "Учительница"
А.П. Ткачёв. "Учительница"

Статья "Если образование - "услуга", то учитель - "при..."?" продолжает обсуждение проблем образования на современном этапе статей канала Academia-nadezhda "Министерство просвещения просвещает или образовывает?" и "Почему министерство просвещения, а не образования?".

Современный этап в развитии школьного образования можно определить как катастрофическое падение ЗНАНИЙ школьников. Что произошло со школой? Учителя работают те же, родители, дети, программы, предметы...

Что-то изменилось коренным образом, если сегодня с образованием в нашей стране такие проблемы. Рассмотрим в этой статье одну из многих проблем, которые определили такое падение образования.

1. Образование как услуга...

Сегодня широко распространено мнение рассматривать современные социальные изменения в основном с позиции изменений в техническом и экономическом базисе. Поэтому современная эпоха с позиции материальной части общества называется «постиндустриальной», «информационной», определяя знания как основную производительную силу общества, рассматривая их как технико-экономическое приложение, а не как фундамент культуры современного общества, на котором оно и держится.

Д. Ривера. Индустрия Детройта
Д. Ривера. Индустрия Детройта
Д. Ривера. Индустрия Детройта

Характеристика общества как постиндустриального дается с позиции экономики, научно-технической революции, развития ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ, перехода от преимущественного производства товаров к преимущественному производству услуг.

Несмотря на признание, что производственным ресурсом становятся информация, знания, научные разработки, уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работников, тем не менее этот процесс не объединяют с ростом роли субъективного фактора, переносом мысли этого креативного человека в мир культуры.

Такое неверное отношение к ЗНАНИЮ, которое, якобы, не соединяется с миром КУЛЬТУРЫ, привело сегодня, в период реформирования образования в России к тому, что образование рассматривают с экономической позиции и называют сферой образовательных услуг, выхолащивая духовный аспект процесса – образование как основу единства и идентичности общества, передачу смыслов человеческого бытия, культуры, формирования культурной среды нации.

Вместе с тем, социальная философия констатирует произошедшие изменения и в области знания, превращение их в определяющий фактор современного высокотехнологичного производства, что несколько отодвигает на задний план и капитал, и рабочую силу. П. Дракер [1] весьма убедительно констатирует создание в новейшее время экономической системы на основе знания.

Маринус Ван Реймерсвале. Менялы
Маринус Ван Реймерсвале. Менялы
Маринус Ван Реймерсвале. Менялы

Во все времена Знание было частным товаром. Теперь Знание стало одним из видов ресурсов, одной из потребительских услуг, в одночасье превратившись в ТОВАР общественный. Такое отношение к Знанию, которое не соединяется с миром культуры, привело сегодня к тому, что

образование рассматривают с экономической позиции и называют сферой образовательных услуг,
выхолащивая главное в нем – основу духовности нашего общества, передачу смыслов человеческого бытия, культуры, что сегодня ведет к разрыву связи поколений. Данный разрыв происходит на нравственном уровне.

Арон Гуревич, отмечая, что даже если допустить, что материальное производство является решающим фактором социального развития, то демонстрация определенных экономических состояний и изменений еще

не дает нам объяснения движущих пружин социальных процессов,
ведь общество – это объединение живых людей с их интересами, потребностями, мыслями и эмоциями.

2. Образование как культура, как мир передачи смыслов человеческого бытия...

Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент

Определяющим условием развития всего современного мира стал фактор культуры как совокупность способов передачи знаний, ценностей, норм от поколения к поколению, от одной личности к другой (С. Ячин) [5]. Именно это переориентирует наше сознание, освобождает его от абсолютных предначертаний бытия и иначе актуализирует всеобщий смысл бытия, «бытия в культуре» [3].

Такие изменения, происшедшие в положении человека в мире, превращает человека в центральное звено научной картины мира, требуют внимания к его ментальности.

Определяя содержание современных изменений, можно говорить о переходе от философской логики «наукоучения», характерной для «разума познающего» ( XVII – XIX веков),

к разуму, стремящемуся понять культуру в ее всеобщих онтологических предположениях XXI века ( В. Библер) [3]. Такая трансформация самосознания культуры ХХ I века говорит об исчерпанности нововременного проекта и о рождении постмодернистской эпохи.

Современное образование имеет все правовые основания для решения проблемы формирования культурной среды в образовательной организации:

  • ФГОС (развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира),
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
  • «Фундаментальное ядро содержания общего образования», (определяющее для педагогов культурологический подход к формированию содержания образования),
  • и, наконец, в 2013 году принят «Историко-культурный стандарт», который предполагает, что в основе преподавания истории лежит культурно-антропологический подход.

Смысловая напряженность вопросов сознания, воспитания и развития личности, исходящая из центральной для современной педагогики, вызвана проблемой сохранения целостности человека, его связи с миром, возвращения человека в философском плане к своей подлинности, духовным и национальным традициям, «создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [4] (ФГОС).

Культура переводит человека в другой способ мышления, а, следовательно, сознания и бытия, когда человек выстраивает сам свою жизненную программу, живет в мире активно, очеловечивает мир. Такая встреча с культурой может не состояться, тогда многие истины будут навсегда закрыты для человека. Мир культуры, мир ценностей как смыслов человеческого бытия, как человеческого опыта не присваивается, не наследуется человеком автоматически. Человек должен переоткрывать все ценностные установки эпохи (бахтинское «из-обрести»), то есть, должен быть погружен в культурную среду. Только при этих условиях человек эти ценности присвоит.

Очень важно для развития человека открыть в себе способность перестраивать форму и средства познания мира или совершать поступок. В произведении М. Бахтина «К философии поступка» [2] автор отмечает, что культура и жизнь не одно и тоже, но должны стать одним. Культура и жизнь становится одним в поступке. «…Поступок – как риск перерешения заново исторических судеб [3]…»

Вывод:

Итак, документы есть, концепции, стандарты, нарядные учебники, прекрасно оснащенные классы, а уровень образованности школьника, общества снижается...

Литература:

  1. Дракер, П. Постэкономическое общество. Новая постиндустриальная волна на Западе. [Электронный ресурс] /Под ред. В.Л. Иноземцева.М.,1999. Режим доступа: http :// scd . centro . ru / rass . htm
  2. Бахтин, М.М. К философии поступка. [Электронный ресурс] /М.М.Бахтин. – режим доступа://www.sfi.ru.
  3. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – С. 300.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  5. Ячин, С.Е. Состояние метакультуры // Философия и культура (Научный журнал Института философии РАН). 2008. – № 7. – С. 126-139.

Понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com