Academia-nadezhda
554 subscribers

Как понимать исторические события: бесконечный и ожесточенный спор

Как понимать исторические события: бесконечный и ожесточенный спор
Ф. П. Решетников. Опять двойка                                                                                         (Уж не за историю ли?)
Ф. П. Решетников. Опять двойка (Уж не за историю ли?)
Ф. П. Решетников. Опять двойка (Уж не за историю ли?)

Идея этой статьи родилась в результате понимания того, что публикации канала "Academia-nadezhda" привлекают внимание все большего количества читателей, при этом автор с удовольствием передает накопленный научный материал не только учащимся и студентам, но и широкому кругу заинтересованных читателей, считая, что важно поделиться не только бесспорными фактами, но и предложить, там где это допустимо и оправдано, свой научно-обоснованный подход к излагаемым событиям, предложить версии, а то и вместе с читателем обсудить и высказать свои мнения и суждения. Важной при этом становится проблема историзма в освещаемых вопросах, иными словами, степени исторической достоверности при изложении тех или иных событий, деятельности исторических личностей и простых людей, основ их культурных, философских и нравственных представлений и восприятие этого историзма нашими читателями уже с позиций дня сегодняшнего, часто весьма отличающихся от прошлого, пусть даже недавнего. В ходе обсуждения иногда встречается такой аргумент, опровергающий предложенный авторами канала вариант понимания исторических событий: "А Вы были свидетелем этого? А Вы там были? Вас бы в крепостное право ... " и так далее.

Стоит поэтому разъяснить как историк познает прошлое, каким инструментарием, методами он пользуется для проникновения в события истории. Некоторые подходы к познанию человеческого пути изложим в статье.

1. Культура как источник познания прошлого

Начнем разговор о работе историка с примера. В советской историографии при описании взаимоотношений простого люда и князя в древнерусских княжествах понятие "полюдье" всегда рассматривалось с классовой позиции: князь-эксплуататор ездил по селениям, собирал дань т.е. грабил народ и награбленное свозил к себе ... во дворец. Арон Гуревич, выдающийся советский и российский историк, медиевист решил изучить это явление по всем доступным источникам. Раскопки ничего не дадут, негде искать, летописи тогда не вели. Тогда для изучения этого явления Арон Гуревич обратился к изучению... скандинавских саг, которые сохранились и достаточно точно описывают период раннефеодального государства, на этапе развития которого было такое явление как полюдье. Анализ этих источников привел к выводам, что "полюдье" или "кружение" проводилось следующим образом:

  • князь (в Европе король) ехал в полюдье с языческим волхвом (в христианской Европе это "прево") для осуществления обрядов по родившимся, умершим, заключения брака, лечения и т. д.;
  • он был с дружинниками, которые входили в княжеский (королевский) суд. По прибытию в то или иное селения они осуществляли суд над теми, кто обвинялся в тех или иных преступлениях. На Руси судили по обычаю, у франков уже в VI веке появился свод законов "Салическая правда";
  • собирая дань в одном районе, князь (король) оставлял продукты в тех селениях, которым грозил или уже наступил голод.
Клавдий Лебедев "Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года". 1903 г.
Клавдий Лебедев "Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года". 1903 г.
Клавдий Лебедев "Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года". 1903 г.

Итак, полюдье - это метод управления раннефеодальным государством, в котором еще не сложился центр и аппарат управления. В подходах А.Я. Гуревича к истории мы можем обратить внимание на то, что для него содержанием истории является человеческое сознание, разное в разные эпохи, а не факт, событие, понятие.

А.Я. Гуревич, рассуждая о целях работы историка, пишет, что первое, с чем историк встречается в своих источниках, – это человеческое сознание, запечатленное в памятниках, текстах, созданных людьми, поэтому историк неизбежно должен быть историком культуры, человеческой ментальности, знать умственные установки людей этой эпохи, их способы мировосприятия. Роль историка заключается в том, чтобы расслышать голоса эпох, именно расслышать их голоса, а не интерпретировать их по-своему, и передать их современникам.

2. История - это наука о Человеке и его сознании

Существенный шаг в разработке статуса истории принадлежит исторической школе «Анналов», основателями ее являются:

  • Марк Блок и Люсьен Февр (первое поколение школы),
  • Фернан Бродель (второе поколение Школы «Анналов») и
  • Жак Ле Гофф и А.Я. Гуревич (третье поколение).

Галерея Academia-nadezhda "Портреты основателей Школы "Анналы":

Галерея Academia-nadezhda "Портреты основателей Школы "Анналы": 1. Марк Блок (1886-1944 - расстрелян фашистами ) — французский историк, автор трудов по западноевропейскому феодализму, аграрным отношениям во Франции, общим проблемам методологии истории. Совместно с Люсьеном Февром основал журнал «Анналы» (1929). Один из основателей одноимённой школы, произведшей переворот в исторической методологии.

