Academia-nadezhda
773 subscribers

Мазаччо и проблемы раннего итальянского Ренессанса

137 full reads
Мазаччо и проблемы раннего итальянского Ренессанса
Автопортрет Мазаччо (в центре), фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре» из капеллы Бранкаччи.
Автопортрет Мазаччо (в центре), фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре» из капеллы Бранкаччи.

1. Периоды эпохи Раннего Ренессанса

Эпоха Кватроченто или Ранний Ренессанс делится условно по достижениям и открытиям в искусстве на 3 периода по тридцать лет:

Первое тридцатилетие. Лидер в художественной жизни Италии в эпоху кватроченто – Флоренция, с которой связаны три имени, заложившие принципиальные основы нового художественного видения – Филиппо Брунеллески, Донателло и Мазаччо. С творчества этих гениев начинается ранний Ренессанс. Происходит отречение от готики, как преодоление потусторонних их интересов.

Второе тридцатилетие. Во втором тридцатилетии XV века продолжается ранний Ренессанс и появляются новые черты. Отличительной особенностью второй группы стало свойственное им наполнение произведений мелкими подробными деталями, которые начинают прорабатывать художники: Фра Филиппо Липпи. Доменико Венициано, Андреа дель Кастаньо и др. Значение Филиппо Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма, любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты.

Третье тридцатилетие. Верроккио, Гирландайо, Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо. В мастерской Верроккио сосредоточились на разработке технической стороны. Четкий рисунок, творческая индивидуальность, проникновенность и прочувственность изображения - достижения этого тридцатилетия. Этот период подготовил Высокий Ренессанс и воспитал его титанов: Микеланджело учился у Гирландайо и Бертольдо, Леонардо учился у Верроккио.

2. Конкурс 1401 года: полемика с готикой

В средние века проводились состязания художников, скульпторов. Во Флоренции был объявлен конкурс на изготовление северных, бронзовых ворот баптистерия. В конкурсе участвовали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Необходимо было изготовить сцену "Жертвоприношение Авраама" в виде рельефа, заключенного в медальон.

Л. Гиберти, следуя античности, гуманистической культуре и историзму, изображает отказ от родительской любви ради повиновению высшему долгу. Исаак изображен с совершенными пропорциями тела, Авраам склоняется в движении. Событие развивается медленно. Движение не сосредотачивается в одном действии, оно не совершенно: Авраам не нанес удар, ангел еще летит по небу, Исаак не повержен, ягненок еще стоит на скале.

У Брунеллески та же история длится гораздо меньше. Движения синхронны, они изображены в едином порыве. Все устремлено к Исааку. Происходит столкновение противоположных сил: устремленный вперед Авраам подталкивает руку с ножом, другая рука безжалостно задирает голову жертвы. Тело Исаака поддается силе рук отца, но в ногах уже чувствуется сопротивление и попытка вырваться на свободу.

В конкурсе победил Гиберти, он получил заказ. Но Брунеллески революционен, он установит новые законы построения пространства - перспективу. Это будет пространство, которое передает смысл, а не расположение предметов.

Так рождалось искусство раннего Ренессанса. Когда мы пришли к дверям баптистерия, вокруг стояло очень много людей. Так происходило на протяжении всех дней, когда мы приходили на эту площадь. Посетители понимали, что эти шедевры определяли искусство раннего Ренессанса.

Таблица Academia-nadezhda.
Таблица Academia-nadezhda.

3. Творчество Мазаччо (1401-1428 гг.)

Его полное имя Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассай, но вошел он в историю искусств под именем Мазаччо. Совсем немного таких мастеров, которые представляют уникальное явление. Его сравнивают с кометой: он стремительно появился на небосклоне Ренессансной культуры, зажег новые направления в живописи Флоренции, когда тон еще задавали позднеготические мастера. Но он создал совершенно новое искусство.

Истоки искусства Мазаччо восходят к живописи Джотто, Мазо. Он раскрыл свой творческий потенциал в обществе, которое переживало подъем гражданского гуманизма, в тесном контакте с идеями и искусством Донателло, Брунеллески. Именно у него Мазаччо учился перспективе.

Работы Мазаччо в основном были в монументальной живописи. Немногочисленные алтарные картины - триптих из Сан Джовенале в Каша (1422), "Мадонна со св. Анной" (1424), полиптих из церкви Кармине в Пизе (1426). В этих работах он, наряду с жизненной силой образов и пластической мощью, еще показывает архаичные мотивы.

Все величие открытий Мазаччо раскрывают его фрески , особенно росписи в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (1425-1427 гг.). Фрески, расписанные Мазаччо сродни фрескам Джотто в капелле дель Арена по силе величия и новаторства.

Мазаччо в капелле работал вместе с Мазолино, который расписал своды и люнеты. Фрески его работы не сохранились. По этим фрескам можно проследить его основные открытия, которые проложили живописи путь к раннеренессансному искусства:

  • природа играет новую роль: Мазаччо , изучив природу, изображает ее как индивидуальный образ;
  • прекрасное знание форм, которые изображает художник, предстают перед нами живыми людьми;
  • Мазаччо в произведениях различает функцию тела и одежды. Соотношение между телом и одеждой приводит к тому, что одежда играет самостоятельную роль;
  • изображая группу людей, Мазаччо строит ее изображение из индивидуумов;
  • изображение пейзажного пространства выиграло от близости к природе, стало более согласовано с чувственным опытом.

Мастера кватроченто, которые придут вслед за Мазаччо, будут развивать соотношение человека и природы, открытое им.

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте : монография / Н. Б. Бурыкина. Москва : Компания Спутник+, 2009. 326 с
  2. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. /М. Дворжак. - М.: Искусство, 1978. С. 13-40.
  3. Больше об эпохе Возрождения в статьях канала:

Понравилась статья: пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь статьей, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda!

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com

Мазаччо и проблемы раннего итальянского Ренессанса

#возрождение #мазаччо #итальянское_возрождение #ранний_ренессанс #открытия_мазаччо #мастера_эпохи_возрождения