Academia-nadezhda
552 subscribers

Куда ведет нас телевидение... Невыученные или непонятые уроки российской истории

<100 full reads
130 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 43% of the total page views
5 minutes — average reading time

Анализ исторических событий предстает как
гуманитарная технология, рефлексия накопленного
духовного и исторического опыта человечества для
понимания современности.

Academia-nadezhda

   Богиня истории Клио
Богиня истории Клио
Богиня истории Клио

В многосерийном документальном телевизионном фильме, демонстрируемом на одном из ведущих телеканалов страны рассказывается о Российской империи и невыученных нами уроках истории нашего государства. Автор в повествовании сосредоточился на аргументации мысли о процветании Российской империи в конце 19 - начале 20 века. Но из фильма созданного с привлечением массы интересных фактов, цифр о процветании экономики, образования, науки и культуры не становится понятным:

  • Почему народ процветающего государства смёл это самое государство в течение весьма короткого времени - сначала в феврале 1917 года, а окончательную точку поставил в октябре 1917 года?
  • Почему процветание как благо, оказалось не понятым ни народом, ни широкими слоями интеллигенции, ни депутатами Государственной Думы, ни правительственными и чиновными кругами, ни генералитетом русской армии, ни ближайшими родственниками российского государя Николая Второго?
  • Более того - успех и процветание страны и населения не привели к победе России в русско-японской войне 1904-1905 годов, а оказались недостаточно мощными и бесповоротными?
  • Не менее важным является вопрос об отношении в этом новом, советском государстве к церкви и священникам широких слоев населения бывшей империи, православного в массе своей и верующего народа. Как все эти противоречия можно объяснить?

В фильме ответов нет.

Ответить на эти вопросы и усвоить ответы на них представляется куда важнее, чем просто говорить о достижениях царской России и перечислять то, "как распорядились большевики с доставшимся им богатым наследством."

Поиски ответа на вопросы.

1. "Я мира, созданного Богом, не принимаю!"

Проблемы революционного движения, переустройств и реформ проанализировал Николай Бердяев в своей блестящей работе "Истоки и смысл русского коммунизма". Он объясняет причины выступления христианского народа против церкви, их атеизм тем, что русский народ из жалости, сострадания, из невозможности выносить сострадания делались атеистами [2, С. 35]. Как объяснил Ф. Достоевский устами своего героя в романе "Братья Карамазовы": "Я мира, созданного Богом, не принимаю!"

Народ не принимает тот порядок, который столетиями установился в государстве, потому что крестьянство жило в тисках крепостного права, считал право - "неправдой" [2, С. 14] и несправедливостью, но обвиняло в этом не царя, а господствующий класс - дворян. Неправдой народ считал также и владение помещиками огромными землями. Крестьяне считали, что землей должны владеть те, кто на ней работает - пример наивного аграрного социализма.

Город Китеж озеро Светлояр
Город Китеж озеро Светлояр
Город Китеж озеро Светлояр

В народе и в интеллигенции росло чувство неприятия того государства, которое развилось в огромную империю, в трудах, мыслях и легендах будет искание царства, основанного на ПРАВДЕ - искание Града Китежа.

В 17 веке происходит церковный раскол. Как писал В. Соловьев в работе "Когда был оставлен русский путь...", раскол привел к насилию "... жизни духовной во имя духовного начала, профанация этого начала — грех против Духа Святаго…" [3]. Этот раскол проник во все поры общественной, государственной жизни, породил противостояние групп, классов... и доведет общество до гражданской войны, революции, которую поддерживали в большой степени старообрядцы, не принявшие и не простившие церковных реформ.

2. Государство - это заговор богатых против бедных

Неприятие государства и власти в нашем народе до сих пор сильно. И поводов для этого множество постоянно дает как само современное государство, так и служащее ему чиновничество. Но неверие государству и чиновникам, отрицание положительного в принимаемых законах не есть явление дня сегодняшнего. Оно начинается еще в средневековье. В этом несколько причин. Одна из них состоит в том, как мы понимаем причины возникновения государства.

Перед нами три политологические теории возникновения государства:

Таблица автора, отражающая теории причин возникновения государства
Таблица автора, отражающая теории причин возникновения государства
Таблица автора, отражающая теории причин возникновения государства

В Европейских странах странах победило и реализовалось государственное строительство по форме и методам господства власти, основанное на идеях теории общественного договора - народ, якобы, договорился с властью и самостоятельно, осознанно и по доброй воле передал (делегировал) исполнение значительной части своих полномочий государству и, якобы, осуществляет общественный контроль над ним через гражданское общество, а оно контролирует государство [5].

Таблица автора, раскрывающая последствия господства теорий в обществе
Таблица автора, раскрывающая последствия господства теорий в обществе
Таблица автора, раскрывающая последствия господства теорий в обществе

В российском обществе иное представление об этом процессе. В нем с незапамятных времен укоренилась мнение, что, как писал автор идеи о социалистическом государстве Томас Мор, государство - это заговор богатых против бедных. А потому в России, в результате господства теории заговора не может сложиться гражданское общество, не может возникнуть сотрудничество народа и государства, а народ становится подданным государства (в какие бы демократические формы оно не рядилось). Империя - она всегда будет империей, уж если не по внешней форме, то в душе, а это главное.

