Academia-nadezhda
571 subscriber

Когда был оставлен русский путь?

<100 full reads
441 story viewUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 21% of the total page views
3 minutes — average reading time
Когда был оставлен русский путь?
Таблица Academia-nadezhda "Когда был оставлен русский путь?"
Таблица Academia-nadezhda "Когда был оставлен русский путь?"

Название статьи повторяет слова В.С. Соловьева, русского философа XIX века, которыми он назвал свою статью "Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться" написанную в 1881 году.

Ключевая и до сих пор актуальнейшая мысль состоит не только в поиске прежнего пути, но и как российскому обществу двигаться дальше. Если мы не найдем свою обновленную, объединяющую весь российский народ, общество и государство идею, то мы по-прежнему будем слабыми и лишь догоняющими более успешные общества.

Справка Academia-nadezhda. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) - выдающийся русский философ XIX века, религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

В.С. Соловьев считал, что с русского пути российское общество сворачивало трижды:

  • при монголо-татарах, но Русь освободилась от ига в 1480 году;
  • в период крепостного права, но его отменил Александр II в 1861 году;
  • Третий поворот с русского пути произошел в результате реформ патриарха Никона в середине XVII века. Восстановилась ли Россия после этого третьего поворота?

В чем суть реформ Никона?

1. Состояние Российского общества в XVII веке: "Бунташный век" и сближение России с Западом

Галерея Academia-nadezhda "Бунташный век: смуты, бунты и восстания в России в XVII веке":

В начале XVII века Россия переживала смутное время. Вступая в новую эпоху, в Новое время, страна находилась в глубоком кризисе - общественном, государственном, экономическом и культурно-религиозном. Попытки реформировать страну на протяжении длительного времени усугублялись тем, что начавшийся процесс усиления централизации власти не сопровождался появлением в ее верхах талантливых личностей, которые смогли бы решить все эти масштабные вопросы реформирования страны. В.О. Ключевский- крупнейший российский историк отмечал, что члены российского правительства в первые три царства Романовых (1613-1682 гг.) производили впечатление людей случайных во власти. Они не знали государственного дела.

Справка Academia-nadezhda. Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911 гг.) - выдающийся русский историк, академик, почетный академик Санкт-Петербургской Академии Наук по истории и древностям русским, заслуженный профессор Московского университета, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Кризисное состояние общества усиливалось ростом налогового бремени, постоянными войнами, финансовые проблемы - все это приводило к тому, что век получил название "Бунташный век". Необходимость реформ нарастала.

Многие мыслители этого времени считали необходимым обратиться к опыту Запада. Так, Юрий Крижанич публицист и мыслитель XVII века, говоря о пороках государственного строя того времени, предлагал реформировать Россию на примере западноевропейской неограниченной монархии.

Справка Academia-nadezhda. Юрий (Юрай) Крижанич (1617–1683) – мыслитель, энциклопедически образованный ученый, полиглот, по национальности хорват, католик, переводчик при польском посольстве в Москве (1647—1648). Отводил Руси ведущую роль в необходимом, по его мнению, единстве славянских народов, но и подвергал критике тогдашние нравы на Руси, мешающие ей выполнить ее историческую миссию.

В период царствования первых царей из рода Романовых Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) в различных сферах жизни начинают развиваться контакты с Европой :

  • в экономике - появились мануфактуры, развивается торговля, постепенно складывается внутренний рынок с ярмарками и специализацией районов страны;
  • в военном деле - появляются полки "нового" или "иноземного" строя, которые к концу XVII века по численности уже значительно превосходили прежнее дворянское войско;
  • в культуре - распространялись новые идеи, книги, новые научные знания, учения и образование;
  • появилось много иноземных мастеров военного и ремесленного дела;
  • в быту - распространялись иностранные бытовые вещи, привычки, нравы постепенно вытесняли из быта традиционные российские нормы жизни, например, карета у царя была немецкая.

Галерея Academia-nadezhda "Романовы, управлявшие Россией в XVII веке":

2. Причины отрицательного отношения российского общества ко всему иноземному

Но значительная часть общества с недоверием и подозрительностью относилась к иноземным новшествам. Начиная с XIV века Русь рассматривалась как "Святая Русь". Российское общество осознавало свою Родину как исключительную духовность общность и такое отношение порождало презрительное отношение ко всему иностранному и к самим иностранцам. К тому же, осознание себя и своей страны как духовную исключительность приходило в противоречие с жизненными интересами и потребностями общества (примерно как США и Европа сегодня). Отгораживаясь от достижений Запада в культуре, науке, экономике, россияне затрудняли для себя достижение той цели, которую ставили перед государством великие князья, собирая русские земли в период возвышения Москвы.

Есть еще одна причина отрицания достижений Запада. Приглашая на службу выходцев из других стран, российское общество не интересовалось их моральными и нравственными качествами. Среди иностранцев, кроме тех, кто служил России верой и правдой, было много авантюристов, проходимцев, пришедших в страну за легкой наживой.