В качестве области синтеза был выбран Человек и его сознание, в котором должны были найти отражение все стороны бытия. История, таким образом, превращалась из науки о прошлом в науку о Человеке и его сознании. Особенно характерен для Школы «Анналов» интерес к скрытым, потаенным уровням общественного сознания, не выраженным четко, для которых был изобретен термин, получивший в дальнейшем самое широкое распространение – ментальность (mentalite). Ментальность стала одним из главных научных понятий Школы, а история ментальностей, то есть «разлитых» в определенной социальной среде умонастроений, неявных установок мысли и ценностных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов – главным и наиболее интересным аспектом ее деятельности [1].

Именно такая история интересна авторам данного канала, которые считают, что именно сознание людей прошлого вызывает к жизни те или иные события. Сколь ни казались бы разбросанными и несочетающимися пристрастия, желания, фобии отдельной эпохи, в конечном счете, они стягиваются к единому центру – общественному человеку этого времени, к «базовой» личности, которая формируется в зависимости от типа культуры, то, что А. Гуревич очень точно назвал: культура молчаливого большинства. Психология «людей книги» и психология «людей зрелищ», религиозное сознание – теологическое и обыденное, взаимодействие «культуры страха», «культуры стыда» и «культуры вины» – эти и многие другие измерения исторической психологии это не есть хаотичное нагромождение несвязанных вопросов, явлений и действий.

Примером такого подхода может служить анализ фресок эпохи Возрождения в Ватикане, которые мы проанализировали в статьях:

В результате приведенного в этих статьях анализа история, ее процессы и исторические события открываются с другой стороны, выглядят несколько иначе.

Или, еще один пример: известнейшие в нашей стране имена талантливых крепостных художников, актеров, предпринимателей, выросших в крепостной неволе, ставших гордостью России. Если идти от тогдашней реальности, то надо более глубоко проанализировать это историческое явление, переосмысливать, наше современное отношение к системе крепостного права в России. Мы сделали попытку задаться этим вопросом в статье канала:

Одно из самых широко употребляемых сегодня понятий, наряду с "ментальностью", является понятие "ценности" в современном мире. Но ведь оно применимо к любой исторической эпохе. Рассматривая, например, понятие ценностей в средние века, А. Гуревич изучает их на примере работы средневекового проповедника немецкого францисканца Бертольда из Регенсбурга и тогда наше понимание ценностей расширяется. Многие ценности, названные Бертольдо, мы не замечали и не формулировали:

Галерея Academia-nadezhda " Портрет средневекового немецкого проповедника францисканца Бертольда из Регенсбурга":

Галерея Academia-nadezhda " Портрет средневекового немецкого проповедника францисканца Бертольда из Регенсбурга": 1. БЕРТОЛЬД из Регенсбурга (род. в 1220 г.) – блаженный католической церкви, замечательный немецкий народный проповедник, носивший прозвище "селянин", "простец".

Ценности он определяет как дар:

  • Первый дар, доставшийся человеку от Бога – наша собственная персона: душа и тело каждого человека.
  • Второй дар заключается в должности, социальном служении, правовом статусе, профессии индивида.
  • Третий дар материальный: имущество, богатство, собственность, коими обладает тот или иной индивид.
  • Четвертый дарвремя нашей жизни, которым следует распоряжаться разумно и бережно, т. е. трудиться и заботиться о спасении души.
  • Пятый дар любовь к ближнему, (то, что мы теперь назвали бы социальностью индивида [2]).

Из пяти названных даров или ценностей мы называли только любовь к ближнему. Но не замечали ценности профессии - любимого дела человека, собственности, а Гегель определял частную собственность как основу свободы, времени в жизни каждого из нас. Быть личностью – главная ценность, сформулированная в данном примере. Мы это понимаем в аспекте личностной самореализации как смысле жизни каждого индивида.

Вывод:

В работе «Апология истории» Марк Блок так определяет предмет истории:

«Иногда говорят: “История – это наука о прошлом”. На мой взгляд, это неправильно. Ибо, во-первых, сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна. М. Блок уточняет, что история – это наука о людях, о людях во времени, наука о человеческом духе.
Поиск особого «силового поля» разных измерений единого позволяет воссоздать траекторию историко-антропологической эволюции, дает возможность осмыслить любую частную историю (искусства, науки, общества, религии) именно как человеческую историю или истории как культуры. Подобный историко-психологический анализ сделал историческое знание гуманитарным, т.е. человеческим, разумеется, принимая во внимание всю массу исторических фактов и событий.

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте : монография / Н. Б. Бурыкина. - Москва : Компания Спутник+, 2009. - 326 с.
  2. Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с.
  3. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – 398 с.
  4. Гофф, Ж. Л. Средневековый мир воображаемого.[Текст]: Пер. с фр./Л. Ж.Гофф. – М.: Прогресс, 2001. – 439 с.

Понравилась статья- ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda.com/