3. Причины государственного деспотизма в России

Никколло Макиавелли в своих поучениях "Государь" разъясняет от каких элементов зависит характер государственной власти - будет она деспотической или демократической:

  • Деспотизм вырастает из окружения правителя (примером для Макиавелли служит современная ему Турция): если правитель окружает себя лично преданными людьми или, у Н. Макиавелли, слугами.
  • Демократизм вырастает из окружения, равного королю - дворяне Франции, Англии были равны по знатности, богатству своим королям.

Вспомним героев романа А. Дюма Портоса, Арамиса и др. Король понимал, что, если он пойдет против них, то получит войну и тогда неизвестно, кто победит, ведь у дворян тоже есть армия. Такое положение дел останавливало правителей от безрассудства. В Европе был еще один механизм контроля за правителями европейских государств - контроль со стороны церкви - римского папы. Именно он одевал корону на голову королю и мог ее снять (вспомним случай с "хождением в Каноссу).

Карло Эммануэль. Генрих IV и Григорий VII В Каноссе в 1077
Карло Эммануэль. Генрих IV и Григорий VII В Каноссе в 1077
Карло Эммануэль. Генрих IV и Григорий VII В Каноссе в 1077

В России сложилась следующая система власти: бояре владели вотчинами. Это были частновладельческие земельные владения. Великий князь не мог их отобрать, их нельзя было продать, подарить. Это родовое владение делало бояр сильными, независимыми от князя. Они сидели в Совете бояр и ограничивали власть Великого князя.

Но под влиянием монгольского ига, права бояр и структуры власти в России постепенно изменялись, стали появляться дворяне - служилые люди. Но это дворяне не европейского типа, они владели поместьем не вечно, а только на время службы и поэтому были лично преданы Великому князю, позднее государю всея Руси, затем царю.

В России к 15 веку произошел раскол того сословия, которое ограничивало власть Великого князя - бояр, приведший к их постепенному ослаблению, что позволило уже в 16 веке Ивану Грозному, в период опричнины, опираясь на дворян-опричников, силой отобрать у бояр их вотчины - столетиями сложившуюся их частную собственность на землю без суда и следствия, сопровождая это жестокостями. Дворяне в свою очередь раскалываются на московских и провинциальных, только московские дворяне были близки к власти и занимали государственные должности. Борясь с сословием бояр, которое должно было ограничивать его власть, Иван Грозный создает основы для будущего деспотизма российской власти.

Петр Первый опирается в своих реформах на дворян, которые поднимаются по службе из низов по разработанному им табелю о рангах. Их потом назовут "птенцы гнезда Петрова". Они будут заряжены на реформы, вмешательство в политику и на протяжении последующих 100 лет через дворцовые перевороты будут диктовать, кому править в России.

Именно по этому принципу личной преданности, перерастающей в деспотизм, строит свою власть И.В. Сталин, поэтому его назовут "великим макиавеллистом". Получив в 1922 году должность в ЦК ВКП(б) , связанную с кадрами, он расставит на все посты лично преданных людей.

Вывод:

Мы привели лишь некоторые истоки событий начала XXвека в России. Русский философ Г. Федотов пишет о том, что все явления в России XX века имеют истоки в глубокой истории нашего государства. Прочтем вновь его слова и станет более понятным, что советская власть не из космоса прилетела:

"Новый советский человек вылез на свет Божий из Московского царства. Посмотрите на поколение Октября. Их деды жили в крепостном праве, их отцы пороли самих себя в волостных судах. Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей".
Вглядимся в черты советского человека... Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века?" [4]

Современный россиянин, построивший великую экономику, победивший в Великой Отечественной войне, поднявший страну из руин формировался веками - в нем сидят все достижения науки, культуры, ратные и трудовые подвиги поколений, сформировавших исторический цивилизационный код многонациональной российской нации.

Истоки происходящего и ответы на вызовы дня сегодняшнего - в нашей истории. Ее надо понять, почувствовать, а не подгонять глубинные исторические процессы под искания дня сегодняшнего, причем, по сути своей, настолько противоречивого, что неизвестно еще как на него посмотрят наши потомки. Без исторического фундамента не сыщем мы у них уважения и понимания.

И про телевидение... В очередной раз вспоминается знаменитая песня В. Высоцкого про дорогую передачу...

Еще больше по этой теме статьи канала:

  1. 1917 год... Неизвестные страницы истории
  2. Креатив Запада или творчество масс... Неизвестные страницы истории
  3. Русская национальная идея и Андрей Рублев

Литература:

  1. Бурыкина Н. "Переходная эпоха в историческом процессе". С. 154).
  2. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: «Наука», 1990. – 223 с.
  3. Владимир Соловьев. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?
  4. Федотов, Г. Россия и свобода. [Текст] /Г. Федотов. //Знамя. – 1989. – № 13. – С. 197-214.
  5. Бурыкина Н.Б. Метапредмет "Знание". Теории о государстве и власти Нового времени. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С. 34-37.

Понравилась статья - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь. Спасибо!