Другим обстоятельством неприятия иностранцев на государственных постах состояло в их конкуренции московским служилым людям, повышая требования к их личным и деловым качествам. Торговые люди опасались западных купцов, потому что им предоставляли больше льгот и прав, это подрывало их собственный промысел.

3. Причины, приведшие к реформированию Русской православной церкви

Кризисное состояние российского общества, брожение умов, недостаток внутренних импульсов для дальнейшего развития приводило к необходимости поиска пути дальнейшего общественного развития. Столкновение разных концепций исторического выбора страны нашло свое развитие в расколе Русской православной церкви. Это связано с той важной ролью, которую играла церковь и церковный приход в жизни россиянина в качестве важнейшей религиозной, социальной ячейки, месте отправления обрядов, центре политической и общественной жизни.

Реформа церкви в Европе произошла в начале XVI века, в период преобразования церкви и религиозного канона. Проводили Реформацию не сама церковь, а монахи Мартин Лютер (1483-1546 гг.) и Жан Кальвин (1509-1564 гг.).

Справка Academia-nadezhda: Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви. Её началом принято считать 31 октября 1517 года, согласно легенде, в этот день Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви г. Виттенберг свои «95 тезисов», в которых он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви.

Галерея Academia-nadezhda "Реформаторы католической церкви Мартин Лютер и Жан Кальвин":

Те страны, в которых победила Реформация, начали быстро развиваться рыночные отношения, мануфактурное производство. Те страны, в которых победила Контрреформация, феодальный строй переживал кризис, но продолжал существовать. Реформация была подавлена жестока, например, во Франции. В статье канала мы писали о борьбе католиков с гугенотами.

Российское самодержавие, начиная реформы, стремилось опереться на авторитет церкви, использовать ее силу и влияние на народ, с одной стороны, а с другой стороны - реформировать церковь в соответствии со своими представлениями о роли, задачах, месте ее в новых исторических условиях развития русской государственности. Но Русская православная церковь переживала духовный кризис. Причины кризиса:

  • Лжедмитрий I, он же Григорий Отрепьев, ставший на короткое время русским царем (1605-1606 гг.) прежде был секретарем у патриарха Иона. В 1603 году, сбежав из Москвы в Литву, он принял католицизм и затем при помощи поляков стал первым русским царем-католиком, которого венчал на царство вновь выбранный патриарх Игнатий.
  • Митрополит Филарет, отец будущего основателя новой династии Романовых на российском престоле Михаила Федоровича, был назначен Лжедмитрием II в патриархи и находился в Тушино рядом с католиком-самозванцем. В 1619 году он был избран патриархом Русской православной церковью;
  • в 1610 году на русский престол Семибоярщина свергла царя Василия Шуйского и избрала царём 15-летнего католика Владислав IV Вазу, старшего сына польского короля Сигизмунда III. Только в 1634 году царь Михаил Федорович выкупил титул Великого князя Московского у Владислава, когда то стал польским королём;
  • в 1613 году на российский престол был избран Михаил Федорович (1596-1645 гг.), сын митрополита Филарета. Михаилу Романову в это время было только 17 лет. Это происходит в стране, в которой экономический, военный, политический и государственный кризис;
  • старая религиозная культура не соответствовала новым веяниям времени, требованиям общества. В обществе, особенно среди горожан, распространялось безразличие к вере. Появлялись различные религиозные учения, такие как капитоны - последователи учения монаха Капитона, который как и Лютер, отрицал необходимость священнослужителей и церковной иерархии, призывал всех жить за счет своего труда.

4. Реформы Никона

Галерея Academia-nadezhda "Патриарх Никон":

Обострение противоречий внутри российского общества привели светские и религиозные власти к пониманию необходимости реформ. Но смысл этих реформ они понимали по-разному. Царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.) вступил на престол в 16 лет. Он нуждался в советах и помощи при принятии государственных решений. В 1646 году по монастырским делам к Алексею Михайловичу пришел игумен Кожеозерского монастыря Никон - челочек суровый, тщеславный, властолюбивый и твердой воли. Он быстро приобрел огромное влияние на 17-летнего царя, который нуждался в советах мудрого человека. В 1652 году церковный собор в угоду царю Алексею Михайловичу избрал Никона новым главой Русской православной церкви. Но Никон, обращаясь к царю, боярам и народу, спросил:

"Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего и дадут мне устроить церковь?" [1].

Царь, бояре, представители церковной власти поклялись, что позволят ему проводить реформы церкви, и лишь после этого Никон принял сан патриарха.

По какому пути реформирования церкви пойдет патриарх Никон: по лютеранскому, способствующему развитию капитализма, или по пути контрреформации, консервирующему феодализм?

Никон укрепился в вере в свое богоизбранничество, что было присуще ему с юности. Он не был сторонником принципиальных реформ, он видел их как средство укрепления церковной власти. Но ему были тесны церковные рамки, он не собирался быть в стороне от государственных дел:

  • он вмешивался в решения внешне- и внутриполитических дел страны;
  • в отсутствие царя патриарх Никон принимал решения по гражданским и даже военным делам;
  • ему подчинялась Боярская дума;
  • в приговорах Думы появилась формула: "святейший патриарх указал, и бояре приговорили";
  • царь Алексей Михайлович повелел именовать Никона "великим государем".

Власть патриарха была только приравнена к царской, он следовал идее беспрекословного подчинения прежде всего лично себе, как патриарху, не только служителей православной церкви, но и по образцу католического папства поставил себя над государем!

Церковная реформа Никона началась в 1653 году. Реформа основывалась на основных догмах:

  • редактирование священных текстов, исправление ошибок, унификация текста по греческому образцу;
  • двуперстное крещение сменяется трехперстным;
  • земные поклоны или метания отменены;
  • крестные ходы теперь делаются в обратном солнцу направлении;
  • трегубая аллилуйя;
  • на просфорах чертилась печать;
  • количество просфор изменилось.

В делах церковных патриарх Никон был столь же авторитарен, безапелляционен. Взявшись за реформирование обрядности православия он был жесток, все крестящиеся двумя перстами были отлучены и прокляты, преследование еретиков сопровождалось жестокими казнями и сожжениями на кострах, все иконы написанные по прежнему канону подлежали уничтожению. Это наносило неизмеримую физическую и психологическую травму верующим, ассоциировавших происходящее с пришествием антихриста и концом света, предпочитавших мучительную смерть отказу от прежних обрядов. В результате Никон духовно расколол общество, что привело к образованию течения старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом (сожжен на костре) и никониан.

Галерея Academia-nadezhda "Протопоп Аввакум и старообрядцы против церковной реформы патриарха Никона":

Таблица Academia-nadezhda"Основные положения православия, которые в результате реформы Никона духовно раскололи российское общество":

Таблица Academia-nadezhda "Основные положения православия, которые в результате реформы Никона духовно раскололи общество".
Таблица Academia-nadezhda "Основные положения православия, которые в результате реформы Никона духовно раскололи общество".

В итоге, сильнейшее оппозиционное движение против патриарха Никона и его реформ привело к низложению его решением церковного собора 1660 года, а в 1666 году к судебному и лишению сана патриарха. Его сослали под надзор в Ферапонтов монастырь как простого инока старца Никона.

В.С. Соловьев пишет о том, что реформы Никона ... свернули Россию с пути:
"
Патриарх Никон — это церковная иерархия, ставящая себя вне Церкви, извне преобразующая быт религиозный и производящая раскол... Образцом Никона было папство…" [2].
"... Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа", - скажет в 1763 году императрица Екатерина II на совместной конференции Священного Синода Русской православной церкви и Сената. [4].

В статье канала Academia-nadezhda

мы поднимаем вопрос о многочисленных попытках окатоличивания Руси.

Вывод:

Когда был оставлен русский путь? В.С. Соловьев считал, что русский путь был оставлен тогда, когда патриарх Никон поставил власть церкви над государством на манер католической церкви средневековья и когда церковь приобретала светскую власть на манер римского папы. Реформы церкви Никона повернули Россию к Западу, что нарушало интересы разных слоев населения страны. Именно это и назвал В.С. Соловьев папством. Даже сегодня интерес к западу, преклонение перед всем европейским в российском обществе неоправданно велик вопреки интересам России.
По мнению другого выдающегося русского мыслителя Н.А. Бердяева "... в России произошел раскол общества, раскол навсегда...", сложившего условия куда более жестоких событий, постигших Россию в XX веке. ... Была поставлена под сомнение идея "Москва - третий Рим" в широких слоях российского православного народа... [5]
Об этом подробнее см. статью канала
Главное. Каким должен быть русский путь сегодня?

Литература:

  1. Пихоя Р.Г. Судьбы реформ и реформаторов в России. М.: Издательство РАГС, 1999. 374 с.
  2. Соловьев B.C. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?//Златоструй, 1992, 2. С.7.
  3. Соловьев В.С. Любовь к народу и русский народный идеал (открытое письмо к И. С. Аксакову) 1884.
  4. Речь Императрицы Екатерины Великой о старообрядчестве, сказанная на общей конференции Синода и Сената 15.09.1763 года. Режим доступа: http://krotov.info/acts/18/2/17630915.html
  5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, советуйте друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda.com/

Когда был оставлен русский путь?

#реформы_никона #бунташный_век #новое_время_в_россии #готовим_егэ_по_истории #проблемы_россии_в_17_веке #старообрядцы #аввакум #церковный_раскол #основы_православной_культуры